Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Федотова, К. В. Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра / К. В. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93551/ (дата обращения: 19.04.2025).



В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье представлены результаты диагностики и определены направления коррекционно-логопедической работы по формированию экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: экспрессивная речь, нарушение речи, расстройство аутистического спектра, дошкольники, уровень сформированности, результаты исследования.

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2021 год, 1 из 160 детей (преимущественно мальчики) по всему миру страдает расстройством аутистического спектра. В своих трудах Никольская О.С характеризует расстройство аутистического спектра как системное нарушение психического развития ребенка, которое проявляется в нарушении развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, в становлении аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии [1, с. 6]. Многие отечественные и зарубежные ученые (Баенская Е. Р., Никольская О. С., Firth U и др.) в своих трудах отмечали, что одной из главных проблем является недостаточная, а иногда и полная несформированность навыков речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра.

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается специфическое развитие экспрессивной речи, которое обусловлено искажением восприятия мира с помощью анализаторных систем: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильного восприятия. Эти дети не способны интегрировать получаемую сенсорную информацию для понимания точной картины их окружения. Дети способны произносить отдельные звуки или слова, но они не связывают их с конкретным предметом. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., отмечают, что особенности развития речи у детей с РАС связаны с невозможностью активно взаимодействовать с окружающей средой из-за нарушения аффективной сферы детей [3, с. 22].

Для выявления уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра было проведено экспериментальное исследование на базе «Ассоциации логопедов Тюменской области». Целью данного исследования являлось выявление уровня сформированности экспрессивной речи у ребенка младшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. В исследовании принял участие один ребенок в возрасте 4 лет. Логопедическое заключение: ОНР I уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией тяжелой степени, расстройство аутистического спектра. Обследование проводилось по методике Хаустова А.В [2, с. 73].

Для проведения исследования были выделены основные критерии, показатели, индикаторы. Критериями являются: речевая инициатива, речевая коммуникация, речевые действия, сообщение информации, запрос информации, а показатели отражают уровень сформированности каждого критерия. Критерии, показатели и индикаторы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и индикаторы оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством экспрессивной речи

Критерии

Показатели

Индикаторы

Речевая инициатива

Выражение просьб

2 балла — самостоятельно выражает просьбу, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко выражает просьбу, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не выражает просьбу информацию.

Речевая коммуникация

Социально-ответная реакция

2 балла — самостоятельно дает ответную реакцию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко дает ответную реакцию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не дает ответную реакцию.

Речевые действия

Комментирование

2 балла — самостоятельно дает комментарии, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко дает комментарии, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не дает комментарии.

Сообщение информации

2 балла — самостоятельно сообщает информацию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко сообщает информацию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов — не сообщает информацию.

Запрос информации

2 балла — самостоятельно запрашивает информацию, не нуждается в помощи взрослого;

1 балл — редко запрашивает информацию, нуждается в подсказке взрослого;

0 баллов– не запрашивает информацию.

Каждый критерий и показатель оценивался отдельно на основе качественно-количественной оценки. Для количественной оценки сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра использовалась бальная система: «0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный навык; «1» — навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный навык (с близкими, со взрослыми, только дома) или использует частично — с подсказкой; «2» — навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях — в разных местах, с разными людьми. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки уровня сформированности экспрессивной речи у дошкольника с расстройством аутистического спектра

Критерии

Качественные показатели

Количество набранных баллов

Максимальное количество баллов

Речевая инициатива

Выражение просьб

1

2

Речевая коммуникация

Социально-ответная реакция

1

2

Речевые действия

Комментирование

0

2

Сообщение информации

1

2

Запрос информации

0

2

Общее количество баллов:

3

10

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что сформированность экспрессивной речи ребенка находится на низком уровне. Ребенок не выражает свои желания, не просит поесть или попить, не просит повторить действия, которые ему понравились, попросить предмет может только с подсказкой.

Речевая коммуникация ребенка также сформирована недостаточно. Он может откликнуться на свое имя, на приветствие и прощание отвечает жестами — машет рукой, но не может адекватно выразить отказ или согласие на то или иное действие. В большинстве случаев отказ от действия сопровождался игнорированием просьбы о совершении действия или вокализацией.

