Статья посвящена проблеме формирования ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов. Приведены результаты исследования и формирующего эксперимента ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов .
Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловые ориентации, осмысленность жизни, формирующий эксперимент.
Проблемам исследования ценностно-смысловых ориентаций подрастающего поколения посвящено достаточно много работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций, начинается в подростковом возрасте, на его исходе. Ребенок, начинает критически осмысливать всё то, что он получил от родителей и учителей. Подростковые бунты, по сути, являются процессом отторжения навязанных, как считают подростки, общественных ценностей. Оказывается, что ценности есть, но придерживаться их нет никакого смысла. Ребенок бунтует не в силах объяснить, почему то, чему его учили, никак не связано с его реальной жизнью. Этот разрыв может быть иллюзорным, а может действительно указывать на серьезное несоответствие в системе декларируемых ценностей и реально существующим положением вещей. От того каким образом в уме ребенка будет устранен данный разрыв будет зависеть весь результат прохождения подростком одного из самых тяжелых периодов становления личности.
Процесс формирования ценностно-смысловых ориентация учеников девятых классов имеет ряд отличительных особенностей, связанных с возрастными закономерностями развития личности с одной стороны, и принятием решения о продолжении образования в рамках школы или учреждений среднего специального образования с другой стороны.
Подростковый возраст является переходным этапом между миром детства и вступлением во взрослую жизнь. Несмотря на различия, которые существуют в определении хронологических границ подросткового возраста, (к которому и относятся учащиеся девятых классов) к основным его характеристикам относят повышенную тревожность, маргинальность, конфликтность, максимализм, социальную незрелость, сексуальное созревание, стремление к автономии от взрослых.
Ставя перед собой задачу формирования тех или иных ценностно-смысловых ориентаций, психолог должен не только учитывать возрастные особенности детей, но и тот факт, что большинство девятиклассников находятся на пороге взрослой жизни. Для многих из них девятый класс станет последним в школе. Большинство уйдет в профессиональные училища и колледжи, то есть по факту на два года раньше, чем оставшиеся в школе сверстники, начнут получать профессию. Особенно это касается сельских школ и небольших городских школ. Эти дети раньше вступают во взрослую жизнь и поэтому крайне важно, чтобы у них были сформированы (хотя бы зачатки) ценностно-смысловые ориентации, благодаря чему, они бы более успешно реализовывали себя в жизни.
Среди основных причин, по которым подростки уходят из девятого класса можно выделить следующие:
– нежелание готовиться и сдавать ЕГЭ. С одной стороны, у многих школьников наблюдается серьезный страх перед экзаменом и это касается не только тех, кто не успевает по программе. С другой стороны, то же время, которое пришлось бы потратить на подготовку к ЕГЭ, можно потратить на освоение конкретной профессии;
– финансовые трудности в семье. Ребенок вынужден устраиваться на работу, искать какие-то способы заработка в силу каких-либо обстоятельств, по которым родители не могут обеспечить себя и ребенка (инвалидность, тяжелое заболевание, утрата кормильца и т. д.);
– неспособность освоить школьную программу на уровне десятого-одиннадцатого класса по причине возрастания сложности материала и общей нагрузки;
– отсутствие смысла в получении высшего образования. Массовая пропаганда «легкой жизни», где не нужно иметь специальных знаний для того, чтобы заработать деньги (примеры различных медийных личностей, блогеров и т. п.) привела к значительному обесцениванию ценности образования как таковой. Время, проведенное в школе, воспринимается, как в пустую потраченное, как гнетущая обязанность, навязанная ничего не понимающими взрослыми;
– за компанию с уходящим другом или подругой. Встречается не так часто, как вышеперечисленные причины, но тоже имеет место быть.
Все перечисленные причины ухода свидетельствуют о том, насколько важно наличие у девятиклассника ценностно-смысловых ориентаций, задача которых помочь ему понять направление, в котором он может двигаться, исходя из сложившейся ситуации.
Е. В. Ломтева и Л. Ю. Бедарева в своем исследовании, посвященном проблемам перехода выпускников девятых классов в систему профессионального образования (СПО), отмечает увеличение доли учащихся девятых классов, уходящих из школы в СПО [4]. Эта тенденция наблюдается на территории всей России, причем в двадцати регионах после девятого класса уходит более 50 % учащихся, в 34 регионах доля колеблется от 45 до 50 %. В 2020 году девятый класс окончили 23 036 школьников, но конца одиннадцатого класса дошли только 10 579 учеников [1].
С целью разработки и реализации программы формирующего эксперимента, направленного на формирование у учащихся девятых классов ценностно-смысловых ориентаций, было проведено исследование среди учащихся девятых классов с помощью методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева [3,4]. Выборка составила 101 человек — 51 человек мужского пола, 50 человек женского пола. В исследовании приняли участие МБОУ «Санниковская СОШ» с. Санниково, Первомайского района, Алтайского края; МБОУ «Фирсовская ООШ», с. Фирсово, Первомайского района, Алтайского края, МБОУ «Бобровская СОШ», с. Бобровка, Первомайского района, Алтайского края, МБОУ «Лебяжинская ООШ № 93» г. Барнаула.
Данные полученные в результате проведения методики М. Рокича «Ценностные ориентации» позволили выявить значимые ценностные ориентации учащихся девятых классов. Наиболее значимыми среди терминальных ценностей являются здоровье 5,74 (ранг 1), активная жизнь 7,36, наличие друзей 7,57, материально обеспеченная жизнь 7,60 и интересная работа 7,97. Среди инструментальных ценностей в список значимых ценностей попали воспитанность 6,15 (ранг 1), честность 7,11, ответственность 7,44, аккуратность 7,50 и самоконтроль 7,67. Наименее привлекательными (отвергаемыми) ценностями для школьников явились следующие позиции терминальных и инструментальных ценностей соответственно: творчество 12,33, красота природы 12,51, счастье других 14,01 (ранг 18) и исполнительность 13,49, высокие запросы 12,75, непримиримость к недостаткам других соответственно 13,83 (ранг 18). Итоги исследования по данной методике показали, что в разрезе школ различия в распределении инструментальных и терминальных ценностях несущественные. Для всех школ характерен высокий ранг по категории «здоровье», у трех из четырех школ высокий ранг по категории «интересная работа» и «активная жизнь». Категории «познание» как цель и «образованность» как инструмент достижения целей причислены большинством респондентов к нейтральным ценностям. Данные категории были выбраны в качестве двух основных для поведения формирующего эксперимента. Основная его цель заключалась в повышении значимости ценностей образования и познания у учащихся девятых классов.
Проведение теста смысложизненных ориентаций дало следующие результаты. По общему (интегральному) показателю осмысленности жизни было выявлено, что 25 % учащихся имеют низкий уровень, 48 % — средний уровень осмысленности жизни и 28 % — высокий уровень осмысленности жизни. При этом по субшкалам наблюдается некоторое противоречие: свои настоящим (субшакла «процесс жизни») неудовлетворенно 27 % испытуемых, однако своё прошлое (субшкала результат жизни) 50 % учащихся оценили на высоком уровне. Так же высокое значение показателей зафиксировано по субшкале «Локус-контроля Я» — 31 % с уверенностью заявили о себе как сильной личности, обладающей свободой выбора и способностью самому решать задачи в соответствии со своим видением и поставленными целями.
На рисунке 1 представлены уровни смысложизненных ориентаций учащихся девятых классов.
Рис. 1. Уровни СЖО учащихся девятых классов
По всем субшкалам, кроме одной наблюдается достаточно типичная картина преобладания среднего уровня над высоким и средним. Однако по субшкале «Результат жизни» преобладает высокий уровень. Поскольку данная шкала отображает субъективную оценку осмысленности прожитой жизни испытуемого, а большую ее часть занимает обучение в средней школе, можно сказать о том, что учащиеся девятых классов свою учебную деятельность воспринимают как продуктивную. Высокие баллы по данной шкале при низких баллах по остальным шкалам могут свидетельствовать о наличии ощущения у испытуемых, что всё лучшее осталось в прошлом. В нашем случае высокие баллы по данной шкале при доминировании средних баллов по остальным шкалам могут очень показательно демонстрировать ту ситуацию, в которой находятся школьники: окончание девятого класса для большинства является завершающим этапом понятной и привычной жизни, а впереди необходимость принятия первых серьезных решений.
Для выявления взаимосвязи между показателями инструментальных и терминальных ценностей с уровнем осмысленности жизни был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона. Результаты корреляционного анализ показали отсутствие взаимосвязи между ценностными ориентациями учащихся и уровнем осмысленности жизни.
Следующим этапом стала апробация программы формирующего эксперимента. Анализ показал, что из четырех исследуемых школ две отвечают условию однородности выборки: МБОУ «Санниковская СОШ» и МБОУ «Фирсовская ООШ». В качестве экспериментальной группы была выбрана группа учащихся девятых классов МБОУ «Санниковская СОШ» в количестве 25 человек, в качестве контрольной — учащиеся девятого класса МБОУ «Фирсовская ООШ» в том же количестве. После проведения экспериментального этапа необходимо было выявить изменился ли достоверно признак в экспериментальной группе, то есть произошел ли сдвиг или нет и по каким позициям. Нормальность распределения была проверена с помощью использования критерия Колмогорова-Смирнова. После подтверждения нормальности распределения произведен расчет критерия Стьюдента для зависимых выборок. Расчеты показали наличие сдвига в результатах, полученных с помощью применения методики М. Рокича, таких как:
– интересная работа, значимость равна 0,01;
– познание, значимость равна 0,000;
– уверенность в себе, значимость равна 0,04;
– образованность, значимость равна 0,01;
– широта взглядов, значимость равна 0,01.
