Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и профессиональной деятельности.
В статье рассмотрены трудности социальной адаптации, направления работы, основные этапы адаптации, конкретные цели и задачи в управлении процессом адаптации первокурсников к образовательной среде и развитию личности будущего офицера на основе психолого-педагогической поддержки. Успешность адаптации курсантов к учебной деятельности зависит от профессиональной готовности преподавателя руководить этим процессом.
Ключевые слова : образовательная среда военного вуза, курсанты, социальная адаптация, управление адаптацией, образовательный процесс, психолого-педагогическая поддержка.
Professional and service training of cadets is one of the most important tasks of the military institute, including the task of optimizing the timing and nature of the course of adaptation of a future military specialist to professional activity.
The article considers the difficulties of social adaptation, the main directions of work in managing the process of adaptation of first-year students to the educational environment and the development of the personality of the future officer on the basis of psychological and pedagogical support. The success of the adaptation of cadets to educational activities depends on the professional readiness of the teacher to lead this process.
Keywords: educational environment of a military university, cadets, social adaptation, adaptation management, educational process, psychological and pedagogical support.
Необходимость и важность совершенствования процесса социально- педагогической адаптации первокурсников в военных вузах подтверждает разработанная государством Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к воинской службе на период до 2020 года. Её реализация не решила в полной мере поставленных задач, не повысила до необходимого уровня готовность военнообязанных к службе в армии. Поэтому основные положения концепции расширены, уточнены. Внедрение нового варианта рассчитано на период до 2024. Описанные обстоятельства подтверждают актуальность обозначенной нами темы [10, с.89].
Качество и успешность процесса адаптации курсанта-первокурсника к образовательной среде военного вуза имеет решающее значение для личностного и профессионального становления [Елагина В. С., Рогожин В. М.]
Поэтому главная задача нашего исследования — найти основные пути решения для облегчения вхождения в образовательную среду. Мы считаем, что для этого необходимо создать систему управления социальной адаптацией на основе психолого-педагогической поддержки.
Процесс вхождения личности в сложившуюся группу можно разделить на несколько этапов. На первом этапе внутригрупповой жизни (эту стадию обозначают как стадию адаптации), основные усилия личности направлены на усвоение норм и правил, на ознакомление со специфичными для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами активности, которыми уже владеют члены этой группы [7, с.273].
Исходя из этого можно выделить основные стадии (этапы) вхождения индивида в новую социальную группу [Петровская М. В.]:
- Адаптация — освоение индивидом норм, правил, способов действия, присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально-типического («я такой же как все»).
- Индивидуализация — стремление к собственной персонализации, выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, личность ищет средства и способы обозначения своей индивидуальности и возможности реализации личностью своих склонностей, способностей и возможностей в групповой жизни (я не такой как все).
- Интеграция в социальную группу — индивид стремится раскрыть свои свойства, способности, возможности в социальной группе и найти себе лучшее применение в общей жизнедеятельности общности, группы [9, с.58].
Рассмотрим основные этапы авторской программы управления социальной адаптацией первокурсников к образовательной среде военного вуза:
Первый этап управления социальной адаптацией подготовительный, его также называют информационно-ознакомительный или ориентировочно-оценочный этап. На данном этапе знакомство абитуриента с социальными нормами, правилами, способами действия и ценностями, принятыми в общностях и образовательной среде военного института.
На данном этапе проводится работа со школьниками 10–11 классов (потенциальными абитуриентами) с целью актуализация их стремления к формированию ответственного, компетентного отношения к будущей профессии, готовности к будущей профессиональной деятельности как сложной системы отношений на профессиональных и социальных нормах и правилах, ролях и предписаниях. Главным результатом ориентировочного этапа является осознанный выбор профессии с полным пониманием условий освоения профессии [2].
Цель данного этапа — оценка профессиональной готовности будущих курсантов, в том числе, его адаптационных возможностей и стрессовой устойчивости как готовности к действию в условиях повышенных нагрузок и действию в неопределенных, слабо структурированных, сложных ситуациях, в том числе, в условиях сложных отношений.
Основные задачи этапа: профилактика и прогнозирование адаптационных срывов у будущих курсантов, стимулирование адекватной самооценки индивидуальных и психофизических возможностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок, в условиях неопределенности, сложности и неоднозначности среды, в том числе сложности принятия курсанта в группе, создание информационно-ориентировочной основы для самовоспитания и саморазвития индивидуально-личностных и психофизических и социальных возможностей или компетенций, развития адаптационного потенциала личности будущего курсанта.
Для решения этих задач используем следующие методы и средства педагогического или психолого-педагогического управления адаптацией. Например, методы информирования или упреждения, когда офицер-воспитатель дает исчерпавшую информацию про образ жизни и быт курсантов, повышенные физические и стрессовые нагрузки, предлагает методы развития упреждающей готовности к ним, индивидуальные подходы к каждому набору, учет, анализ и обобщение данных адаптационных возможностей абитуриентов прошлых лет [4].
