В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.
Ключевые слова: местное самоуправление, взаимодействие, эффективность, обратная связь.
Местное самоуправление может осуществлять свои полномочия, цели и задачи только при обеспечении эффективного взаимодействия с населением. Действующим законодательством определен исчерпывающий перечень способов и форм данного взаимодействия, что позволяет с одной стороны обеспечить контроль их фактического использования на конкретной территории, а с другой стороны, также обозначить потенциал для расширения [1, с. 6].
Население муниципалитетов, как правило, владеет информацией о приоритетах и особенно значимых проблемах территории, ее развития. Более того, она крайне заинтересовано в их решении и создании комфортных условий проживания, формирование стратегически привлекательной среды для местного сообщества [2, с. 32]. Именно поэтому расширение спектра методов и форм взаимодействия с местными органами власти воспринимается им всегда положительно. Это позволяет более активно и целенаправленно высказываться о накопленных проблемах, показывать сложности муниципального обустройства, выявлять «слабые места» в управленческой системе, обозначать приоритеты для инвестиций и расходования муниципального бюджета, а также совместно искать ресурсы.
Муниципальные органы власти также должны проявлять максимальную заинтересованность и инициативность в формировании и использовании новых каналов и способов взаимодействия с населением. Для решения этой задачи необходимо:
— проводить опросы граждан как на официальных сайтах органов управления, так и через популярные коммуникационные ресурсы — социальные сети, мессенджеры;
— выявлять потребность в расширении спектра форм взаимодействия на очных встречах, собраниях;
— проводить контент-анализ открытых источников, СМИ, которые ведут диалог с населением в Интернете.
К эффективным элементам информационного поля можно отнести:
— регулярно проводимые совещания, планерки, собрания;
— периодические встречи и брифинги руководителей организации со специалистами;
— интернет-ресурс организации;
— корпоративные и отраслевые средства массовой информации;
— разработанные правила и стандарты поведения в организации для вновь прибывших сотрудников.
Являющиеся обязательными для органов власти на местах:
— организация встреч с населением, прием граждан, выступления в СМИ руководителей администрации района;
— проведение личных встреч главы Администрации с населением не реже одного раза в месяц;
— «горячие линии» с обратной связью от населения; проведение главой Администрации еженедельного приема населения; выступления руководителей администрации и территориальных служб района в прямом эфире на кабельном телевидении еженедельно, в том числе выступления главы Администрации не реже одного раза в месяц;
— подготовка материалов о деятельности администрации района для публикации в городских СМИ, а также в районной и окружной газетах;
— изготовление плакатов о деятельности органов власти и еженедельное обновление на информационных стендах информации о деятельности районной и окружной администрации;
— выпуск справочно-информационных материалов о работе администрации района, о предоставлении населению бытовых услуг, о деятельности культурно-досуговых учреждений, учреждений здравоохранения, образования по мере необходимости; анализ информации, поступающей от окружных и районных СМИ, касающейся деятельности администрации района, анализ обращений граждан в ходе проведения «горячих линий», «прямых эфиров»;
— принятие решений по фактам, выявленным в ходе анализа информации;
— подготовка на основе обращений населения решений администрации района, контроль их выполнения.
Представляется целесообразным введение нового регламента взаимодействия специалистов с населением (рисунок 1).
Рис. 1. Регламент взаимодействия специалистов с населением
Источник: составлено автором
Именно такие формы взаимодействия будут обозначены как основные и должны осуществляться каждым специалистом, ответственным за работу с обращениями гражданами.
Важно, чтобы взаимодействие сотрудников администрации с населением происходило на постоянной основе. Именно поэтому рекомендуется сформировать график встреч с жителями округа непосредственно на территории.
Данный график должен быть размещен на портале округа и официальном сайте, а также на других информационных ресурсах Администрации.
В результате такой работы появляется возможность создавать новые способы коммуникаций и взаимодействия и добиваться решения задач развития муниципалитета более эффективно, точечно направляя ресурсы, учитывая мнение жителей.
Литература:
1. Дубенюк, А. В. Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти / А. В. Дубенюк. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 6–9
2. Калашников С. В. Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования // Административное и муниципальное право. — 2021. — № 3. — С. 32–46.
3. Колмогоров О. И. Цифровизация обращений граждан в органы власти: проблемы и пути их решения // Гипотеза. — 2020. — № 1 — С.19–24