В Российской Федерации выпускники школ после окончания одиннадцатилетнего обучения для получения аттестатов проходят государственную итоговую аттестацию (далее ГИА), представляющую из себя набор экзаменов по предметам обязательным и по выбору обучающегося. ГИА выступает завершительным этапом образовательных программ основного и среднего общего образования [1]. Аттестация имеет три подразделения:
- Обязательный государственный экзамен (далее ОГЭ) — государственная итоговая аттестация, предназначенная для выпускников заканчивающих 9 классов;
- Единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) — государственная итоговая аттестация, от которой зависит, как выпускник напишет экзамены по выбранным предметам, такие баллы он и получит. От полученных баллов уже будет зависеть, поступит ли гражданин в высшее учебное заведение (далее вуз), в какой вуз и возможность поступления на бюджетные места, для выпускников 11 классов.
- Государственный выпускной экзамен (далее ГВЭ) — государственная итоговая аттестация, для выпускников в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для выпускников прошедших обучение с ограниченными возможностями по здоровью, детей-инвалидов и инвалидов.
Я хотел бы обратить внимание на ЕГЭ, так как для поступления в вуз абитуриенту требуется сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ после окончания школы. Список вступительных испытаний при поступлении на обучение в вуз по программам бакалавриата и программам специалитета утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. По большинству специальностей и направлений подготовки требуется сдать четыре и более вступительных испытаний, которые могут быть выбраны образовательной организацией высшего образования [3]. По каждому направлению, специальности один из предметов, экзаменов является профильным. В число экзаменов обязательных для поступления должны входить экзамен по профильному предмету организации и русский язык. Ученики же сдают два обязательных предмета согласно порядку проведения ГИА, утвержденному приказом Минпросвещения России: русский язык и математику базовую, профильную по выбору или смотря на требования вуза. Результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет, отсчет которых производится со следующего года с года сдачи экзамена.
Молодые граждане, оканчивающие свое одиннадцатилетнее обучение, встают на путь выбора, куда им идти дальше, это серьезный шаг и подойти к нему нужно ответственно. Все решится от их личностных установок, понимания пройденного материала и использования его при сдаче экзамена. От полученных результатов будет зависеть, поступят ли они в выбранный ими вуз. В зависимости от уровня, престижа вуза, каждый устанавливает свои минимальные требования в виде количества баллов для поступления. Стандартизированная система проведения экзаменов в момент ее введения имела достаточно крупный успех только тем, что предоставила возможность абитуриентам из семей с различным финансовым достатком, из разных городов, населенных пунктов и т. д. поступить в ведущие вузы Российской Федерации.
Со временем систему требуется модернизировать, т. к. выявляются моменты, которые ухудшают ряд аспектов в качестве образования. Уже преподавательский состав наблюдает и подмечает такую тенденцию, что все больше нынешних выпускников не могут использовать полученные знания для решения задач, отсутствие воспитанности и развития молодого гражданина как личности взаимодействующего с обществом, реконструкция интеллектуальной деятельности, связанная с потерей логического мышления и тяжелым прогрессом в дальнейшем развитии и т. д. [6]
Подготовка к написанию теста занимает немало усилий. Регулярные тренировки, изучение материала, решение демоверсий экзаменов, решение экзаменов прошлых лет и пробники свели к тому, что ГИА в принципе представляет «заучивание». Заполнение бланков ответов требует особого внимания, если выйти за положенные бланком рамки может пострадать результат. Переживания, многократные повторения для подготовки, стремление и впечатлительность по-разному влияют на каждого из выпускников. Добавим ко всему этому момент подталкивающий, так или иначе к риску участников ЕГЭ:
- В случае если результаты ЕГЭ аннулированы по причине фиксирования факта нарушения порядка проведения экзамена, то он может пересдать учебный предмет в следующем году, но не в году аннулирования результатов;
- В случае если участник получил неудовлетворительный результаты по сдаваемым предметам, то он может пересдать предмет в следующем году [2].
Если участник нарушил, он получает год отсрочки, допустим это вид наказания, но и при этом, если участник честно написал и не набрал требуемое количество баллов, ему тоже придется ждать год. По моему мнению, данный момент стоит урегулировать.