В данном случае формами педагогического или психолого-педагогического управления адаптацией, является диагностика индивидуальных и личностных характеристик поступающих, в том числе адаптационного потенциала и стрессовой устойчивости личности качественный профотбор (только 1 и 2 группы). Оценка и информирование возможностей адаптации абитуриентов с разными психологическими особенностями.
Функция и роль преподавателя, будет заключаться в обеспечении общего наставления, участие во вступительных экзаменах, навигатора в мире информации.
Второй этап управления социальной адаптацией решает задачи поддержки вхождения и приспособления курсанта к образовательной среде военного вуза. На данном этапе — особое внимание важно уделять физиологической и психологической адаптации.
В основе благополучного вхождения в среду лежит успешность ориентирования курсанта в социальных норма, правил, способов действия и ценностей, становление социально-типического («я такой же как все»). К общим условиям психолого-педагогической поддержки можно отнести взаимодействие в цепи: должностные лица военного института — родители — первокурсники — офицер-преподаватель. Педагогу-офицеру важно заблаговременно установить позитивные и конструктивные отношения с субъектами образовательного процесса для формирование положительного отношения к учебе, усвоения требований службы, воинской дисциплины, уставных взаимоотношений, элементов распорядка дня и т. д. Аспект адаптации, который доминирует на данном этапе и может вызвать социальную дезадаптацию, здесь — физиологический (стресс, общий адаптационный синдром), либо индивидуально-личностный (формирование системы привычек), связанный с усвоением требований военной службы, большие моральные и физические нагрузки, условия казарменного проживания, строго регламентированный распорядок дня, неукоснительное выполнение требований воинских уставов, строгая субординация всей жизни и деятельности в целом [6, с. 36–43].
Цель управления социальной адаптацией на данном этапе заключается в выявлении и стимулировании адаптационного потенциала, также индивидуальная и персонифицированная поддержка личности.
Далее вытекают следующие задачи: выявление индивидуальных актуальных и потенциальных социальных возможностей курсантов к адаптации (межличностные качества, складывающиеся субъективные отношения к сослуживцам, офицеру-воспитателю, педагогам, принятие социального окружения и удовлетворенность отношениями), выявление трудностей и сложностей адаптации к образовательной среде и повседневной жизнедеятельности с целью их уменьшения или снижения, развитие адаптационных возможностей и стрессовой устойчивости первокурсников (стимулирование эмоционально-волевых и межличностных качеств), стимулирование активной самооценки курсантов и постановки конкретных задач по самовоспитанию новых привычек и правил поведения, деятельности (стимулирование самонаблюдения, сосредоточенности и поиска «точек наименьшего сопротивления» в собственной личности, проблемных зон в отношениях).
Методы и средства педагогического или психолого-педагогического управления адаптацией на обсуждаемом этапе будут: практическая работа во взводах (учебных группах), полный контроль за обучением, социальная поддержка курсантов-первокурсников, оказание индивидуальной и персонифицированной помощи и поддержки.
Формы совершенствования педагогического или психолого-педагогического управления адаптацией следующие: курсы повышения квалификации командиров подразделений первых курсов, проведения учебно-методических сборов, совместно с психологами военного института и обучение методам совладания со стрессом, обучение методам освоения социального окружения, способам самоопредления в воинском коллективе, обучение анализу сложностей и проблем социальной адаптации курсантов первого курса [3, с. 236–240].
Функция преподавателя на этапе оказание помощи, полное управление процессом адаптации (аналитическая функция педагога), особенно важна роль педагога как фасилитатора, облегчающего негативные переживания курсанта, проясняющего их причины, создающего благоприятные условия, эмоциональную поддержку и дающего рекомендации способов самообладания и конструктивного развития в учебном процессе и учебном взаимодействии.
Третий этап управления социальной адаптацией курсантов — этап первичной социальной адаптации (ассимиляции) или этап социально-психологической адаптации.
Общие условия данного этапа такие, как накопление опыта поведения и взаимодействия в коллективе, новый круг общения, формирование микрогрупп, выработка привычки подчинять свои личные интересы интересам воинского коллектива и становление первичного воинского коллектива.
К специфическим условиям можно отнести организацию быта, большое количество экскурсий и походов, изучение социально-психологической адаптации в коллективе, усиление мотивации за счёт традиций и патриотизма. В третьем этапа преобладает психологический и социально-психологический аспекты адаптации.
Цель этапа заключается в освоении и сознательном подчинении личности ценностям, нормам, правилам, способам действия, принятым в воинском коллективе и в образовательной среде военного института в целом.
Задачи этапа: приобретение и накопление опыта группового взаимодействия, усвоение и принятие групповых норм и ценностей, включенность в активное взаимодействие в группе, ценностный и личностный обмен как механизмы группового развития.
Методы и средства педагогического управления адаптацией будут обоснование важности и нужности групп, важности построения конструктивных отношений. Процесс должен быть контролируемым за счет повышение психологической и социально-психологической грамотности всех участников процесса управления адаптацией, поощрения достижений в учебе. Рекомендации должностным лицам и педагогическим работникам по анализу и мониторингу процессов адаптации, создание оптимальных педагогических условий обучение офицеров методам сопровождения командообразования в воинских коллективах.
