В статье автор анализирует периодически возникающий в политическом дискурсе Японии вопрос о совместном владении ядерным оружием с Соединёнными Штатами. События начала 2022 года придали импульс обсуждению такой возможности, однако официальная позиция нынешнего правительства Ф. Кисида и Дж. Байдена, по всей вероятности, остаётся непоколебимой — Япония будет твёрдо следовать политике Трёх неядерных принципов.
Ключевые слова: региональная безопасность, ядерное оружие, внешняя политика Японии, японо-американский союз, Договор безопасности 1960 г., Синдзо Абэ, Три неядерных принципа.
Политику Японии в отношении ядерного оружия определяет принятый в 1955 г. документ — «Основной закон об атомной энергии» [1]. Согласно этому документу, использование атомной энергии ограничено мирными целями. Все фундаментальные и прикладные исследования должны осуществляться в соответствии с этим принципом. При Кабинете министров учреждены Комиссия по атомной энергии и Комиссия по ядерной безопасности, которые осуществляют контроль деятельности Японии в сфере атомной энергии. Действия в этой сфере должны публично освещаться, для того чтобы гарантировать прозрачность японской политики. Таким образом, Япония является неядерной державой, которая в рамках своего пацифистского имиджа и доктринальных основ политики крайне негативно относится к распространению ядерного оружия.
Тем не менее, эта позиция Японии вступает в дилемму с американскими гарантиями безопасности, которые включают в себя в том числе силы сдерживания. И хотя правовая база японо-американского Договора безопасности не регламентирует вопрос использования ядерных вооружений, вслед за рядом событий в сфере распространения ядерного оружия в 1960-х годах (ядерные испытания Франции в 1960 г. и Китая в 1964 г.) президент США Л. Джонсон официально подтвердил ядерные гарантии США на встрече с Э. Сато 12 января 1965 года [2]. Это касается обеих редакций Договора безопасности: 1951 г. и 1960 г. Отсутствие чётких формулировок относительно ядерной политики в тексте основополагающих документов союза является принципиальным отличием японо-американского альянса от, например, сотрудничества в рамках НАТО. (Стрельцов)
В 1967 году Э. Сато сформулировал «Три неядерных принципа» [3] (официально подтверждены резолюцией Палаты представителей в 1971 г. [4]), которые обострили противоречие между декларируемой политикой Японии и ядерными гарантиями США. Примерно в этот же период активизировалась дискуссия о размещении ядерного оружия на перешедшей под суверенитет Японии Окинаве. Этот вопрос является принципиальным для США, так как без наличия американского оружия на Окинаве под вопрос ставится возможность обеспечения «ядерного зонтика», который является одним из основных механизмов американских гарантий безопасности.
Несмотря на публичную антиядерную позицию японского правительства, в 1968 г. Э. Сато озвучил в нижней палате парламента «Четыре базовых направления» политики Японии в ядерной области, которые включали в себя в том числе опору на мощь ядерного сдерживания США. Это демонстрировало стремление Японии найти компромисс в сложившейся ядерной дилемме [2].
В 2017 году был рассекречен документ [5], благодаря которому выяснилось, что в 1969 году Япония дала официальное согласие США на доставку ядерного оружия на Окинаву. В период с 1954 по 1972 год на американских базах размещалось 19 различных типов ядерного оружия. Во время войны во Вьетнаме о на Окинаве находилось около 1200 единиц ядерного оружия [6].
Тем не менее, формально Япония и по сей день следует «Трём неядерным принципам», а тема владения ядерным оружием со временем приобрела характер табу во внутриполитическом дискурсе Японии.
В свете последних событий вновь вернулся к обсуждению вопрос размещения ядерного оружия на территории Японии.
27 февраля 2022 года премьер-министр Японии C. Абэ выступил на телевизионной программе, в которой он призвал не налагать ограничения на политический диалог по теме совместного использования ядерного оружия и продолжать вести открытую дискуссию на эту тему [7]. С. Абэ также присутствовал на саммите КВАД, где он дал интервью, в котором высказался о важности ядерного сдерживания в контексте укрепления японо-американского альянса [8].
Однако нынешний премьер-министр Японии Ф. Кисида в ответ на высказывания С. Абэ выступил в Парламенте 28 февраля 2022 года и заявил, что совместное использование ядерного оружия неприемлемо для Японии, которая твёрдо придерживается Трёх неядерных принципов.
