В статье производится обоснование необходимости изучения элементов современной философии старшеклассниками при помощи кейс-технологий с рефлексией над достигнутыми в ходе апробации результатами.
Ключевые слова : кейс-технологии, научно-исследовательская деятельность, постмарксизм, С. Жижек.
Современные образовательные стандарты выставляют определенные требования к усвоению образовательных программ. В рамках обществознания, в связи с многогранностью содержания данного предмета, предусматривается усвоение материала из таких сфер, как философия, социальная философия, социология, политология, социальная психология, экономика. Такое обширное содержание представляет собой как проблему в связи с большим количеством материала и неизбежной узостью рассмотрения практически всех тем, но также открывает широкие возможности для различного рода внеурочной деятельности, дополнительного образования и научно-исследовательской деятельности. Последняя форма работы подразумевает деятельность обучающихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Одним из наиболее важных элементов такой деятельности является методология, которая используется при любом научном исследовании [5, с. 4].
Обществознание, как и история, использует свои специализированные методы исследования, помимо общенаучных. Ныне существует большое количество теорий, по-разному объясняющих различные аспекты общественного бытия. В одно время может доминировать одна или несколько теорий, которые, в свою очередь могут сменяться другими через некоторое время. Именно такая ситуация сложилась применительно к марксизму. Однако, изучение современного марксизма (как и других направлений левой и вообще любой мысли) представляется необходимым, так как без использования достижений мыслителей нео- и постмарксизма представляется невозможным составить полноценную картину современного мира и перспектив его развития. Тем не менее, ознакомление старшеклассников с работами мыслителей данного направления затруднено в связи с необходимостью наличия предварительной подготовки. Однако такая деятельность учащихся будет полностью соответствовать задачам предмета (согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования). В любом случае, эти направления мысли лежат в области философии.
В мире проблема обучения школьников философии не только является теоретической проблемой, но и вопросом практики. В каких-то странах философия напрямую включена в школьную программу, в большинстве же стран — нет. В таких странах философия попадает в школу через аналоги российских внеурочных курсов и дополнительного образования. В этом случае наиболее авторитетными методами работы являются разработки М. Липмана и его соратников, которые претерпели различную эволюцию в различных странах. Главным способом работы служит «сократическая беседа», однако для подведения к ней используются различные рассказы, основанные на сюжетах из повседневной жизни, что способствует сближению философии и обыденности учащихся, и следовательно, лучшему усвоению философских идей. Наиболее близкой к данной форме работы является метод кейс-технологий [1, с. 85]. Учитывая необходимость обеспечить максимальную доступность материала для учащихся старших классов, нами были подготовлены кейсы, содержащие как оригинальные тексты философов в сокращении, так и тексты, являющиеся переработкой идей мыслителей постмарксизма. К данным текстам были подготовлены вопросы, касающиеся как непосредственного содержания текста, так и практические задания.
Апробация данных кейсов проводилась в МАОУ СШ № 12 г. Красноярска в мае 2022 года. Одна из проблем, заключавшаяся в формах организации работы, была связана с тем, что научно-исследовательская деятельность старшеклассников не включена в предметную деятельность в рамках основных учебных дисциплин. Однако научно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках такого предмета как «Индивидуальный проект», который является обязательным для учащихся 10–11 классов. Учащимся 10 классов предлагается выбрать тему своего проекта, который может быть как практическим, так и исследовательским. Подавляющее большинство предпочитает исследовательские проекты практическим. В 10 «А» классе выбор тем был обусловлен социально-психологическим уклоном класса, что привело к выбору тем, связанных исключительно с разнообразными проблемами психологии человека. 10 «Б» класс не имеет какой-либо специализации, в следствие чего выбор тем был более разнообразен, из 24 учащихся 13 сделали выбор в пользу тем, не связанных с гуманитарными науками. Таким образом, имелось 30 учащихся, чьи темы были связаны с гуманитарными науками и имели потенциал к использованию нео- и постмарксистской философии как методологической основы в своих исследованиях.
Задачей эксперимента было получение ответа на вопрос — является ли разработанное нами учебное пособие эффективным средством для усвоения основ нео- и постмарксисткой философии? Также необходимо было решить вопрос о том, как выявить, влияет ли применение учебного пособия на восприятие идей данных направлений мысли.
8 участников были разделены на 2 группы по 4 человека в каждой. Первая группа являлась основной, вторая — контрольной. Для первой группы были подготовлены 2 текста, взятые из учебного пособия со всем методическим сопровождением. Первый текст представлял собой сокращенное письмо К. Маркса в редакцию журнала «Отечественные записки» [4], сопровождаемое 3 вопросами, направленными на вычленение сути текста и определение его применимости в их учебной деятельности. Второй текст анализом с позиций философии С. Жижека повести «Сердце тьмы» с 3 вопросами и практическим заданием. Вторая группа также получила два текста, первый из которых был полностью идентичным сокращенным письмом К. Маркса в редакцию «Отечественных записок», второй текст был сокращенным предисловием к работе «Чума фантазий» под названием «Моя личная Австрия» [3, с. 13–31]. Общим для второй группы текстов было отсутствие уточняющих вопросов и практических заданий, однако один вопрос был задан — о чем данный текст?
