Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безопасности личности в образовании. Эффективность модели доказана результатами констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: личность, безопасность, психолого-педагогическое сопровождение, образование.
Введение . Безопасность образовательной среды является проблемой исследования многих ученых. Необходимость обеспечения безопасности образовательного пространства связана с социальными, экономическими, техногенными вопросами жизнедеятельности человека. В связи с чем, актуальность проблемы безопасности в образовании определяются потребностями образовательных систем и существующими противоречиями:
— между необходимостью формирования у обучающихся здоровьесберегающих компетенций и непонимание ими серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;
— между низким уровнем аутопсихологической компетенции участников образовательного процесса и необходимостью её формирования;
— между требованиями жизни в накоплении участниками образовательного процесса опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической модели, направленной на формирование данного опыта;
— между существующей террористической угрозой и слабой системой безопасности и охраны образовательной организации.
Противоречий на самом деле намного больше, здесь же озвучены самые значимые, требующие особого внимания.
Анализ научных изданий и нормативных документов позволил выявить следующие аспекты безопасности образовательного пространства. Ученые И. А. Баевой, С. В. Тарасова определяют безопасность как определенные условия, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда, по мнению авторов, — это совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении значимого отрезка жизненного пути [1].
По мнению Л. И. Шаховой «…наиболее значимыми рисками нарушения психологической безопасности младших школьников, являются высокая информационная и психоэмоциональная нагрузка, низкий уровень развития у учеников самоконтроля и саморегуляции, неуверенность в себе, негативное отношение к школе, неумение выстраивать отношения и решать конфликтные ситуации со сверстниками» [4].
Мкртчан Л. М. доказывает, что «…в условиях сетевого пространства коммуникации под влиянием сетевых рисков и угроз, социальная безопасность личности деформируется, маркерами чего являются: феномен публичной приватности; инфантилизм; клиповость мышления; сетевой конформизм» [3].
Напрашивается вывод о том, что необходимо психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое подразумевает следование за естественным процессом обучения и воспитания, но отслеживая и предотвращая все негативные последствия и угрозы, возникающие в образовательном пространстве.
Концепция психологической службы в системе образования в Российской Федерации, принятой на период до 2025 года, ставит задачи, связанные с обеспечением психологической безопасности в образовательной среде. В её контексте рассматриваются условия реализации потенциала обучающихся формирование компетентной и инициативной личности, снижением рисков для дезадаптации и десоциализации обучающихся.
Целью данного исследования является разработка и научное обоснование модели безопасности личности в образовании.
Предмет исследования — безопасность личности в образовании.
Объект исследования — образовательное пространство.
Задачи :
— на основе теоретического анализа определить понятие безопасность в образовании;
— разработать и апробировать модель безопасности личности в образовании;
— подготовить методические рекомендации для образовательных организаций по обеспечению безопасности в образовательной среде.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы), моделирование, проектирование результатов на различных этапах исследования.
Результаты и их обсуждение. Разработанная модель представляет собой систему и интеграцию методов, принципов, факторов по снижению рисков безопасности образовательной среды и обеспечение безопасности через психолого-педагогическое сопровождение. Показаны виды безопасности (психологическая, информационная, экологическая, учения и отдыха, социальная) и факторы риска для безопасности (повседневные и чрезвычайные ситуации). Для снижения риска безопасности необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение (профилактика, диагностика, коррекция и развитие, просвещение, экспертиза). Базируется психолого-педагогическое сопровождение на принципах: поддержки и развития индивидуальности; учета и соблюдения интересов субъектов образовательного процесса; гибкости и вариативности; непрерывности и системности сопровождения; взаимодействия всех сторон в ОО.
Рис. 1. Модель безопасности личности в образовании
Таким образом, магистрантам педагогического вуза, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании» необходимо знать научно-методологическую и практическую основу профессиональной деятельности по диагностике и формированию комфортной и безопасной среды образовательной организации. Будущие психологи должны владеть современными подходами к понятию психологической безопасности в ОО и способами оказания профессиональной помощи на основе нормативно-правовых, аналитических материалов. Одним из главных моментов, от которого зависит вся деятельность психолога — это владение технологиями экспертизы и анализа образовательной среды.
Литература:
- Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. — СПб.: ЛОИРО, 2017. — 265 с.
- Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы. Дисс...кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, — 2013, — 238 с.
- Мкртчян, Л. М. Социальная безопасность личности в сетевом коммуникативном пространстве. Дисс…кандидата философских наук. Ставрополь, 2018, — 168 с.
- Шахова Л. И. Обеспечение психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Дисс…к.псих.наук. Санкт-Петербург, 2019, — 223 с.