Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты, однако в современных условиях жизни, к сожалению, число детей с патологиями неизменно растет. Из числа детской популяции 85 % из них имеют недостатки в развитии [1, с. 203]. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья весьма неоднородна, в нее входят дети, у которых возникают проблемы с задержкой психического развития, опорно-двигательным аппаратом, зрением, слухом, речью, интеллектом, а также другие множественные нарушения развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Буквально несколько лет назад дети с ОВЗ воспитывались и получали образование в специально созданных для этого образовательных учреждениях, такая ситуация сохраняется и по сей день. В современном законодательстве имеется закон об образовании, в котором прописано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, состояния здоровья.
Одной из основных проблем детей с ограниченными возможностями является ограничение в осуществлении права на образование, именно для восполнения такого пробела существуют специалисты, позволяющие дать «особенным» детям полноценное образование, ведь решить эту проблему учитель общеобразовательной школы не в состоянии. Таких специалистов называют дефектологами. Они занимаются изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ОВЗ, также дефектологи занимаются с детьми, которые не могут усваивать общеобразовательную программу по каким-либо причинам. Каждый год за счет работы с детьми различной сложности, системы повышения квалификации, прохождения дополнительного образования в виде тренингов и мастер–классов они накапливают свой опыт, расширяют знания для того, чтобы дать полноценное качественное образование тем, кто не может получить его самостоятельно.
Педагогическая наука, как и любая друга наука, не стоит на месте, она развивается, причем достаточно стремительно, отсюда возникают отраслевые направления. Специальная педагогика занимается разработкой принципов, методов, основ, форм, средств образования и воспитания человека, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии.
Дефектология (специальная педагогика) распадается на другие отрасли: вопросами воспитания и образования глухих и слабослышащих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, проблемами детей, имеющих речевые отклонения — логопедия [2, с. 131].
Получение общего образование является обязательным, поэтому его осуществление происходит на всех уровнях вне зависимости от физических, психических, социальных возможностей. С учетом увеличения количества детей с ОВЗ в России внедрен проект инклюзивное образование, который позволяет в комфортных условиях не только получить общее образование, но и адаптироваться и социализироваться в социуме. Главная суть проекта заключается в том, что все дети независимо от сложности отклонения имеют право на равное получение общего образования, посредством предоставления мер восстановления трудоспособности, оказания дополнительных услуг, соответствующих степени отклонения.
Реализацию данной программы берут на себя дефектологи — учителя, занимающиеся воспитанием детей, имеющих особенности в развитии. Этим и обуславливается социальная значимость профессии, хотя на этом специфика работы не заканчивается. Работа включает в себя три этапа. На первом этапе задача развить у ребенка мелкую моторику, гигиенические навыки. На втором этапе идет закрепление полученных ранее навыков, и большое значение уделяется становлению речи и приучению ребенка к труду. На третьем этапе уже считается, что в социум выходит воспитанная и обученная личность.
Для того, чтобы без проблем работать с особенными детьми, человеку, выбравшему данную профессию необходимо обладать такими качествами как: безграничное терпение, любовь к детям, ответственность, доброжелательность, коммуникабельность, внимательность и наблюдательность, высокий уровень интеллекта.
Вышеперечисленные качества позволяют без проблем решать задачи, которые стоят перед учителем — дефектологом: исправление и восполнение пробелов в познавательной деятельности ребенка, консультирование как учителей, так и родителей, поиск способов реализации воспитательной работы, оценка и проверка знаний, полученных во время обучения, формирование личностных качеств, исследование как психологического, так и физического состояния ребенка, развитие коммуникативных способностей ребенка [4, с. 15].
Дефектолог осуществляет свою деятельность в диагностическом (выявление уровня актуального развития); коррекционном (преодоление и компенсация отклонений развития); аналитическом (сравнение и обработка результатов успешности программ занятий); консультативно–просветительском (оказание помощи педагогам и родителям в обучении); организационно–методическом (участие в методических объединениях) направлениях [3, c. 36].
Профессия учителя-дефектолога очень специфична и сложна, поэтому и социально значима. Она предполагает огромную ответственность, ведь на плечах дефектолога лежит обучение очень сложной категории детей: детей с ОВЗ. Для того, чтобы осуществлять свою работу качественно человеку необходим огромный потенциал и специальные качества, которые помогают детям с легкостью получить общее образование, не смотря на сложные жизненные обстоятельства.
Литература:
- Шкляр Н. В., Карынбаева О. В. Профессия педагога–дефектолога и ее социальная значимость // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социальные науки. — 2016. — № 3. — С. 201–205.
- Мировидова Л. Г. Особенности работы учителя–дефектолога // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. — 2020. — № 6 (10). — С. 127–135.
- Дудко О. Б. Повышение профессиональной компетентности дефектологов // Ярославский педагогический вестник. — 2018. — № 2. — С. 34–39.
- Куцеева Е. В. Стрессы в педагогическом общении дефектолога // Коррекционно — педагогическое образование. — 2019. — № 2 (18). — С. 15–19.