В сравнительном отношении лучше всего сформирован навык сообщения информации. Ребенок может ответить на вопрос «Что это?», «Кто это?», «Какой?» используя преимущественно слоги. Например, вместо «собака» ребенок говорит «ап-ап», а вместо «синий» говорит «си». Но ребенок не отвечает на вопросы о действиях, которые он собирается совершить или уже совершил. Также не может определить принадлежность предметов, не отвечает на вопрос «Чей?».

Полностью не сформированы навыки речевого действия и запроса информации. В процессе обследования ребенок ни разу не прокомментировал свои действия, действия персонажей, неожиданные события (упала башенка), не привлекал к себе внимание, не задавал вопросов о предмете, действиях, о его местонахождении.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно прийти к выводу о том, что для дошкольников с расстройством аутистического спектра необходимо разработать направления дальнейшей коррекционной работы по формированию экспрессивной стороны речи.

Нами были определены следующие направления коррекционной работы по формированию экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Первое направление — формирование навыка сообщения информации. Оно содержало: формирование и закрепление навыка сообщения информации (отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Какой?», «Чей?», «Где?», «Что ты делал?», «Что ты будешь делать?»). В ходе занятий были использованы предметы и действия, которые нравятся ребенку больше всего для мотивации давать ответы на задаваемые вопросы.

Второе направление — формирование навыка речевой коммуникации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка социально-ответной реакции (отклик на свое имя, адекватное выражение отказа от предмета или деятельности, ответ на приветствие взрослых, адекватное выражение согласия) с помощью моделирования ситуаций для социально-ответной реакции, использование дидактических игры, игрушек и предметов, которые вызывают у ребенка позитивную и негативную реакцию.

Третье направление — формирование навыка речевой инициативы. Оно содержало: занятия по формированию и закрепление навыка выражения просьб (попросить поесть или попить, любимую игрушку, понравившееся действие, помощи, перерыв) с помощью моделирования ситуаций для выражения просьб с использованием любимых игрушек ребенка.

Четвертое направление — формирование навыка речевых действий. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка комментирования (дать комментарий на неожиданное событие, комментировать различных персонажей и их действия, комментировать окружающие предметы их свойства и действия, комментировать собственные действия). В ходе занятий были использованы дидактические игры, предметы, которые нравятся ребенку, а также были смоделированы ситуации для комментирования ребенком происходящего.

Пятое направление — формирование навыка запроса информации. Оно содержало: занятия по формированию и закреплению навыка запроса информации (привлечь внимание адекватным способом, задать вопрос о предмете, его действиях, местонахождении). В ходе занятий были смоделированы ситуации для запроса информации ребенком, а также были включены игрушки и предметы, которые нравятся ребенку.

Литература :

  1. Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройством аутистического спектра. — М.: Просвещение, 48 с.
  2. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.: ЦПМССДиП, 88 с.
  3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., стер. — М.: Теревинф. 2009, 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспрессивная речь, ребенок, балл, расстройство, речевая коммуникация, спектр, действие, запрос информации, подсказка взрослого, помощь взрослого.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Три современных метода диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье обосновывается актуальность исследования проблем у детей с расстройствами аутистического спектра; рассматриваются современные методы диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей с аутизмом; характеризуется потенциал кажд...

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

К вопросу об особенностях развития детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра

В данной статье рассматриваются особенности развития детей раннего возраста с РАС. Должное внимание уделяется нарушениям социально-коммуникативного взаимодействия, игровой деятельности и речевого развития. Статья основана на анализе научных исследов...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Три современных метода диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье обосновывается актуальность исследования проблем у детей с расстройствами аутистического спектра; рассматриваются современные методы диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей с аутизмом; характеризуется потенциал кажд...

Специфика коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра

В статье автор исследует специфику коммуникативных навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с РАС демонстрируют особые характеристики и низкий уровень ...

Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

К вопросу об особенностях развития детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра

В данной статье рассматриваются особенности развития детей раннего возраста с РАС. Должное внимание уделяется нарушениям социально-коммуникативного взаимодействия, игровой деятельности и речевого развития. Статья основана на анализе научных исследов...

Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра

В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Задать вопрос