Позицию Ф. Кисида подтвердил министр иностранных дел если Ёсимаса Хаяси, который пояснил, что позиция Японии в отношении размещения ядерного оружия не изменилась и японское руководство не намерено отходить от Трёх неядерных принципов.
Несмотря на твёрдую позицию действующего правительства, многие японские политики призывают к продолжению диалога по этому вопросу. Так, председатель партии «Общество Возрождения Японии» Фумитакэ Фудзита интервью журналистам высказался, что «обсуждение того, как создавать среду национальной безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе должно проводиться без табу» [9].
О возможности ядерного вооружения Японии говорил Дональд Трамп во время своей предвыборной кампании. Тем не менее, с приходом к власти в США президента Дж. Байдена японское правительство уверено в том, что он с пониманием отнесётся к неядерному статусу Японии. Байден высказывал своё отрицательное отношение к размещению ядерного оружия на территории Японии в 2016 году, когда был вице-президентом. В то время, как внутри Японии ведётся активная дискуссия о внесении изменений в Конституцию, позиция Дж. Байдена обнадёживает ту часть политиков, которая выступает против пересмотра 9-й статьи [10, c. 41].
Литература:
- Гэндзирёку кихонхо: [Основной закон об атомной энергии]. — Текст: электронный // Japnese Law Translation: [сайт]. — URL: https://www.japaneselawtranslation.go.jp/ja/laws/view/3759 (дата обращения: 24.06.2022).
- Д. В. Стрельцов. «Ядерная дилемма» во внешней политике послевоенной Японии. // Вестник МГИМО. 2010. URL: vestnik.mgimo.ru/jour/article/viewFile/2427/1968
- Хикаку сан гэнсоку [Три неядерных принципа]. — Текст: электронный // Министерство иностранных дел Японии: [сайт]. — URL: mofa.go.jp/mofaj/gaiko/kaku/gensoku/index.html (дата обращения: 24.06.2022).
- Хикаку хэйки нараби ни Окинава бэйгун кити ни кансуру сю:гиин кэцуги [Резолюция Палаты представителей о неядерном оружии и сокращении военных баз США на Окинаве (24 ноября 1971 г.)]. — Текст: электронный // Министерство иностранных дел Японии: [сайт]. — URL: mofa.go.jp/mofaj/gaiko/kaku/gensoku/ketsugi.html (дата обращения: 24.06.2022).
- Agreed Minute to Joint Communique of United States President Nixon and Japanese Prime Minister Sato Issued on November 21, 1969.. — Текст: электронный // Federation of American Scientists: [сайт]. — URL: s3.us-east-1.amazonaws.com/uploads.fas.org/2019/08/mer-002.png (дата обращения: 24.06.2022).
- Mercedes Trent. The History of U. S. Decision-making on Nuclear Weapons in Japan.. — Текст: электронный // Federation of American Scientists: [сайт]. — URL: fas.org/blogs/security/2019/08/the-history-of-u-s-decision-making-on-nuclear-weapons-in-japan/ (дата обращения: 24.06.2022).
- Японии стоит отказаться от табу на ядерное оружие?. — Текст: электронный // ПИР-Центр: [сайт]. — URL: pircenter.org/news/7385–2566913 (дата обращения: 24.06.2022).
- Exclusive | Will Japan host US nukes? Here's what former PM Shinzo Abe has to say. — Текст: электронный // WION: [сайт]. — URL: wionews.com/world/exclusive-will-japan-host-us-nukes-heres-what-former-pm-shinzo-abe-has-to-say-481808 (дата обращения: 24.06.2022).
- Кисида сюсё: га каку кё:ю: о хитэи Абэ мото сюсё: га гирон теики мо хикаку сан гэнсёку кара митомэдзу [Премьер-министр Кисила отрицает совместное владение ядерным оружием. Предложение бывшего премьер-министра Абэ поднять данный вопрос на обсуждение был отклонён из-за «Трёх неядерных принципов»]. — Текст: электронный // Токио Симбун: [сайт]. — URL: tokyo-np.co.jp/article/162849 (дата обращения: 24.06.2022).
- Стрельцов, Д. В. Куда пойдёт политика Японии в сфере безопасности после смены администраций в Токио и Вашингтоне? / Д. В. Стрельцов. — Текст: непосредственный // Восточная Азия: факты и аналитика. — 2020. — № 4. — С. 34–49.