В статье рассказывается про развитие анимации, начиная с древних времен до наших дней.
Ключевые слова: анимация, мультипликация.
Анимацией называется вид искусства, который создается из последовательности кадров, сменяющих друг друга с определенной частотой (обычно она колеблется от 12 до 30 кадров в секунду) и создающих иллюзию движения. В наши дни анимация распространена повсеместно: в фильмах, играх, социальных сетях, рекламе и на телевидении.
Анимация зародилась еще в первобытную эру задолго до появления современных изобретений, таких как фотоаппарат или видеокамера. Первыми примерами анимации можно считать палеолитические пещерные рисунки животных, на которых они изображались со множеством ног, перекрывающих друг друга. Таким образом древние люди пытались запечатлеть движение.
Глиняный сосуд с изображением козла в движении, найденный в Иране, является самой первой анимационной раскадровкой (рис.1).
Рис. 1. Чаша Шахр-э Сухте с изображением прыгающего козла
Большое наследие оставила за собой Микенская культура периода с XVI по XI век до н. э. Именно в это время у древних греков зародилось гончарное ремесло. Вазы искусно расписывались рисунками с зафиксированными фазами анимационного движения (рис.2).
Рис. 2. Фрагмент рисунка танца, микенская керамика, 1500 г. до н. э.
Однако, перечисленные выше примеры были всего лишь попытками изобразить движение. Полноценная анимация появилась только в конце 19 века во Франции, когда инженер-самоучка Жан Эмиль Рейно создал первый праксиноскоп (рис.3) — оптический прибор, состоящий из цилиндра, помещенную в него полосу изображений, зеркальной призмы. Таким образом, при вращении цилиндра каждая миниатюра отражается от соответствующей грани призмы и возникает анимационный эффект плавного движения. Помимо праксиноскопа существовали и другие инструменты для получения движущегося изображения, такие как: тауматроп, фенакистоскоп, зоотроп, кинеограф и другие.
Рис. 3. Праксиноскоп, 1877 год
Первыми мультфильмами являлись самостоятельно раскрашенные и нарисованные пантомимы, длительность которых составляла порядка десяти-пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. Жан Эмиль Рейно был также создателем мультфильмов, в которых впервые использовались как рисунки, так и настоящие фотографии. Он является одним из тех первых мультипликаторов, внесших огромный вклад в развитие анимационной сферы [3].
Стремительный рост анимации пришелся на первые десятилетия 20 века. Джордж Меллис изобрел технику «stop-motion». Это техника съемки кадра со сменой чего-либо в этом кадре и так с каждым последующим.
Джей Стюарт Блектон создавал фильмы с анимационными вставками, в которых еще не было сюжета. Одним из таких был фильм «Очарованный рисунок» (рис. 4).
Рис. 4. Кадры из фильма Дж. С. Блектона «Очарованный рисунок»
Винзор МакКей создал первый анимационный мультфильм в 1906 году. Отрисовывать каждый кадр было очень долго, но, благодаря Эрлу Херду, который придумал рисовать фон лишь раз, а персонажей рисовать на прозрачных целлулоидных листах и накладывать сверху. Соответственно, разделился и труд: прорисовкой персонажей и рисованием «задников» теперь занимались разные люди).
В 1918-м мультфильмы перестали быть короткометражными — появился аргентинский «полный метр» «Апостол». За это время методом проб и ошибок было установлено, что, чтобы изображение оставалось плавным и не дергалось, картинка должна меняться не менее 10–12 раз в секунду, хотя чем больше, тем лучше [3].
Уолт Дисней разделил историю мировой анимации на «додиснеевскую» и на все, что было после. В 1928 году он впервые использовал звук в анимации, выпустив мультфильм «Пароходик Вилли». Дисней является также создателем первого цветного мультфильма «Цветы и деревья» (рис.5), принесшего ему премию «Оскар». Одним из наиболее существенных нововведений студии Диснея было изобретение многоплоскостной камеры, позволявшей получать эффекты параллакса, вытянутых форм фигур, глубины и нечеткости.
В это же время создаются такие популярные студии как: Universal Pictures, Paramount и Warner Brothers, которые существуют до сих пор.
Рис. 5. Кадр из анимационного фильма «Цветы и деревья»
В связи с переходом в эру компьютеров начал меняться и облик анимации. Так, например, в 1995 году студия Pixar выпустила мультфильм «История игрушек» (рис.6), выполненный с помощью революционной технологии 3D-моделирования. Именно с данного проекта начался плавный переход от классической анимации к компьютерной.
В конце 20 века появилась технология motion capture (захват движения). Она была впервые продемонстрирована в анимационном фильме «Полярный экспресс». Но, как ни странно, данная технология сейчас редко используется для создания мультфильмов, а большое распространение получила в игровом кино.
Рис. 6. Кадр из анимационного фильма «История игрушек»
Хотя технологии и ушли далеко вперед, рисованная анимация продолжает выходить на экраны несмотря на то, что это более ресурсозатратно. В 2019 году на экраны вышел мультфильм «Клаус» (рис.7), главной миссией которого было разбудить интерес зрителей к классической анимации.
Рис. 7. Кадр из анимационного фильма «Клаус»
С каждым годом индустрия анимации все больше и больше развивается и эволюционирует. Вместе с этим, появляются новые виды анимации, настолько разнообразные, что каждый сможет найти то, что ему более близко.
Литература:
- Асенин, С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации — М.: Искусство, 2014.
- Блок, Б. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа — М.: ГИТР, 2012.
- Кравцов, Н. История анимации: как рождается искусство — М.: ЛитРес: Самиздат, 2020. — 191 с.
- Кривуля, Н. Аниматология. Эволюция мировых аниматографий — М.: Аметист, 2012.
- Молотин, Л. О мышах и магии. История американского рисованного фильма — М.: Издательство Дединского, 2018.
- Чегодаев, А. Д. Всеобщая история искусств в 6 томах: Искусство Древнего мира Т 1. Часть 1. — М.: Искусство, 1956.