По остальным ценностным ориентациям сдвига не выявлено. Предварительный вывод заключался в том, что реализованная программа привела к изменению мнений учащихся по двум из запланированных категорий: образованность и познание.
Дальнейший анализ показал, что произошли изменения в структуре значимых ценностей. После проведения формирующего эксперимента среди терминальных ценностей наблюдается следующая картина:
– 24 человека включили ценность познание в группу значимых ценностей;
– 18 человек по-прежнему ценность здоровья относят к значимым ценностям;
– 22 человека считают интересную работу значимой ценностью;
– 23 человека отнесли развитие над собой к значимым ценностям;
– 14 человек считают значимыми ценностями любовь и наличие хороших друзей.
Таким образом, если сравнивать данные результаты с результатами констатирующего этапа, то оказывается, что ценности активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь и уверенность в себе перешли в категорию нейтральных ценностей. Так же произошли изменения по инструментальным ценностям. Первоначальная шестерка ценностей воспитанность-честность-ответственность-аккуратность-самоконтроль-жизнерадостность сменилась шестеркой образованность-широта взглядов-жинерадостность-воспитанность-ответственность-аккуратность соответственно. В группу нейтральных ценностей перешли честность и самоконтроль.
В задачи эксперимента не входило коренное изменение системы ценностно-смысловых ориентаций школьников. Главной целью было смещение ориентиров на область познания и образования и результаты использования методики М.Рокича подтвердили достижение это цели.
Для выяснения изменения показателей осмысленности жизни было проведено сравнение смысложизненных ориентаций до и после формирующего эксперимента. До проведения эксперимента в группе испытуемых низкий уровень осмысленности жизни был у 4 человек, средний уровень у 15 человек, высокий уровень у 6 человек. После проведения эксперимента низкий уровень осмысленности жизни у учащихся выявлен не были, средний уровень наблюдается у большинства — 23 человека, высокий уровень осмысленности жизни наблюдается только у 2 человек.
Поскольку в первой части исследования было выявлено, что осмысленность жизни учащихся девятых классов никак не взаимосвязана с их ценностями, после проведения эксперимента был вновь проведен корреляционный анализ, который установил взаимосвязь между показателем осмысленности жизни школьников и их ценностями. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь ценностных ориентаций и осмысленности жизни ОЖ учащихся девятых классов после проведения формирующего эксперимента
Терминальные ценности |
К-т Пирсона |
Инструментальные ценности |
К-т Пирсона |
Интересная работа |
0,613 ** |
Воспитанность |
-0,505 ** |
Познание |
0,751 ** |
Образованность |
0,443 * |
Развитие |
0,412 * |
Широта взглядов |
0,423 * |
** — корреляция на уровне 0,01
* — корреляция на уровне 0,05
Таким образом, реализация формирующего эксперимента привела к двум изменениям в экспериментальной группе:
– изменилась структура ценностей школьников, категории познание и образованность вошли в группу значимых ценностей;
– между значимыми ценностями и уровнем осмысленности жизни возникла взаимосвязь, которой не было на констатирующем этапе исследования;
– уровень осмысленности жизни в экспериментальной группе принял средние значения, низкого уровня осмысленности жизни у респондентов не выявлено.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций у учащихся девятых классов в ходе проведенного эксперимента было направлено на повышение значимости категорий образованность и познание. Выбор данных категорий объясняется тем фактом, что осмысление и принятие школьниками этих категорий в роли значимых позволит им проще принять решение о том, стоит ли уходить после девятого класса или остаться в школе. Даже в случае ухода из девятого класса, школьники с сформированными ценностно-смысловыми ориентациями по позициям образованность и познание более эффективно смогут выбрать для себя дальнейший путь развития.
Литература:
- Индикаторы достойного труда // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages (дата обращения: 01.06.2022)
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Текст: непосредственный — М.: СМЫСЛ,2000. — 18 с.
- Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Текст: непосредственный — М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
- Ломтева Е. В., Бедарева, Л. Ю. Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы / Е. В. Ломтева, Л. Ю. Бедарева. — Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1, № 3 (60). — С. 56–72.