Социальная работа как вид профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 6464 раза

Библиографическое описание:

Зятькова, Я. Д. Социальная работа как вид профессиональной деятельности / Я. Д. Зятькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93414/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье говорится о социальной работе как о виде профессиональной деятельности. Всесторонне описывается деятельность социального работника, его обязанности, а также преимущества и недостатки данной профессии. Помимо этого, рассказывается о значении и особенностях социальной работы.

Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, оказание помощи, моральная и психологическая поддержка, проблемы людей, трудные жизненные ситуации, социальные службы и организации, социальная реабилитация.

В России социальная работа как вид профессиональной деятельности возникла совсем недавно, но предпосылки её появления прослеживались уже долгое время. Вообще, социальная работа — это вид профессиональной деятельности, имеющий своей целью содействовать людям, то есть оказывать помощь, поддержку, заботу, способствовать в преодолении различных трудных жизненных ситуаций. Структура социальной работы включает в себя следующие элементы: цели, задачи, функции, средства, объект и субъект социальной работы. Сущностью социальной работы, на мой взгляд, является взаимодействие с людьми, которое проявляется в понимании их проблем и поиске путей решения этих проблем. Целью же социальной работы является, с одной стороны, удовлетворение интересов человека, с другой стороны, стабилизация общества, поддержание в нём мира. Но стоит уметь находить компромисс между этими двумя целями. В качестве задач социальной работы можно выделить следующее: диагностика личных проблем, социальная профилактика, т. е. осуществление мер по предупреждению возникновения различных трудных ситуаций для личности, социальная адаптация, а именно процесс приспособления индивида к социальной среде, социальная терапия, социальная помощь, социальное попечительство (забота о людях). Не стоит забывать, что социальная работа осуществляется с помощью различных средств — предметов, действий, которые позволяют достичь цели этой деятельности. В их число входят: личные контакты, слова, разные приемы, например, психотерапия, а также технические средства (телефон, специальные учетные бланки и т. д.). Субъектом социальной работы являются сами социальные работники, которые занимаются этой деятельностью профессионально или на общественных началах. К ним относятся различные социальные службы, социальные организации, социальные учреждения. Объектом же социальной работы выступают люди, нуждающиеся в помощи, поддержке. В основном ими являются инвалиды, пожилые люди, беженцы, дети, оставшиеся без родителей и т. д. На основе этого можно сделать вывод, что социальная работа — это достаточно плодотворная деятельность.

Итак, как уже было сказано ранее, люди, занимающиеся социальной работой, являются социальными работниками. Социальный работник — это человек, получивший соответствующее образование и оказывающий различную помощь определенным категориям граждан. Он, в первую очередь, должен вникать в проблемы людей, нуждающихся в этом, оказывать им моральную, а также психологическую поддержку. Стоит отметить, что социальный работник выполняет различный спектр задач. Он может как оформлять различные документы, выдавать справки, чем занимаются большинство социальных служб, например, «Управление социальной защиты населения», так и навещать людей, помогать им решении бытовых вопросов и насущных проблем.

Социальный работник — это непростая работа. Именно так считает большинство людей, и я в том числе. Дело в том, что социальный работник, это тот человек, который любит и уважает людей, который готов искренне помогать людям, который будет заботиться о них и решать их проблемы. Также такой человек должен обладать определёнными качествами, а именно: коммуникабельность, тактичность, уверенность в себе, сдержанность, целеустремлённость, ответственность, порядочность. На мой взгляд, данные качества помогают человеку стать сильным и достигать поставленных целей, что, на мой взгляд, и необходимо социальному работнику. Стоит упомянуть, что соцработник должен уметь слушать людей, вникать в каждое их слово и понимать какая у них проблема. Ведь его подопечным может оказаться любой человек. Чаще всего ими могут быть пенсионеры, инвалиды, бездомные, беженцы, многодетные или малообеспеченные семьи, но страшнее всего жертвы насилия или люди, страдающие наркотической или алкогольной зависимостью. К каждому из них нужен свой подход, так как у всех разные жизненные ситуации, соответственно разные проблемы, но настоящий соцработник должен уметь решать данные ситуации. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выбор, что профессия «социальный работник» — это не просто профессия, это призвание. Ведь не все люди могут прочувствовать внутренний мир другого человека, понять его, не все способны вникнуть в какие-то конкретные проблемы человека, найти способы их решения. Социальный работник должен быть человеком милосердным, готовым прийти на помощь к своему подопечному, вне зависимости от места и времени.

Итак, до появления данной профессии социальной работой занимались работники различных профессий. Так, например, сотрудники учреждений здравоохранения, культуры, правоохранительных органов оказывали социальную помощь, поддержку лицам, которые в этом нуждались. В связи с этим было необходимо создать отдельные специализированные социальные организации, учреждения, работники которых оказывали бы необходимую помощь на профессиональном уровне. Поэтому официально профессия «социальный работник» возникла только в 1991 году. Для того чтобы обеспечить данную профессию высококвалифицированными работниками, разбирающихся в своём виде деятельности, было необходимо также создать учебные заведения соответствующего профиля. Например, готовят соцработников колледж Российского государственного социального университета, Международный колледж искусств и коммуникаций Института гуманитарного образования и информационных технологий, Политехнический колледж городского хозяйства и другие учебные заведения. Данные образовательные учреждения очень хорошо готовят будущих социальных работников. Помимо профильных учебных заведений также существуют курсы для людей, имеющих высшее или среднее специальное образование, на которых возможно переобучиться на социального работника. Обучение на таких курсах занимает от нескольких месяцев до двух лет.

