Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Н. Б. Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании / Н. Б. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93547/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безопасности личности в образовании. Эффективность модели доказана результатами констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: личность, безопасность, психолого-педагогическое сопровождение, образование.

Введение . Безопасность образовательной среды является проблемой исследования многих ученых. Необходимость обеспечения безопасности образовательного пространства связана с социальными, экономическими, техногенными вопросами жизнедеятельности человека. В связи с чем, актуальность проблемы безопасности в образовании определяются потребностями образовательных систем и существующими противоречиями:

— между необходимостью формирования у обучающихся здоровьесберегающих компетенций и непонимание ими серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;

— между низким уровнем аутопсихологической компетенции участников образовательного процесса и необходимостью её формирования;

— между требованиями жизни в накоплении участниками образовательного процесса опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической модели, направленной на формирование данного опыта;

— между существующей террористической угрозой и слабой системой безопасности и охраны образовательной организации.

Противоречий на самом деле намного больше, здесь же озвучены самые значимые, требующие особого внимания.

Анализ научных изданий и нормативных документов позволил выявить следующие аспекты безопасности образовательного пространства. Ученые И. А. Баевой, С. В. Тарасова определяют безопасность как определенные условия, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда, по мнению авторов, — это совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении значимого отрезка жизненного пути [1].

По мнению Л. И. Шаховой «…наиболее значимыми рисками нарушения психологической безопасности младших школьников, являются высокая информационная и психоэмоциональная нагрузка, низкий уровень развития у учеников самоконтроля и саморегуляции, неуверенность в себе, негативное отношение к школе, неумение выстраивать отношения и решать конфликтные ситуации со сверстниками» [4].

Мкртчан Л. М. доказывает, что «…в условиях сетевого пространства коммуникации под влиянием сетевых рисков и угроз, социальная безопасность личности деформируется, маркерами чего являются: феномен публичной приватности; инфантилизм; клиповость мышления; сетевой конформизм» [3].

Напрашивается вывод о том, что необходимо психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое подразумевает следование за естественным процессом обучения и воспитания, но отслеживая и предотвращая все негативные последствия и угрозы, возникающие в образовательном пространстве.

Концепция психологической службы в системе образования в Российской Федерации, принятой на период до 2025 года, ставит задачи, связанные с обеспечением психологической безопасности в образовательной среде. В её контексте рассматриваются условия реализации потенциала обучающихся формирование компетентной и инициативной личности, снижением рисков для дезадаптации и десоциализации обучающихся.

Целью данного исследования является разработка и научное обоснование модели безопасности личности в образовании.

Предмет исследования — безопасность личности в образовании.

Объект исследования — образовательное пространство.

Задачи :

— на основе теоретического анализа определить понятие безопасность в образовании;

— разработать и апробировать модель безопасности личности в образовании;

— подготовить методические рекомендации для образовательных организаций по обеспечению безопасности в образовательной среде.

Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы), моделирование, проектирование результатов на различных этапах исследования.

Результаты и их обсуждение. Разработанная модель представляет собой систему и интеграцию методов, принципов, факторов по снижению рисков безопасности образовательной среды и обеспечение безопасности через психолого-педагогическое сопровождение. Показаны виды безопасности (психологическая, информационная, экологическая, учения и отдыха, социальная) и факторы риска для безопасности (повседневные и чрезвычайные ситуации). Для снижения риска безопасности необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение (профилактика, диагностика, коррекция и развитие, просвещение, экспертиза). Базируется психолого-педагогическое сопровождение на принципах: поддержки и развития индивидуальности; учета и соблюдения интересов субъектов образовательного процесса; гибкости и вариативности; непрерывности и системности сопровождения; взаимодействия всех сторон в ОО.

Модель безопасности личности в образовании

Рис. 1. Модель безопасности личности в образовании

Таким образом, магистрантам педагогического вуза, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании» необходимо знать научно-методологическую и практическую основу профессиональной деятельности по диагностике и формированию комфортной и безопасной среды образовательной организации. Будущие психологи должны владеть современными подходами к понятию психологической безопасности в ОО и способами оказания профессиональной помощи на основе нормативно-правовых, аналитических материалов. Одним из главных моментов, от которого зависит вся деятельность психолога — это владение технологиями экспертизы и анализа образовательной среды.

Литература:

  1. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. — СПб.: ЛОИРО, 2017. — 265 с.
  2. Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы. Дисс...кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, — 2013, — 238 с.
  3. Мкртчян, Л. М. Социальная безопасность личности в сетевом коммуникативном пространстве. Дисс…кандидата философских наук. Ставрополь, 2018, — 168 с.
  4. Шахова Л. И. Обеспечение психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Дисс…к.псих.наук. Санкт-Петербург, 2019, — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, образовательное пространство, модель безопасности личности, образование, образовательный процесс, психологическая безопасность, безопасность личности, обеспечение безопасности, образовательная организация.


Похожие статьи

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве

Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонент...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Коммуникативная компетентность взрослых как основа социальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние коммуникативной компетентности взрослых на развитие социальной коммуникации детей дошкольного возраста.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Похожие статьи

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве

Статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога дошкольного образования. В ходе данной статьи значительное внимание посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонент...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Коммуникативная компетентность взрослых как основа социальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние коммуникативной компетентности взрослых на развитие социальной коммуникации детей дошкольного возраста.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Задать вопрос