Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 786 раз

Библиографическое описание:

Газиева, З. Л. Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста / З. Л. Газиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93466/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Ключевые слова: дизартрия, фонетические нарушения, логопедическая коррекция.

1. Анализ проблемы. Внастоящее время дизартрия — одна самых распространённых патологий у детей дошкольного возраста.

Первое упоминание о нарушениях речи типа псевдобульбарной дизартрии дает Литтль в 1853 г. Он описывает речевые расстройства, связанные с нарушением речевых мышцх [1].

Сам термин «дизартрия» предложил терапевт А. Куссмауль в 1877 г., под которым он понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых [2].

Изучение дизартрии как речевой патологии и системы коррекционной работы связаны с именами Е. Н. Винарской, Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Л. И. Белякова, Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина и др. исследователями.

Согласно последним данным отечественных и зарубежных учёных из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60–70 % [3].

Определение. Дизартрия (с др.-греч. dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю) — нарушение звукопроизношения и просодики речи из-за недостаточной иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов).

Выделение типов дизартрии у детей младшего школьного возраста является условным, поскольку у них крайне редко встречаются локальные поражения мозга, связанные с четко определенными синдромами двигательных нарушений [4].

Большинство исследователей выделяют следующие формы дизартрии [5] [6]:

1. Бульбарная. Очаг поражения — ядра или стволы IX, X, XII. Избирательные вялые параличи артикуляционных мышц — глотки, языка, губ, дыхательных и мышц, поднимающих челюсть. Голос слабый, глухой. Гласные и звонкие согласные оглушены. Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э. Артикуляция согласных упрощена: смычные и Р заменяются щелевыми, доминируют глухие плоскощелевые звуки. Речь замедленная и монотонная, её плавность нарушена:

2. Псевдобульбарная. Очаг поражения — центральные двигательные кортико-бульбарные и пирамидные пути. Мышечная атрофия отсутствует, однако, наблюдается гипертрофия языка: он обычно подтянут кзади, спинка его закруглена и закрывает собой вход в глотку. Голос слабый, глухой, затухающий. Речь замедленная, её плавность нарушена. Смычные звуки артикулируются в щелевые, а щелевые в плоскощелевые;

3. Корковая апраксическая постцентральная дизартрия. Очаг поражения — нижние отделы постцентральных полей коры доминантного полушария мозга. У больных наблюдается смешения признаков согласных способу и месту образования, по глухости — звонкости, по мягкости — твердости. При тяжелой степени на фоне увеличения длительности всех звуков пауза перед трудным согласным часто сочетается с удлинением гласного предшествующего слога и увеличением времени произнесения самого согласного, а иногда и его полным или частичным искажением;

4. Корковая апраксическая премоторная дизартрия. Очаг поражения — нижние отделы премоторных полей коры доминантного полушария мозга. Для больных характерны замедленный темп речи и её напряженность, бедность активного словаря. Щелевые согласные в составе слога заменяются на смычные, звонкие — на глухие, мягкие — на твердые; аффрикаты расщепляются на составные звуки;

5. Подкорковая дизартрия. Очаг поражения — экстрапирамидные пути их связь со структурами мозга. Голос глухой и напряженный. Плавность отсутствует, как и стабильность в построении фразы. Произношение отдельных звуков сохранно. При резких спазмах речь невозможна;

6. Мозжечковая дизартрия. Очаг поражения — мозжечок и его связь со структурами мозга. Речь монотонная, темп медленный, голос имеет однообразную громкость. Некоторые больные делают резкие или равные ударения на все слоги слов. Наблюдаются неточная артикуляция согласных и искажения гласных, увеличенная длительность звуков и пауз.

Логопедическая работа по коррекции дизартрии должна проводиться с учётом дидактических принципов, структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии и индивидуально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

На коррекционных занятиях необходимо уделять особое внимание состоянию речевого развития детей в области лексико-грамматического строя и особенностей коммуникативной функции речи.

Результативность логопедической работы зависит от соблюдения следующих дидактических принципов: индивидуального подхода, последовательности и систематичности, сознательности и активности, прочности и связи теории с практикой.

Очень важно согласовать комплексное сочетание логопедических занятий с лечебными мероприятиями.

Основные направления логопедической работы при дизартрии [7] [8] [9] [10] [11]:

1. Обучение навыкам самообслуживания. Необходимо обучить ребенка простейшим навыкам самообслуживания: застегиванию пуговиц, шнурование обуви и т. д. Чтобы оказать детям помощь, следует, например, использовать нескользящие миски-ковшики со срезанными краями для детей с нарушениями мышечного тонуса, а для ограничения проливания жидкости использовать чашку со съемной крышкой и носиком.

Для стимуляции лицевых мышц проводится массаж лицевой мускулатуры: легкое постукивание ладонью по щекам, пощипывание по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной и глоточно-нёбной мышцам. А для снятия напряжения применяют поглаживание кожи лица, растирание и разминание.

При проведении гимнастики ребёнок должен научиться следить за нужным положением артикуляционных органов. Постепенно механическая помощь должна уменьшаться, чтобы дать ребёнку возможность научиться без помощи логопеда выполнять и удерживать достигнутое положение.

2. Развитие физиологического и фонационного дыхания. Вдох и выдох ослаблены из-за слабости дыхательной мускулатуры, вследствие чего детям не хватает силы воздушной струи для проговаривания звуков, к тому же им сложно на одном выдохе произносить фразы, что приводит к нарушению плавности.

На коррекционных занятиях работа проводится над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, что осуществляться в процессе двигательных упражнений: сначала без речи — формирование физиологического дыхания, а затем и с речью — формирование речевого дыхания.

Цель упражнений — научить ребёнка координации носового и ротового дыхания и рациональному использованию выдоха во время речи, увеличить объем выдыхаемого воздуха, сформировать нижнереберный тип дыхания.

3. Развитие мелкой моторики. Детям сложно овладеть навыками самообслуживания, заметна моторная неловкость рук. Они не могут самостоятельно выполнять движение по подражанию. До 5–6 лет дети не умеют играть с мелкими игрушками и собирать паззлы.

Развитию мелкой моторики способствуют:

1. Массаж пальцев и кистей рук;

2. Игры с мелкими предметами: паззлы, нанизывание бус, мелкий конструктор;

3. Пальчиковая гимнастика;

4. Занятия с пластилином и бумагой;

5. Работа с прописями, графические диктанты.

4. Развитие фонематического восприятия. Дети с дизартрией плохо выделяют и различают слова близкие по звуковому составу, что приводит к искажению смысла. Они не могут выполнять в уме фонематический анализ, у них не формируются фонематические представления.

Этапы логопедической работы по развитию фонематического восприятия:

  1. Узнавание и различение неречевых звуков. На самых первых детям предлагается послушать звуки за окном: Что гудит? (Машина). Кто смеется? (Девочка).
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Например, детям показывают музыкальную игрушку и демонстрируют, когда звук находится близко (громко) и когда далеко (тихо). Далее дети должны отгадать самостоятельно;
  3. Различение слов, близких по звуковых составу. Логопед показывает детям картинку с изображением автобуса и даёт инструкцию: «Я буду называть картинку то правильно, то неправильно. Внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, когда я сделаю ошибку». Дети должны на слух определить ошибку и хлопать в ладоши4
  4. Дифференциация слогов. Произносятся несколько слогов, например, ма-ма-ма-на. Дети должны на слух определить, какой слог является лишним;
  5. Дифференциация фонем. Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который дети должны выделить среди других (например, хлопнуть в ладоши). Упражнение повторяется до тех пор, пока звук не будет точно выделяться ребёнком;
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Для начала детей учат определять количество слогов в слове путём отхлопывания двух и трёхсложных слов. Далее проводится работа по обучению анализу гласных и согласных звуков.

5. Нормализация просодической стороны речи: развитие и коррекция голоса, ритма и интонации. Удетей отмечаются недостаточная громкость голоса, гнусавость, монотонная речь, однообразие интонационной стороны.

Н. П. Мещрякова, Е. В. Зубович выделяют следующие этапы в работе над просодической стороной речи у дошкольников:

  1. Работа над речевым дыханием, силой и высотой голоса, формирование темповой и ритмической сторон речи;
  2. Формирование представлений об интонации в целом; о вопросительной интонации, повествовательной и восклицательной, их дифференциация;
  3. Формирование повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации в экспрессивной речи.

6. Предупреждение и коррекция проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи делится на 4 уровня:

1 уровень — для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. Широко используются жесты и мимика. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу».

