Народное представительство во властных структурах демонстрирует существование системы муниципальной демократии. Эффективность в работе определяется степенью участия граждан страны в общественной жизни. Органы государственной власти и местное самоуправление взаимодействуют с институтами гражданского общества, благодаря нормативно-правовым актам, регулирующим волеизъявление людей.
Ключевые слова: слушание, народное представительство, государственная власть, нормативно-правовым акты, градостроительство.
People's representation in government structures demonstrates the existence of a system of municipal democracy. The effectiveness of the work is determined by the degree of participation of citizens of the country in public life. State authorities and local self-government interact with civil society institutions, thanks to regulatory legal acts regulating the expression of people's will.
Keywords: hearing, people's representation, state power, regulatory legal acts, urban planning.
Население имеет возможность принимать участие в решении важных вопросов градостроительства с помощью организованных публичных слушаний. Данная форма влияния на содержание муниципальных правовых документов обеспечивает учет мнений населения по разным проблемам, актуальным для жителей регионов. В Российской Федерации благодаря принятию ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появилась обязательность в организации публичных слушаний по вопросам, закрепленным нормативно [1].
Муниципальная власть должна принимать решения в градостроительстве, земельных и правовых отношениях с учетом мнения жителей. Так же на федеральном уровне был установлен порядок проведения общественных мероприятий, закрепленный в Уставе или правовом акте представительного органа власти.
Местное самоуправление разрабатывает акты, которые направлены на организацию процесса. Однако единого правила не существует, универсальный порядок не выработан, а рекомендации специалистов не всегда применимы в отдельных муниципалитетах.
Институт делиберативной демократии представляет собой общественные или публичные слушания, которые в РФ утверждаются с 90-х годов.
Первоначально совместно обсуждались вопросы об охране окружающей среды, затем хозяйственная деятельность, возможность размещения объектов и т. п. В 2003 году был принят федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статья 28 которого регулирует взаимодействие, связанное с публичными слушаниями между должностными лицами местных муниципалитетов и органами государственной власти. ФЗ № 97 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» излагает конкретные нормы, необходимые для согласования проектов планов поселений, застроек и других вопросов землепользования и градостроительства.
Общие сведения о публичных слушаниях можно найти в Уставах муниципалитетов. Положения местных образований формулируют конкретный порядок проведения мероприятий, организацию деятельности представительной власти при решении вопросов. В соответствии с ФЗ о принципах организации публичные слушания необходимы в следующих ситуациях:
– в процессе обсуждения устава муниципального образования или проекта нормативного акта об изменениях документа, если не идет речь о проведении прикрепления решений, отраженных в федеральных законах государства;
– при составлении проекта местного бюджета или выявлении результатов его исполнения;
– когда обсуждаются вопросы изменения муниципального образования;
– если рассматриваются проекты развития, правила землепользования, застройка территорий;
– при обсуждении разрешений на реконструкцию объектов, участков и т. п.
Публичные слушания следует рассматривать как промежуточный вариант при принятии окончательного решения. Они не завершают процесс, так как итоговый вариант принимается уполномоченным лицом в соответствии с законодательством.
По вопросам градостроительства граждане получают необходимую информацию, могут внести свои предложения. Они участвуют в обсуждении. Обязательность публичных слушаний определена Градостроительным кодексом РФ.
Формы осуществления процесса могут быть разные. Общественные деятели, некоммерческие организации приглашаются единовременно, если возникает необходимость представления проекта. Подобная схема имеет место, например, в Новосибирске.
В Северодвинске создают общественную палату, чтобы провести слушания. На ней присутствуют представители общественных организаций. Некоторые муниципалитеты используют специальные процедуры, такие как жюри граждан или воркшоп.
Муниципальные правовые акты регламентируют порядок проведения публичных слушаний. Устав или отдельные Положения определяют основные принципы, к которым следует отнести законность, открытость и равноправие участников. Обсуждая проекты градостроительства, граждане РФ участвуют в формировании общественного мнения. Задачами публичных слушаний в области градостроительства являются:
– рассмотрение проектов нормативных актов для местного регулирования вопросов строительства объектов разного значения;
– определение общественного мнения при принятии решения по проекту муниципального нормативного акта;
– осуществление контроля в процессе реализации решений органов местной власти;
– обеспечение учета мнения разных категорий населения при принятии решения органами местного самоуправления.
Публичные слушания назначаются тогда, когда требуется принять проект планировки территорий или застройки, использования участка земли под строительство. В случае необходимости реконструкции также потребуется учесть мнение общества.
Федеральное законодательство зафиксировало основные требования к проведению слушаний. Остальные вопросы решают органы местного самоуправления. Существующая проблема неэффективности данной формы воздействия общества решается на местном уровне. Чтобы выявить разные точки зрения необходимо тщательно подготовить предложение, привлекая специалистов, экспертов, представителей авторитетных объединений [5].