Функция преподавателя на данном этапе — социально-психологическое сопровождение. Преподаватель соуправляет процессом (функция — организационная), а роль педагога, как фасилитатора группы, создающего благоприятные условия для взаимодействия и обучения [5].
Четвертый этап управления социальной адаптацией курсантов это этап первичной социально-психологической интеграции или идентификационный этап, связанный с обретением курсантом значимой роли в коллективе.
Общими условия этапа будут поиск и определение социально-психологической позиции (ценности, функции, роли,) курсанта в группе и в образовательной среде в целом (самоопределение). Также становление единого организма и будущего здорового коллектива, развитие коллективизма и сплоченности, профессиональной направленности за счёт удовлетворённости или утверждения сделанного выбора профессии. Принятие ценности патриотизма и собственной значимости для будущего Родины.
К специфическим условиям данного этапа мы относим организацию учебно-познавательной деятельности (время на самоподготовку и как предложение внести поправку в распорядок дня самостоятельную работу проводить с 15.15 до 18.15, тем самым увеличить её на 90 минут, научные кружки и т. д.). На данном этом этапе главными аспектами адаптации будут социально-психологическая и социальная адаптация.
Цель этапа поиск и сознательное самоопределение, выбор ценностно-ролевой социально-психологической позиции, роли, места курсанта в группе и в образовательной среде в целом, формирование коллективизма и сплоченности (ролевое и функциональное или деятельностное и ценностное самоопреление в воинском коллективе, во взводе(группе) и в самой образовательной среде).
Задачи данного этапа следующие: поиск и выбор функции, роли, места, значимости курсанта в группе и образовательной среде в целом (самоопределение), развитие коллективизма и сплоченности в первичной воинской группе (взводе), усиление профессиональной направленности за счёт удовлетворённости собственной позицией в воинском коллективе и убежденности в верности собственного профессионального выбора, принятие ценности патриотизма и собственной значимости для будущего Родины как групповых ценностей воинского коллектива.
Методы и средства педагогического или психолого-педагогического управления адаптацией следующие: социально-педагогическое сопровождение деятельности в процессе адаптации, воздействия на групповое поведение и отношения, поддержка позитивных лидерских процессов в воинском коллективе и влияние на выборочные (отдельные) процессы.
Формами педагогического или психолого-педагогического управления адаптацией на этапе являются: индивидуальное консультирование, развитие интереса и стремления к самоопределению и самоутверждению в группе, стимулирование групповой сплоченности и коллективизма, поддержка позитивных групповых норм.
Функция преподавателя, как модератора, предполагает делегирование части полномочий для активизации самоуправления с учетом возможностей группы (курсантского взвода) (функция — конструктивная), а роль, педагога как координатора учебного взаимодействия, лидера и наставника, который несет ответственность за результаты обучения и воспитания, раскрывающего личностный потенциал самореализации обучающихся [10, с.88–92]..
Выводы. Таким образом, процесс адаптации первокурсников к образовательной среде военного института, должен находиться на особом контроле руководства учебного заведения и носить превентивный характер. Управление процессом адаптации первокурсников на основе психолого-педагогической поддержки должен носить полисубъектный характер в нем должны участвовать все субъекты образовательного процесса, преподаватели, в том числе командиры подразделений, сам курсант, родители и т. д.
В преодолении трудностей социальной адаптации, максимальном достижении самоопределения большую роль играет психолого-педагогическая поддержка всего процесса профессионального становления личности, влияющая на формирование готовности к осознанному пониманию собственных проблем и развитие стремления к самообразованию, как форма и метод подготовки в войсках национальной гвардии.
Литература:
- Елагина В. С., Рогожин В. М. Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29555 (дата обращения: 30.04.2021).],
- Коротаев А.С Специфика образовательной среды военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 78–85.
- Сафонова А. В., Филоненко Л. В., Елецких Н. Ю. Социальное воспитание в контексте принципа гуманизма в военном вузе // перспективы науки и образования. 2018. 2 (32). С. 236–240.
- Федосеева А. В. Организация профессиональной адаптации //Современные проблемы науки и образования /А. В. Федосеева.- 2015.-№ 1.- С.40–42.
- Ревков, И. В. Технология адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в военном вузе:. дис. канд. пед. наук/ И. В. Ревков.- Орловский гос. ун-т-Орёл,2015.-210 с.
- Соловей Д. В., Спирина В. И. Особенности образовательной среды военного вуза //Вестник Армавирского гос. пед. ун-та. 2019. № 2. С.36–43
- Ясвин, В. А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: дис.док. пед.наук/В. А. Ясвин.- Московский город. пед. ун-т.-Москва, 2020.-471 с.
- Петровская, М. В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя /М. В. Петровская //Фундаментальные исследования.- 2013.-№ 1–3.-С. 632–635.
- Петухова А. В. Создание профессионально ориентированной образовательной среды в техническом вузе (на примере инжинерно-графической подготовки)/А. В. Петухова, Л. И. Холина.- Новосибирск: Изд-во СГУПСа,2013.- 175 с.
- Холина Л. И., Андреев Д. В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников военного вуза в процессе социализации // Сибирский учитель. 2020. № 5 (132). С. 88–92.