Гражданин, оканчивая школу, еще молодой, в случае провала теряет год. Год реализации своего потенциала через получение нового образования! Осознание этого в уме только созревшего гражданина нашей страны повергает в шок, особенно людей впечатлительных. Стресс побуждает совершать ошибки, ошибки влияют на результат. Со стороны семьи с разными финансовыми положениями, которые могут рассчитывать только на бюджетные места в вузах данный факт негативно сказывается на будущем их ребенка.
Стандартизированная система тестов и получение результатов в виде баллов требует модернизации. Требуется более гибкий подход к оцениванию в условиях глобализации. Для начала рассмотреть возможность хотя бы один раз повторно пройти экзамен в тот же период, который предусмотрен при удовлетворении апелляции. По данному поводу уже рассматривается законопроект № 114984–8, в котором будут внесены изменения в статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предлагается закрепить право предоставлять резервный срок в течение одного месяца для пересдачи экзамена по соответствующему предмету и по предмету, которому были получены неудовлетворительные результаты.
Одним из вариантов решения и более гибкого подхода к оцениванию экзаменов участников, будет введение устной оценки участника сдаваемого предмета педагогом через диалог и опрос, как решались задачи. Участник благодаря системам теста может наугад поставить вариант ответа и отгадать его. Диалог обеспечит к минимизации таких ситуаций и побуждению не «заучивать», а использовать полученные знания. Осуществлять контроль возможно при помощи записи диалога между участником и педагогом, в случае подозрения халатности или коррумпированности обратиться к записи. Результатом диалога будет сопроводительное письмо к тесту, благодаря которому появится возможность более детально ранжировать абитуриентов на бюджетные места. Со временем поменяется мышление учеников, они будут стремиться к пониманию и использованию полученных знаний в процессе обучения для решения задач на экзамене. Маловероятно, но определенно повлияет данное нововведение на момент решения частей А и В экзаменов, где проверка является компьютеризированной. Если меры не будут предприняты, то со временем страна потеряет молодые таланты и дополнительные занятия у «репетиторов» не смогут исправить положение. Ведь они тоже будут готовить только к тесту, и мы уже наблюдаем такую тенденцию как «репетиторство» по подготовке к ЕГЭ. Тяжелее всего будет, когда педагоги перестанут развивать учеников интеллектуально, чтобы те в свою очередь могли развиваться дальше и использовать полученные знания.
Также следует рассмотреть отделы или организации, оказывающие помощь выпускникам школ, будучи впечатлительными и находящиеся в стрессовом состоянии. Отделы помощи обеспечат больше рабочих мест, можно расценивать как учебную или производственную практику для студентов, проходящих обучение в педагогической сфере, психологии.
Единый государственный экзамен по многим направлениям в свое время облегчил поступление гражданам. Самым сильным шагом остается предоставление возможности гражданам, проживающим вдалеке от городов, поступить в ведущие вузы страны.
Но следует шагать в ногу со временем и адаптироваться к текущим реалиям и возникающим проблемам. Тем самым, мы облегчим нагрузку на учеников, повысим уровень и качество образования, введем еще один критерий для поступления в вуз на бюджетные места, предоставим новые рабочие места и возможность практики обучающимся.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ: по сост. на 11.06.2022 // [Электронный ресурс] — доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
- Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования: Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018: по сост. на 16.03.2021 // [Электронный ресурс] — доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
- Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета: Приказ Минобрнауки России от 06.08.2021 № 722: по сост. на 02.11.2021 // [Электронный ресурс] — доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
- Система обеспечения законодательной деятельности // Законопроект № 114984–8 — О внесении изменений в статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — внесен в Государственную думу 27.04.2022 г.: [Электронный ресурс] — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/114984–8
- Старостина А. Н. ЕГЭ, как современная форма проверки знаний, достоинства и недостатки // Тенденция развития науки и образования. — 2021. — № 75–4. — с. 146–149 // [Электронный ресурс] — Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU»
- Галочкин В. Т. К вопросу о высшем образовании в РФ // Хроноэкономика. — 2021. № 1 (29). с. 5–8 // [Электронный ресурс] — Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU»