Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 26.06.2022

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Перевозкина, Г. А. Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта / Г. А. Перевозкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93468/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно определению Международной классификации болезней десятого пересмотра, умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта [2, с. 42].

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно различается от речи ребенка с сохранным интеллектом. Различия у детей возникают с раннего возраста, и в дошкольном возрасте у всех наблюдается серьёзное речевое недоразвитие. В большинстве случаев дети с интеллектуальными нарушениями начинают говорить лишь к 4–5 годам.

Самые ранние слова у данной категории детей возникают после 3 лет, а фразы к 6–7 годам. У детей с умственной отсталостью фразовая речь характеризуется множественными фонетическими и грамматическими ошибками. В особенности страдает связная речь. Словарный запас, как пассивный, так и активный значительно меньше, чем в норме. Больше всего у детей с нарушением интеллекта страдает смысловая сторона речи. Речь умственно отсталого ребёнка почти не соотносится с их деятельностью и в большинстве случаев не осуществляет функцию общения. И только к началу школьного возраста с наименьшим потенциалом речь ребенка олигофрена помогает ему в коммуникации, однако полноценно не осуществляет её. Целый ряд причин обуславливает нарушения связной речи у детей олигофренов. Не все дети видят смысл в том, чтобы понятно и точно передать содержание эпизода. Другой причиной является то, что речевая активность таких детей скудна, количество слов низкое, предложения чаще всего не развёрнуты и не связаны. Однако, если ребёнок заинтересован в диалоге, то он всячески будет стараться передать точный смысл события и применять различные коммуникативные средства. Таким образом, на качество связной речи производит воздействие и мотивация. Качество связных выражений в большинстве случаев устанавливается видом заданий. В исследованиях Л. В. Занкова и М. Ф. Гнездилова доказано, что объём слов в докладе по серии сюжетных картинок у детей с нарушением интеллекта в 2,5 раза больше, чем в рассказах на поставленный предмет обсуждения. Это связанно с тем, что серия сюжетных картинок определяет порядок представленных действий. Как правило, самым лёгким для детей олигофренов считается пересказ, поскольку в нём нет создания собственного сюжета. Однако, такие дети часто придумывают моменты, которых не было.

Для исследования сформированности связной речи использовалась методика Фотековой Т. А. В эксперименте приняли участие 7 детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью. Группа состояла из мальчиков в возрасте от 11 до 13 лет и одной девочки, имена детей изменены.

При исследовании уровня сформированности навыков связной речи школьников 1 испытуемый (14 %) показал уровень выше среднего, 4 испытуемых (57 %) средний уровень, 2 испытуемых показали уровень ниже среднего (29 %). Подросткам предлагалось составить рассказ по серии сюжетных картинок и пересказать прослушанный текст.

К примеру, испытуемый 1 (Владимир Р.) допускал единичные ошибки при выполнении заданий. Пропускал картинки при составлении рассказа, упускал маловажные детали или же добавлял небольшие сюжеты, которых не было при пересказе. Испытуемый показал средний уровень, при допуске ошибок начинал нервничать, пропадал интерес к дальнейшей работе. Исследование длилось 40 минут.

Испытуемый 2 (Аркадий М.) сосредоточено выполнял задания, но допускал многочисленные ошибки. Например, пропускал важные факты при пересказе и терял главную идею текста. При составлении рассказа отходил от заданной темы, повторял уже сказанные ранее предложения. Показал уровень ниже среднего. Подросток вёл себя малоактивно и малоразговорчиво в общении с исследователем. Исследование длилось 40 минут.

Испытуемый 3 (Мария Ч.) показал средний уровень. Ошибки были при пересказе текста. Подросток не сумел уловить важные детали, которые передавали смысл текста, поэтому присутствовали логические ошибки. Однако, при составлении рассказа по картинкам подросток в правильной последовательности сформулировал порядок событий. Испытуемый внимательно слушал инструкцию и был заинтересован в процессе. Исследование длилось 40 минут.

Испытуемый 4 (Пётр К.) показал средний уровень. Возникли трудности при составлении рассказа. Подросток часто употреблял одни и те же слова, предложения были короткими, не использовал прилагательные. При пересказе текста смог передать главную мысль и самые важные пункты. Подросток был мало внимателен, часто отвлекался на посторонние раздражители. Исследование длилось 40 минут.

Испытуемый 5 (Виктор П.) затруднялся при пересказе текса «Горошины». Допускал смысловые пропуски. Присутствовали единичные случаи поиска слов. При уточнении экспериментатора о том, что подросток пропустил слово подросток сразу же исправлялся. При составлении рассказа ясно и последовательно выражал свои мысли. Испытуемый легко вошёл в контакт с исследователем и был открыт для работы. Подросток показал высокий уровень. Исследование длилось 40 минут.

Испытуемый 6 (Илья А.) показал уровень ниже среднего. Оба задания оказались для него сложными. Текст для пересказа повторялся четыре раза, но испытуемый всё равно не смог передать смысл текста. При составлении рассказа по картинкам подросток путался в последовательности, не использовал сложные предложения. Подросток активно слушал инструкцию к заданию, но был малоразговорчив. Исследование длилось 40 минут.

Испытуемый 7 (Максим Б.) при составлении рассказа «Бобик» не с первого раза расположил все картинки в правильной последовательности. Допускал неточное словоупотребление, несколько раз ему были заданы наводящие вопросы со стороны обследуемого. При пересказе была передана вся полнота текста в полном объёме с правильно построенными предложениями. Подросток показал средний уровень, был в преподнятом настроении и активно принимал участие в исследовании. Исследование длилось 40 минут.

Исследование связной речи

Рис. 1. Исследование связной речи

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью реализовывается медленными темпами и обладает особенностями. Речь детей олигофренов бедна и однообразна. Подростки используют короткие фразы, в незначительной степени применение сложных предложений. Так же, имеются ошибки в построении предложений, проявляющиеся в пропусках слов, в применении глагольных форм, нарушение синтаксической связи между фразами. Навыки построения связных высказываний требует использования всех речевых и познавательных ресурсов детей. Необходимо подчеркнуть, что возможность овладения связной речью может быть лишь при присутствии определенной степени сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. [1, с. 34]. Степень развития связной речи находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития подростка.

Литература:

  1. Киреева, М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью. / М. Е. Киреева // Из опыта работы специальных психологов и педагогов. Выпуск III: Сборник статей. / Под ред. С. М. Валявко, О. Б. Дудко /ГБОУ ВПО «МГПУ». Москва, 2013. — С.40–43
  2. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, составление рассказа, испытуемый, подросток, уровень, большинство случаев, ребенок, умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность, правильная последовательность.


Похожие статьи

Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста

Исследование некоторых показателей иммунитета у супружеских пар с бесплодием

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Исследование особенностей личности мужчин и женщин с алкогольной зависимостью

Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра

Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Похожие статьи

Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста

Исследование некоторых показателей иммунитета у супружеских пар с бесплодием

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Исследование особенностей личности мужчин и женщин с алкогольной зависимостью

Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра

Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Задать вопрос