По мнению многих людей, данная профессия достаточно популярна. На сегодняшний день, как уже было сказано ранее, она является востребованной на рынке труда. Сейчас много людей, у которых сложные жизненные ситуации, вызванные различными явлениями, происходящими в мире. Мне кажется, данное явление обусловлено ещё и тем, что сейчас всё более активно протекает процесс гуманизации общества, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, мотивирование их к самосовершенствованию. Однако это не является единственными причинами, их существует множество.

В заключении добавлю, что в целом социальная работа — это деятельность по организации взаимодействия и взаимопомощи с людьми, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. В XXI веке в связи с развитием общества, данная профессия становится всё более необходимой, её возможности совершенствуются. Несмотря на важность и значение социальной работы, она имеет как ряд плюсов, так и минусов. Это объясняется тем, что российская социальная система имеет ряд неких пробелов, но в скором времени они будут устранены.

Литература:

1) Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Е. И. Холстовой М., 2008.

2) Социальная работа/ Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1999.

3) Лаврененко, И. М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) / И. М. Лаврененко // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 2. — С.55–60.

4) Гришанова, Н. А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции / Н. А. Гришанова // Социальные технологии, исследования. — 2005. — № 2. — С.25–26.

5) Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Е. В. Ханжина. — М.: Академия, 2001. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, социальный работник, мой взгляд, профессиональная деятельность, профессия, проблема, проблема людей, психологическая поддержка, работник, социальная помощь.


Ключевые слова

социальная работа, социальная реабилитация, социальный работник, трудные жизненные ситуации, оказание помощи, моральная и психологическая поддержка, проблемы людей, социальные службы и организации

Похожие статьи

Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе

В статье рассматриваются проблемы людей, с ограниченными возможностями в современном обществе, разъяснено определение инвалидности, а также даны основные два вида. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом № 181 — ФЗ «О социальной защите ин...

Сертификация туристской деятельности как основа безопасного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблематика развития туристической сферы Российской Федерации. Раскрыто понятие «безопасность туризма», а также дано определение термина «сертификация». В статье обращается внимание на высокую значимость сертификации тури...

Оказание социальной помощи инвалидам

В данной статье рассматриваются вопросы социальной поддержки такой категории населения в Российской Федерации, как инвалиды. Проанализированы основные проблемы, а так же выявлен целый ряд причин появления и распространения такого социального явления,...

Перспективы повышения уровня социальной защищенности спасателей

В данной статье речь идет об особенностях социальной поддержки и социальной защищенности спасателей. Автор дает краткий анализ существующих мер социальной поддержки и социальной защиты спасателей, а также предлагает возможные перспективные направлени...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности

В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: лично...

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

Торговля людьми как одна из форм трудовой эксплуатации

Данная статья посвящена анализу проблемы торговли людьми как формы трудовой эксплуатации. В статье рассматриваются основные характеристики торговли людьми, включая принуждение, эксплуатацию, нарушение прав человека и тайность деятельности. Также обсу...

Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан

В статье рассмотрены вопросы, связанные с ролью государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан. В современных экономических условиях, осложненных рядом ограничительных мер, защита трудовых прав и свобод граждан является довол...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Похожие статьи

Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе

В статье рассматриваются проблемы людей, с ограниченными возможностями в современном обществе, разъяснено определение инвалидности, а также даны основные два вида. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом № 181 — ФЗ «О социальной защите ин...

Сертификация туристской деятельности как основа безопасного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблематика развития туристической сферы Российской Федерации. Раскрыто понятие «безопасность туризма», а также дано определение термина «сертификация». В статье обращается внимание на высокую значимость сертификации тури...

Оказание социальной помощи инвалидам

В данной статье рассматриваются вопросы социальной поддержки такой категории населения в Российской Федерации, как инвалиды. Проанализированы основные проблемы, а так же выявлен целый ряд причин появления и распространения такого социального явления,...

Перспективы повышения уровня социальной защищенности спасателей

В данной статье речь идет об особенностях социальной поддержки и социальной защищенности спасателей. Автор дает краткий анализ существующих мер социальной поддержки и социальной защиты спасателей, а также предлагает возможные перспективные направлени...

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности

В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: лично...

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

Торговля людьми как одна из форм трудовой эксплуатации

Данная статья посвящена анализу проблемы торговли людьми как формы трудовой эксплуатации. В статье рассматриваются основные характеристики торговли людьми, включая принуждение, эксплуатацию, нарушение прав человека и тайность деятельности. Также обсу...

Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан

В статье рассмотрены вопросы, связанные с ролью государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан. В современных экономических условиях, осложненных рядом ограничительных мер, защита трудовых прав и свобод граждан является довол...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Задать вопрос