2 уровень — в речи присутствуют общеупотребительные слова, хоть пока и не очень правильно произносимые. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

3 уровень — отставание в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

4 уровень — речь невнятная, невыразительная. Встречаются замены звуков. Неправильное использование слов, означающих признак предмета.

Например, «дом длинный». Страдает образование новых слов при помощи суффиксов («зайцевый» вместо «заячий»).

Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

7. Формирование коммуникативных и социальных компетенций.

У детей должны быть сформированы следующие группы компетенций:

На основе теории речевой деятельности можно выделить коммуникативные умения, наиболее значимые для детей дошкольного возраста:

  1. Умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать; умение учитывать эмоциональное состояние партнера. Для этого можно применять приём создания речевых ситуаций.

Критерии:

1) Значимость этих ситуаций для детей;

2) Опора на жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста;

3) Частота, ясное и конкретное содержание ситуаций.

  1. Умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения. Логопед показывает детям изображения с мимикой и просит детей угадать, какая эмоция на картинке.
  2. Умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи эмоционального состояния партнера, умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их. Педагог обращает внимание детей на людей, с которыми они общаются: что в них особенного и что они для этого делают (вежливая речь, умение понять человека и т. д.);
  3. Умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать материал, интересный для собеседника. Учитель просит детей придумать диалог, например, между кошкой и мышкой, между вороной и лисой.

8. Пропедевтика нарушений письменной речи.

Упражнения по предварительному обучению письменной речи делятся на следующие группы:

1) Упражнения на распространение имеющегося высказывания. Значение этих упражнений состоит в том, что они формируют механизм упреждения или вероятностного прогнозирования, который играет важную роль в овладении письменной речью;

2) Упражнение на логичную и последовательную логично и последовательно, своими словами, информацию. Это перефразировка, сокращение текста.

Работа в этих направлениях осуществляется комплексно и с учётом индивидуально-психологических и возрастных особенностей ребёнка.

Исходя из вышесказанного, можно сделать итог, что логопедическую работу следует начинать как можно раньше, для полноценного речевого развития и социальной адаптации ребёнка.

Длительные и систематические логопедические занятия помогают сформировать различные стороны речи: фонетическую, лексико-грамматическую, интонационно-выразительную и коммуникативную, что в дальнейшем позволит детям дошкольного возраста без труда адаптироваться обучаться в школе и, тем самым, адаптироваться в социуме.

Литература:

  1. А. С. Марченко. Особенности звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников с дизартрией [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. Библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28818579 (дата обращения: 22.03.2022)
  2. Лекция 1. Дизартрия [Электронный ресурс] // Логопроект Архиповой URL: https://arkhipovaef.ru/dizartriya-lekcziya-1/ (дата обращения: 22.03.2022)
  3. Зайцева Л. А., Зайцев И. С., Левяш С. Ф., Ясова И. Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека URL: https://pedlib.ru/Books/4/0434/4_0434–32.shtml#book_page_top (дата обращения: 23.03.2022)
  4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс] — с. 112 (дата обращения: 04.04.2022)
  5. Пятница Т. В. Логопедия в схемах [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека URL: https://pedlib.ru/Books/4/0275/4_0275–8.shtml#book_page_top (04.04.2022)
  6. Винарская Е. Н. Дизартрия [Электронный ресурс] — 6–7 с.
  7. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Осноы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2017. — 99–103 с. (дата обращения: 16.04.2022)
  8. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия [Электронный ресурс]– с. 8
  9. Катаран О. Б. Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией [Электронный ресурс] // Дошколенок. ру. URL: https://dohcolonoc.ru/cons/13892-formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detej.html (дата обращения: 16.04.2022)
  10. Малюкова А. С. Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35678822 (дата обращения: 01.05.2022)
  11. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 10.05.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, очаг поражения, логопедическая работа, звук, умение, дошкольный возраст, письменная речь, речь, слово, мелкая моторика.


Ключевые слова

фонетические нарушения, дизартрия, логопедическая коррекция

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии

В статье рассмотрены вопросы схожести симптоматики дислалии и стертой дизартрии и важности дифференциации данных нарушений речи.

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии

В статье рассмотрены вопросы схожести симптоматики дислалии и стертой дизартрии и важности дифференциации данных нарушений речи.

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Задать вопрос