В статье автор детально рассматривает проблемы кадровой политики и пытается предложить варианты по их разрешению.
Ключевые слова: организация прокуратуры, прокурорская деятельность, аттестационная комиссия, государственная службы, кадровая политика, служба в органах прокуратуры, аттестация, наставничество.
Пополнение прокуратуры юридически грамотными кадрами, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами, — одно из необходимых условий успешного выполнения стоящих перед ней целей и задач по укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, представляет собой вид федеральной государственной службы, осуществляемой прокурорскими работниками (прежде всего, прокурорами) и лицами, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы. При этом законодатель наделил прокурорских работников особым правовым статусом, необходимым и ровно в той мере, которая обусловлена специальным характером задач прокурорской деятельности.
Анализ практики говорит о необходимости закрепления в законодательстве положений о формировании аттестационной комиссии возможного возникновения конфликта интересов[1], который мог бы повлиять на рекомендации комиссии. Следует также конкретизировать сроки утверждения и критерии учета решений аттестационной комиссии при принятии последующих кадровых решений руководителями органов и организаций прокуратуры.
Кроме того, в целях расширения форм участия общественности в прокурорской деятельности можно рассмотреть вопрос о включении представителей общественности в составы аттестационных комиссий при органах и организациях прокуратуры, а также в целом внедрить институт общественной оценки такой деятельности, которая будет учитываться при определении эффективности работы прокурорских работников.
Введение в состав таких комиссий в качестве независимых экспертов представителей научных и образовательных организаций — специалистов по вопросам прокурорской деятельности также может способствовать более эффективному применению института аттестации прокурорских работников, позволит расширить применение научных методов оценки профессиональных и личных качеств аттестуемых.
Данные вопросы приобретают огромное значение и должны стать одними из основных направлений модернизации государственно-служебных отношений, поскольку перспективы развития самой прокуратуры, как и любого иного государственного органа, во многом определяются качественным составом кадров, их профессиональной, деловой и моральной подготовленностью к выполнению возложенных на них функций.
Решение проблемы повышения профессионализма кадрового состава органов и организаций прокуратуры будет способствовать:
1) совершенствование института наставничества [11], предусматривающее:
— создание в каждой региональной прокуратуре и в Генеральной прокуратуре Российской Федерации советов наставников, в задачи которых могли бы входить: подбор наставников и координация их деятельности, оказание методической и практической помощи наставникам, распространение положительного опыта наставнической работы, заслушивание отчетов о проделанной работе;
— определение критериев, которым должен соответствовать наставник (в части стажа службы, отсутствия фактов дисциплинарных взысканий, профессиональных и личных качеств и др.), максимального количества молодых специалистов, которые могут быть закреплены за одним наставником;
— разработку и нормативное закрепление критериев оценки эффективности воспитательной работы с молодыми специалистами [12], установление обязательности подготовки по окончании периода наставничества для дальнейшего предоставления руководству и аттестационной комиссии отчета о выполнении индивидуального плана воспитания и обучения молодого специалиста, результатах выполнения таких обязанностей на соответствующих должностных лиц, необходимом уровне профессиональных знаний, развития навыков и умений, способности эффективно исполнять служебные обязанности и др.;
— установление ряда стимулирующих мер для наставников (к примеру, в виде постоянных дополнительных выплат, применения мер материального и иного поощрения), что будет способствовать признанию их заслуг, повышению самооценки и авторитета среди коллег;
2) формализация процесса индивидуальной профессиональной подготовки (профессионального развития) путем определения обязательных для изучения тематик и направлений совершенствования, учитываемых при формировании планов такой подготовки;
3) возврат к широко применявшейся в ранее (в советское время) практике командирования работников в другие региональные, районные прокуратуры для обмена опытом в целях получения навыков и знаний у более опытных коллег.
Еще одна проблема заключается в вопросе социальных гарантий для лиц, работающих в органах и организациях прокуратуры (не только при прохождении службы, но и после ее прекращения). Общие гарантии выполнения служебных полномочий предоставляются каждому из них независимо от статусных различий. Весьма условно их можно разделить на следующие две основные группы:
— служебные гарантии, направленные на обеспечение исполнения функциональных обязанностей: создание условий исполнения должностных полномочий, денежное содержание и иные выплаты; защита служащего и членов семьи от насилия и угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей; обеспечение служебным транспортом и т. п.
