Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.
Ключевые слова: математические способности, условия формирования, учреждения дополнительного образования.
В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающую действительность. Он пытается найти ответы на свои многочисленные вопросы о том, что происходит вокруг него. В этот период своей жизни ребенок открыт для всего нового и неизвестного. Для интеллектуального развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, активно влияющих на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира [2,3]. Это отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания, включающем математическое развитие детей в познавательную область, и предполагающим развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации детей, формирование их познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Формирование у ребенка интереса к познанию мира через призму математики представляется на данный момент актуальным направлением деятельности учреждений дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования при разработке программ дополнительного образования по подготовке детей к изучению математики в обязательном порядке учитывают требования федерального государственного стандарта. В то же время имеют свои особенности и преимущества при реализации учебного материала. Основными из них являются: возможность диагностики детей до начала формирования групп и работа с детьми примерно одинакового уровня развития; проведение занятий с малой группой численностью до 6–8 человек и индивидуально; создание развивающей предметно-пространственной среды; творческая заинтересованность педагога в проведении увлекательных занятий и высоких результатах детей.
Для проверки эффективности реализации программы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников в условиях учреждений дополнительного образования было проведено исследование. В нем приняли участие дети в возрасте 6–7 лет. Количество участников экспериментальной группы 25 человек, из которых 15 мальчиков и 10 девочек. Количество участников контрольной группы также составило 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек. Контрольная группа состояла из детей подготовительной группы МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Березка» с. Санниково, Первомайского района Алтайского края. В экспериментальной группе 16 детей, посещающих подготовительную группу МБДОУ «Березка» и 9 детей, не посещающих детский сад. Исследование проведено на базе коммерческого учреждения дополнительного образования «Детский центр «Стрекоза», с. Санниково, Первомайского района, Алтайского края.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы была проверена гипотеза на однородность групп, предварительно выбранных в качестве контрольной и экспериментальной. Для этого проведено исследование уровня развития математических способностей на начало 2021–2022 учебного года. Диагностический материал, разработанный Е. С. Деминой [1] был разбит на десять основных критериев, по которым проводилась оценка испытуемых. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития математических способностей детей в контрольной и экспериментальной группах
Критерий |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Количество человек |
||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
Множества |
2 |
12 |
11 |
2 |
12 |
11 |
Упорядочивание натурального ряда чисел |
8 |
12 |
5 |
5 |
11 |
9 |
Усвоение порядкового счета |
0 |
10 |
15 |
1 |
13 |
11 |
Усвоение состава числа |
3 |
15 |
7 |
3 |
17 |
5 |
Арифметические действия «сложение» и «вычитание» |
0 |
11 |
14 |
2 |
9 |
14 |
Решение арифметических задач на сложение и вычитание |
0 |
9 |
16 |
1 |
7 |
16 |
Составление арифметических задач на сложение и вычитание |
0 |
11 |
14 |
0 |
13 |
12 |
Величина |
0 |
8 |
17 |
1 |
11 |
13 |
Усвоение геометрических представлений и понятий |
0 |
14 |
11 |
0 |
15 |
10 |
Усвоение пространственных представлений и понятий |
1 |
14 |
10 |
1 |
13 |
11 |
где В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень.
Полученные в результате исследования данные позволили подтвердить гипотезу об однородности группы, путем расчета критерия Крамера-Уэлча.
Для выявления взаимосвязи между выделенными критериями был проведен корреляционный анализ. Рассмотрение результатов корреляционного анализа позволит лучше понимать: каким критериям следует уделить особое внимание в ходе реализации программы, поскольку освоение материала (и соответственно повышение по нему количественных баллов оценки) по данному критерию будет автоматически приводить к повышению уровня усвоения материала и владения им по другим критериям. Результаты корреляционного анализа показали наличие статистически значимой взаимосвязи между большинством критериев. Результаты показаны в таблице 2. Номер критерия совпадает с его названием в таблице 1.
Таблица 2
Корреляционная зависимость между критериями
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
- |
- |
0,486 ** |
- |
- |
0,324 * |
0,304 * |
0,309 * |
0,401 * |
- |
2 |
- |
- |
0,373 * |
- |
- |
0,400 ** |
- |
0,339 * |
0,411 ** |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,411 ** |
0,316 * |
0,577 ** |
0,397 ** |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,446 ** |
0,291 * |
0,337 * |
0,297 * |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,372 ** |
- |
||
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,416 ** |
- |
** — корреляция на уровне 0,01
* — корреляция на уровне 0,05
После реализации программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования, был проведен анализ ее эффективности, в том числе с помощью оценки статистического сдвига в экспериментальной группе на начало и конец года. Результаты расчетов показали, что по всем критериям, кроме критерия «Усвоение геометрических представлений и понятий» произошли достоверные изменения.
В таблице 3 представлено, каким образом изменился уровень математических способностей детей после проведения программы.
Таблица 3
Изменения в уровне математических способностей детей в конце учебного года
Критерий |
Экспериментальная группа |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Множества |
+8 |
+1 |
-9 |
Упорядочивание натурального ряда чисел |
+8 |
-3 |
-5 |
Усвоение порядкового счета |
+15 |
0 |
-15 |
Усвоение состава числа |
+14 |
-8 |
-6 |
Арифметические действия «сложение» и «вычитание» |
+13 |
+1 |
-14 |
Решение арифметических задач на сложение и вычитание |
+11 |
+4 |
-15 |
Составление арифметических задач на сложение и вычитание |
+8 |
+4 |
-12 |
Величина |
+12 |
+4 |
-16 |
Усвоение геометрических представлений и понятий |
+4 |
+6 |
-10 |
Усвоение пространственных представлений и понятий |
+6 |
+4 |
-10 |
Как видно из таблицы значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала. Наибольший прирост наблюдается по критериям «Усвоение порядкового счета» и «Усвоение состава числа». Несмотря на то, что не произошло статистически значимого сдвига по критерию «Усвоение геометрических представлений и понятий», высокий уровень усвоения материала обнаружили еще четыре человека, а шесть человек перешли в группу со средними значениями. Тем не менее, именно по данному критерию прирост высокого уровня усвоения материала наиболее низкий.
Результаты исследования уровня математических способностей детей на конец 2021–2022 учебного года показывают эффективность реализации программы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования.
Литература:
- Демина, Е. С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста / Е. С. Демина. — Барнаул, 2002. — 119 с. — Текст: непосредственный.
- Белошистая, А. В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие / А. В. Белошистая. — М: «ВЛАДОС», 2020. — 256 с. — Текст: непосредственный
- Утюмова, Е. А. Содержательно-деятельностный компонент методики формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста / Е. А. Утюмова. — Педагогическое образование в России. — 2020. — № 3. — С. 98–104. — Текст: непосредственный.