В статье рассматривается стремительное развитие научных процессов, модернизация науки, а также изучение особенностей научного исследования в современном мире.
Ключевые слова: наука, конструктивное мышление, научно-исследовательская деятельность, познание, творческий процесс.
Наука — довольно популярное понятие в современном мире. Стремительное развитие научных процессов, модернизация науки как понятие в целом, возможность прогнозировать и анализировать события, открывающие двери для осуществления научного исследования.
Но, к сожалению, многие еще не до конца осознали «всю красоту» таких возможностей. В современных условиях развития науки, следует уделять особое внимание научным исследованиям. Благодаря исследованиям разрабатываются новые методы познания, анализа, а также совершенствуются те, которые уже есть.
Ученые не отрицают, что с такими темпами дальнейшее развитие науки будет напрямую зависеть от развития научных исследований, не наоборот. Кроме того, дальнейшее социально-экономическое, политическое, культурное развитие уже, наверное, невозможно без активного внедрения научных исследований.
Развитие научных исследований создает предпосылки для подготовки, прежде всего, высококвалифицированных специалистов, способных к креативной работе, конструктивному мышлению, прогнозированию дальнейшего развития науки и т. д.
Итак, научные исследования имеют огромное значение в формировании знаний, умений и навыков научно-исследовательской деятельности человека в современном мире.
Актуальность данной темы заключается в том, что научное исследование — это интересно, потому что оно дает возможность всесторонне, объективно и основательно изучать явления, процессы, а также получать результаты, которые полезны для деятельности человека.
Наука — это особая форма познания, осуществляемая особыми группами людей с помощью специальных средств, также считают, что наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию [1].
Любое научное открытие обязательно является общим трудом не одного человека, а, как правило, двух и более.
Интересно, что в каждый период времени наука была и является выражением человеческих успехов в познании мира.
Систематизируя научные знания, в первую очередь выделяют две большие группы: науки об обществе и науки о природе. В первой группе — философия, политология, история, психология и др., во второй — физика, химия, технические науки и др.
Как известно, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы объединили в одно общее название — «научные исследования».
«Научное исследование» — очень широкое понятие, охватывающее все процессы независимо от их масштабов — от зарождения идеи до ее воплощения в виде новых теоретических положений, создания новых технологий и т. д. [2].
Обычно научное исследование представляет собой особый вид человеческой деятельности, который направлен на получение новых, более глубоких, точных, новых знаний, служащих, как правило, практическими целями для создания новых или совершенствования старых знаний, приобретенных человеком в течение своей жизни.
Ученые по-разному трактуют понятие «научное исследование», поэтому приведем некоторые из них.
По мнению ученых, под научным исследованием следует понимать процесс:
— который является систематическим и направлен на изучение определенных объектов;
— в котором употребляются средства и способы науки;
— цель сформировать знания об изучаемом объекте, а также установить закономерности его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей.
В современных условиях характер научного исследования и подход к изучению явлений природы резко изменились.
Интеграционные процессы являются одной из характерных особенностей современного этапа развития научных исследований и науки, даже можно утверждать, что ныне научное исследование также меняется, потому что, как мы знаем, интеграционные процессы не стоят на месте, тем самым меняют, развивают практически все.
Как известно, не каждое исследование можно рассматривать как научное. Научное исследование кардинально отличается от других исследований тем, что раскрывает закономерные связи действительности посредством абстрактных понятий, схем, таблиц, которые человек обычно сам создает в процессе исследования какого-либо явления или процесса.
Исходя из вышесказанного, можно выделить признаки, присущие только научному исследованию:
— новизна и уникальность;
— творческий характер;
— взаимосвязь теории и практики;
— оригинальные подходы и технологии;
— связь с другими науками;
— самостоятельность.
В ходе научного исследования важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не обратить внимание на побочные факты, на первый взгляд кажущиеся малозначительными.
Но именно такие факты могут скрывать у себя начало важных открытий. То есть для исследователя недостаточно установить новый факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, раскрыть его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.
Скопление научных фактов в процессе исследований является творческим процессом, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея.
Не секрет, что научное исследование — очень трудоемкий и сложный процесс, требующий постоянного внимания, высокого напряжения, тяжелого труда, но главным ключом является вдохновение. Оно приравнивается к подвигу и требует максимальной энергии человека, его мышления и действий.
Следовательно, научное исследование в современном мире идет вперед довольно быстрыми темпами. Не может не радовать то, что все больше и больше молодых людей изъявляют желание проводить свои собственные исследования, эксперименты, анализировать и обобщать информацию, создавая собственное творение — научное исследование.
Выводы : Накопление научных фактов в процессе исследования — это творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея.
Литература:
- Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в структуре техногенной цивилизации. — М., 1994.
- Пуанкаре А. О науке. 2-е изд., стереотип. — М., 1990.