— социально-экономические гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию; переподготовка (переквалификация); обязательность согласия на перевод на другую должность; пенсионное обеспечение за выслугу лет; обязательное государственное страхование; обязательное социальное страхование.
Считается, что возможное изменение наименование ст. 44 1 «Обеспечение прокуроров жилыми помещениями» Закона о прокуратуре на «Обеспечение прокурорских работников жилыми помещениями» содержательно расширит круг лиц, которым адресовано содержание данной статьи, предусмотрев в ее положениях возможность получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья прокурорскими работниками, а не исключительно прокурорами.
Относительно расширения соответствующих социальных гарантий по кругу субъектов, представляется также возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в п. 5 ст. 44 Закона о прокуратуре с тем, чтобы предоставление места в образовательных организациях во внеочередном порядке распространялось на детей не только прокуроров, но и иных прокурорских работников (при этом уместно вести речь не только об «общеобразовательных организациях, имеющих интернат», но и о любых других общеобразовательных организациях). Обозначенные изменения могут найти свое место в соответствующих нормах Закона о прокуратуре.
Только путем таких программных и системных мер может быть обеспечена разработка и внедрение принципиально новых механизмов формирования высокопрофессионального, компетентного и стабильного кадрового состава государственных органов, основанного на принципах построения модели профессиональной карьеры [13], дальнейшее совершенствование механизмов прохождения государственной службы и управления ею [14], обеспечение независимости служебных отношений от воздействия различных социально-политических факторов.
Исключительно основанная на конституционных нормах и складывающемся специальном законодательстве модернизация государственной службы позволит существенно повысить эффективность государства, сформировать государственный аппарат, оптимальный по численности и квалификации кадров, что в конечном счете благотворно скажется на реализации прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни, сделает их реальными для каждого россиянина [15].
Первоначальным шагом к достижению таких задач должно стать осознание того, что состояние кадрового потенциала государственного аппарата определяет не только результативность в достижении целей, поставленных перед конкретными государственными органами, но и эффективность деятельности всего государственного механизма как гаранта формирования сильного государства [16], стабильного развития его демократических начал и становления современного гражданского общества.
Литература:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 18 февраля.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 02.12.2021) «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 48. Ст. 6662.
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.07.2021 № 403
6. «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 28 (часть I). Ст. 5490.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1996 № 242 (ред. от 26.01.2012) «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями» // Российская газета. 1996. 16 марта.
8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.11.1999 № 82 «О присяге прокурора (следователя)» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 2. — Тула: Издательский дом «Автограф», 2004. — С. 58, 59.
9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.2002 № 48 (ред. от 05.12.2016) «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 2. — Тула: Издательский дом «Автограф», 2004. — С. 39–41.
10. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 (ред. от 16.09.2020) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2010. № 6. С. 68–69; 2021. № 6. С. 66–76.
11. Ковтков Д.И. Наставничество на гражданской службе // Законодательство и экономика, 2016. № 11. С. 41–53.
12. Хатов Э.Б. Воспитательная работа с молодыми специалистами в органах прокуратуры: понятие и правовые основы // Lex russica. 2016. № 12. С. 145.
13. Стелина Я. Теоретические концепции института государственной службы // Правоприменение. 2019. Т. 3. № 2. С. 27.
14. Нагорных Р.В. О содержании административно-правового механизма формирования и реализации кадровой политики в правоохранительной сфере // Административное право и процесс, 2009. № 3. С. 15–18.
15. Двадцать лет Конституции Российской Федерации: юридическая наука и практика. – М.: Институт государства и права РАН, 2013. – С. 24.
16. Государственная служба и служебное право: учебное пособие / Ю.Н. Старилов. – М.: Норма; Инфра-М, 2018. С. 219–221.
[1] Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 11.11.2014 № 611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», определяющий порядок образования соответствующей комиссии, ее работу, компетенцию, а также виды принимаемых ею решений.