В статье авторы выделяют основные отличия методик проектирования надземных пешеходных переходов.
Ключевые слова: информационное моделирование, классическое проектирование, мостовые сооружения.
Проектирование линейных объектов является одним из необходимых условий эффективной застройки территории. Линейными объектами в строительстве называют объекты, длина которых значительно превышает ширину. Таковыми являются:
– Автомобильные дороги;
– Инженерные коммуникации (линии связи, трубопроводы);
– Мосты, тоннели, метрополитены.
Проектирование линейных объектов очень трудоёмкий процесс, требующий большого внимания и ответственности. От проделанной работы инженера — проектировщика зависит весь процесс проектирования, строительства и эксплуатации линейного объекта. Малейшая ошибка может привести к необратимым последствиям. В отличие от зданий, перечисленные выше сооружения имеют гораздо больший масштаб, который может охватывать несколько регионов сразу. Проектирование линейных объектов существенно не отличается от проектирования других объектов капитального строительства. Основные отличия заключаются в сведениях, оформлении проектной документации и прохождения экспертизы.
Перед проектированием мостового перехода выполняется технико — экономическое обоснование целесообразности или необходимости в строительстве такого сооружения. Если надземный пешеходный переход входит в строительство автомобильной дороги, то целесообразность такого сооружения выясняют путём сопоставления нескольких вариантов. Существенная особенность проектирования определяется в применении типовых проектов мостов и отдельных элементов мостовых переходов.
Технико-экономическое обоснование должно содержать транспортно-экономическую характеристику объекта исследования, обзор состояния транспортных связей, интенсивность транспортного и пассажирского потоков, характеристику природных условий и обеспеченность строительных материалов для строительства и эксплуатации мостового сооружения.
При наличии технико-экономического обоснования разработка проекта ведётся в два основных этапа:
1 этап — составление проекта, в котором решают все основные принципиальные, конструктивные и организационные задачи с выполнением расчетов и определения сметной стоимости строительства;
2 этап — составление рабочих чертежей с основными конструктивными решениями, обоснованные расчетами и способами осуществления проекта.
Можно выделить основные положения методики проектирования:
– Получение технического задания на проектирования мостового сооружения;
– Выполнение технико-экономического обоснования и вариантное проектирование для выбора наилучшего варианта мостового сооружения;
– Составление общей схемы моста;
– Выбор типа опор и их фундаментов, выполнение расчетов постоянных и временных нагрузок;
– Выполнение основных рабочих чертежей, ведомостей, составление сметной документации;
– Прохождение экспертизы выполненного проекта.
– ТИМ — моделирование является процессом создания 3D модели сооружения и наполнение этой модели информацией. По своей сути это есть виртуальная копия сооружения, содержащая всю информацию об объекте.
Главным отличием классической методики проектирования и методики проектированию с помощью информационного моделирования является то, что при классическом способе проектирования выполняются чертежи и ведомости вручную, а при создании информационной модели проектировщик концентрируется на самой модели, а чертежи и ведомости являются результатом выполненной модели.
Порядок проектирования информационной модели может быть следующим:
– Определяется состав компонентов информационной модели, их информационное наполнение;
– Создание шаблона проекта и наполнение библиотеки необходимыми компонентами (при необходимости), задание статуса модели «исполнительная»;
– Формирование требований к информационной модели;
– Сборка информационной модели;
– Проверка для установления соответствия принятых решений заданным требованиям;
– Прохождение экспертизы;
– Передача модели в эксплуатацию, изменения статуса модели на «построено».
Исходя из вышеописанной информации, основным отличием является подход: при традиционном проектировании чертежи являются основной целью, а при информационном моделировании — дополнением к выполненному проекту.
Литература:
- Российский, В. А. Примеры проектирования сборных железобетонных мостов / В. А. Российский, Б. П. Назаренко, Н. А. Словинский. — 2-е издание. — Москва: Высшая школа, 1970. — 264 c. — Текст: непосредственный.
- Ефимов, П. П. Проектирование мостов / П. П. Ефимов. — Омск, 2006. — 111 c. — Текст: непосредственный.
- Владимирский, С. Р. Системное проектирование мостов на основе взаимосвязи проектных решений конструкции, организации и технологии её возведения: специальность 05.23.15 «»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Владимирский Сергей Ростиславович. — Санкт — Петербург, 1995. — 50 c. — Текст: непосредственный.
- Внедрение BIM технологий в строительство / А. М. Горшков, С. А. Железнов, А. Р [и др.]. — Текст: непосредственный // Alfabuild. — Санкт-Петербург, 2019.