Перед получением кейсов учащиеся прошли вводный опрос:
1) Вы когда-нибудь читали философские тексты?
2) Вы знаете что-нибудь о марксизме?
3) Что вы знаете об идеологии?
На первый вопрос 7 из 8 участников ответили отрицательно, 1 утвердительно; на второй вопрос 5 человек из 8 ответили отрицательно, 2 человека дали крайне смутные ответы, 1 участник описал марксизм как политическое учение; на третий вопрос 3 участника ответили отрицательно, 2 участника дали ответ, что это форма мировоззрения, еще 3 участника ответили, что это набор политических предпочтений. Открытие вопросы без вариантов обусловлен спецификой философского знания — в нем не делается окончательных безапелляционных выводов. Целью данного опроса было выяснение уровня текущих знаний по данным темам.
Кейсы были выданы учащимся для самостоятельной работы дома. Подразумевалось чтение текстов и письменные ответы на вопросы. Сдача работы должна была произойти на следующий день, 13 мая. На следующий день было сдано 7 работ из 8, один из участников отказался от выполнения под предлогом нехватки времени.
Первая группа преимущественно справилась с заданием. Из общих 16 заданий на группу были даны ответы на 12 вопросов. Наиболее сложными стали для участников стали задания, касающиеся практического применения полученного знания, особенно для тех, кому в первой группе досталось для работы «письмо…» К. Маркса (текст № 1). Вопросы на понимание текста были отработаны на удовлетворительном уровне. Текст № 2 («Темное сердце идеологии…») оказался более легким для восприятия с точки зрения собственного содержания, так и с точки зрения практического задания, заключавшегося в необходимости привести примеры из повседневной жизни, что было выполнено обоими участниками с данным текстом. При этом нужно отметить, что участники продемонстрировали высокий уровень выполнения, что подтвердилось в ходе личной беседы после проверки работ.
Вторая группа показала более низкие результаты, в сравнении с первой. Трое выполнивших работы участников давали крайне неясные ответы, в двух случаях основа ответа состояла из цитирования фрагмента текста. В личной беседе участники второй группы сетовали на сложность текста, чего не было в первой группе.
На основании результатов апробации были сделаны следующие выводы:
- Учащиеся 10 классов готовы к усвоению философских текстов, причем достаточно сложных, но при соблюдении ряда предварительных условий;
- Участники, чьи задания заключались только в необходимости объяснить, о чем данный текст, отсутствовали уточняющие вопросы и практические задания, демонстрировали гораздо более низкие результаты, чем участники второй группы;
- Тексты, ориентированные на глобальные вопросы (№ 1), вызывали большие трудности, чем тексты, касающиеся более «приземленных» (№ 2) тем;
- Наличие практического задания на применение приобретенных знаний увеличивало уровень понимания текста, переводило знание из разряда «отвлеченных вопросов» на уровень обыденного опыта.
- Большой разницы между качеством выполнения работ учащимися, демонстрирующих высокую успеваемость и учащимися с преимущественно средним уровнем успеваемости, не было выявлено.
Из выявленных недостатков можно отметить трудоемкость создания подобных кейсов, а также необходимости расширения масштаба апробации данной формы работы.
Таким образом, в ходе апробации была установлена принципиальная возможность обеспечить эффективное изучение проблем современной философии старшеклассниками. Должное методическое обеспечение нивелирует эффект «отвлеченности» знания, высокого уровня абстракции. Закрепляет достигнутый успех перевод данного теоретического знания в практическую плоскость повседневной жизни десятиклассников. Это должно обуславливать специфику подбора философских текстов для старшеклассников — эти тексты должны иметь возможность для применения на уровне обыденной жизни. Тексты С. Жижека являются наиболее привлекательными с этой точки зрения, так как его тексты наполнены массой примеров именно из повседневности и множеством философских шуток. Однако его тексты в обязательном порядке должны проходить предварительную цензуру, так как многие из его примеров и шуток предназначены исключительно для взрослой аудитории, что нисколько не снижает концептуальной ценности его работ. Ориентация нео- и постмарксизма на психоанализ [2], вопросы субъективности и т. д. представляют значительную ценность для использования именно в среде старшеклассников и студентов, так как они затрагивают вопросы, наиболее важные для молодых людей — вопросы восприятия себя, психологические проблемы, определения своего места в современном мире и т. д.
Кейс-технологии показывают свою эффективность перед лицом такой трудной задачи, как изучение старшеклассниками элементов современной философии. Однако необходимо учитывать ряд особенностей для достижения наилучшего результата: тексты должны быть тщательно подобраны, отредактированы в соответствии с конкретными задачами, задания к текстам должны носить практический характер, т. е. нужно связывать полученные теоретические знания с обыденной жизнью старшеклассника.
Литература:
- Ворошилова Н. В., Толмачева А. В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: учебное пособие / Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева — Красноярск, 2021. — 204 с.
- Девятков, А. В. Славой Жижек: Власть, политика, сопротивление [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18266199
- Жижек, С. Чума фантазий, 2 изд., стереотипное/ Пер. с англ. — Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. — 13–31 с.
- Маркс, К. Письмо в редакцию Отечественных записок [Электронный ресурс] URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t19.pdf
- Рузавин Г. И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 287 с.