Подготовка осуществляется при проведении мероприятий, направленных на информирование населения. С помощью экспертов проводятся консультации на основе представленных материалов. Имея заключение специалистов, составляется проект решений, который выносится на обсуждение граждан. Таким образом, хорошая организация публичных слушаний приводит к принятию решений, поддерживаемых общественностью, что минимизирует конфликты, уменьшает напряженность во взаимоотношениях органов власти, должностных лиц с народом.
На основании статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ проводятся публичные слушания в городе Пензе. Положение «О публичных слушаниях в г.Пензе» утверждено городской Думой 30 сентября 2005 года. В соответствии с документом определен порядок проведения процесса, а также правила организации. На рассмотрение общественности выносятся обязательные вопросы:
– проект Генерального плана города Пензы;
– правила землепользования, застройки;
– проект благоустройства территорий, парков, скверов, мест общественного пользования, памятников архитектуры и т. п.;
– межевание земель;
– разрешения на использование объекта строительства;
– внесение дополнений и изменений в нормативные акты, касающиеся вопросов градостроительства и другие.
В Положении представлен перечень документов, необходимых заявителю для подачи в комиссию по насущным вопросам [4].
Рассмотрим конкретные дела, демонстрирующие реализацию нормативных актов на практике.9 марта 2022 года в г. Пенза было оглашено заключение о результате публичных слушаний по проекту о разрешении использования земельного участка для приюта животных. Документ содержит информацию, позволяющую сделать вывод о состоявшемся процессе, в результате которого было рекомендовано главе администрации города, решить положительно данный вопрос.
Земельный участок площадью 6543+/-28.31 кв.м. имеет кадастровый номер 58:29:2001003:15709, расположен по адресу: г. Пенза, ул. Осенняя, з/у № 11. Комиссия по подготовке проекта изложила материал, который был утвержден администрацией. В публичных слушаниях участвовало 3 человека, которые не представили замечаний и предложений. Таким образом, целесообразность проекта была подтверждена.
Однако на практике подобный регламент свидетельствует об отсутствии активности населения, вследствие чего многие публичные слушания проходят формально [2].
Еще один проект был отклонен по результатам публичных слушаний на основании замечаний пяти человек. В феврале 2022 года в Пензе общественность обсуждала разрешение на изменение параметров строительства по адресу: ул. Урицкого 1. Заинтересованные лица выступили с критикой, обосновав отказ несовместимостью расположения увеселительного заведения вблизи жилого дома.
Потребовав выполнения утвержденных нормативов, было принято решение о нецелесообразности изменений. Руководители проекта были недостаточно убедительны в аргументах. Решение публичных слушаний было рекомендовано главе администрации города с целью предотвращения корректировки проекта компанией ООО «Бочка».
Положение о публичных слушаниях в Рязани, утвержденное Городской Думой в 2008 году, основано на принципах ФЗ № 131 от 06.10.2003 года, статьи 20 Устава муниципалитета городского округа Рязанской области.
В нем определены основные цели и механизм реализации поставленных задач. Документ учитывает необходимость обеспечения участия жителей города в обсуждении проектов.
Поэтому не допускается ограничение доступа граждан в процесс обсуждения. Кроме того, в положениях местных органов власти перечисляются инициаторы слушаний. Ими могут стать отдельные граждане или группа лиц, представители властных структур. Ходатайство в городскую думу могут подписать несколько человек, заинтересованных в обсуждении актуального вопроса.
Результаты публичных слушаний публикуются для всеобщего ознакомления. Необходимо учитывать рекомендательный характер вынесенного решения.
По вопросам градостроительства население проявляет, как правило, наибольшую активность. Возникающие спорные вопросы сопровождаются обсуждением, при этом не должны быть зафиксированы нарушения. К их числу следует, например, отнести следующие моменты:
– недостаток информированности населения о предстоящих слушаниях;
– проведение процесса в рабочее время, в малый промежуток по времени;
– отсутствие материалов для ознакомления с проектами;
– доступность данных ограничена вследствие технической документации, которая не понятна обывателю;
– отказ отдельным гражданам в принятии участия в процессе и другие [3].
Чтобы добиться реального инструмента взаимодействия власти и общества, необходимо проводить работу, направленную на увеличение доверия в обществе.
Открытость политики властей, эффективность воздействия инициативных общественных групп по актуальным вопросам помогают повысить участие граждан в управленческой деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Иванова З. и др. Градостроительная политика и практика публичных слушаний в Российской Федерации //Вестник Забайкальского государственного университета. — 2019. — Т. 25. — №. 9. — С. 52–60.
- Кондольская А. А., Аверина Л. В. Публичные слушания vs общественные обсуждения: новеллы в градостроительной деятельности //инновационные стратегии развития управления в строительстве и городском хозяйстве. — 2020. — С. 162–167.
- Рыженков А. Я. Принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности: теория и практика //Гуманитарные и юридические исследования. — 2018. — №. 2. — С. 169–176.
- Фомин Р. С. Общественные градостроительные порталы как альтернатива публичным слушаниям в области градостроительства //Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2018. — №. 7 (23). — С. 55–58.