В статье раскрыты основные теоретические аспекты формирования культуры безопасности, приведены методологические подходы изучаемого вопроса.
Ключевые слова: культура безопасности, формирование.
The article reveals the main theoretical aspects of the formation of a safety culture, presents methodological approaches to the issue under study.
Keywords : safety culture, formation.
Актуальность проблемы обеспечения культуры безопасности обусловлена ростом опасных ситуаций в обществе, а также ростом заболеваемости, травматизма и смертности в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах).
Культура безопасности жизнедеятельности — это определенный уровень развития человека и общества, который необходим для обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных норм [2].
Понятие «культура безопасной жизнедеятельности» включает в себя три признака, такие как: родовой, деятельностный (основа которого человеческое сознание) и видовой. Кроме того, культура безопасности содержит ряд дополнительных компонентов, среди которых: мотивация, опыт самосовершенствования личности, готовность ее к безопасной жизни.
Основой культуры безопасности — носителем является человек, все аспекты деятельности которого превращаются в ценности, нормы, знания, поведение, отношение к другим людям и среде обитания. Культура безопасности находит применение во всех видах человеческой деятельности и направлена на снижение вероятности возникновения всевозможных угроз и рисков.
В современном обществе человек наиболее подвержен многочисленным опасностям, будь то производственная сфера, способ передвижения, в окружающей среде всегда происходят события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье человека или даже могут послужить причиной летального исхода человека, следовательно термин «безопасность» необходимо понимать буквально, так как само его значение предполагает комплекс мер, направленных на все сферы жизни человека «без опасения» для себя и жизни окружающих.
Говоря о роли культуре на данном этапе становления общества, отметим её повышающуюся из года в год значимость. Это связано с возможностью совмещения интересов человеческой жизни и технической сферы его пребывания. То есть, должное соблюдение безопасности будет залогом нормального функционирования личности на повседневной основе. Здесь следует отметить тенденцию стремления к риску, среди населения Российской Федерации.
Культура безопасности — это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения [1].
Полноценное формирование культуры безопасности возможно лишь при условии постоянного взаимодействия не только в семье, но всякого рода общественных организациях, в том числе на региональном и федеральных уровнях. Делаем вывод о роли науки и образовательной сферы в реализации и стимуляции создания комплексного процесса развития культуры безопасности, среди населения РФ.
Необходимо понимать, что процесс обучения культуре безопасности происходит с раннего детства до окончания жизни человека. На текущем этапе становления общества особенно актуально в формировании культуры безопасности использовать научные подходы.
Есть большое количество определений «культуры безопасности». Остановимся на кое-каких из них. Добровольский В. С., Радоуцкий В. Ю. и Г. М. Суворова оценивают, например, главные составляющие и элементы культуры в целом [4].
В трудах В. А. Руденко, Н. П. Василенко авторами рассматривается понятие «культура безопасности» в качестве ряда правил поведения, несущих определенный смысл и роль для общества. Данные правила несут в себе регламентирующую функцию, которая в дальнейшем определяет уровень притязаний личности в сфере обеспечения культуры безопасности. Этот уровень напрямую связан с возможными рисками, определением ключевых целей, выбором тех или иных ресурсов и возможных итогов деятельности [6].
Сообразно Л. Ю. Пушиной и М. В. Чумакову в науке выделяют 2 подхода к поколенческой проблематике [5]. Говоря о первом, выделяем его основную черту — социально-демографическую. Второй подход несет в себе черту социокультурного, и имеет больше возможностей к реализации.
Культура безопасности отображает степень подготовки в области субъектов и осознанную необходимость в соблюдении поставленных общепризнанных мерок и правил, не угрожающих жизни самого человека и находящихся вокруг. Действенная организация работы по формированию культуры безопасности населения РФ подразумевает ведение комплексной деятельности сразу в нескольких направлениях. К ним относятся и информационно-просветительская, и воспитательная, и организационная. Все это обусловлено необходимостью половых, возрастных, социальных, образовательных различий между населением страны. Особенно актуальным в процессе формирования культуры безопасности, по нашему мнению, считается учет возрастных различий.
В социально-философском смысле выделяют следующие методы в изучении культуры безопасности:
- методы комплексной безопасности, идея приоритета безопасности личности;
- метод рассмотрения и изучения всеобщей безопасности;
- метод изучения безопасности развития;
- метод устойчивого развития — все те идеи и программы, которые сберегают человека и социум [2].
Методы, используемые регулирующими органами, часто ориентированы в первую очередь на одну из надлежащих целей, хоть направление не всегда однозначно:
– самоанализ;
– самооценка.
Многие методы самоанализа и самооценки также включают в себя деятельность по определению конкретного предложения по действиям и мерам по повышению культуры безопасности регулирующего органа или достижению улучшений в определенной области. Они нацелены на изменение конкретных элементов текущей ситуации.
Существует множество направлений социальных исследований в области культуры безопасности. Часто используемый метод подобных исследований проводятся с помощью социологического опроса.
Исходя из проведенного исследования ВЦИОМ, сделаны следующие выводы:
- Оценка положения в сфере культуры в России по мнению россиян находится на среднем уровне, что составляет 51 %.
- улучшения в сфере культуры за последний год произошли благодаря улучшению финансирования объектов культуры (10 % среди всех россиян и 30 % среди сотрудников культуры).
- Основные ухудшения связаны с ограничениями в связи с коронавирусом: так считают 38 % россиян и 80 % сотрудников культуры. Однако даже при неблагоприятной эпидемиологической ситуации большинство россиян (57 %) удовлетворены мерами безопасности при посещении культурных объектов и мероприятий.
- Оценивая деятельность Министерства культуры РФ, 34 % россиян высказали мнение, что оно стало работать лучше (среди сотрудников — 23 %) [3].
Таким образом, на сегодняшний день особенностью современного этапа изучения культуры безопасности является многообразие подходов и типологий. В завершение отметим тот факт, что культура безопасности жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций занимает достаточно высокое место.
Литература:
- Акимов В. А., Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций в современных условиях // Технологии гражданской безопасности — 2018 — С. 26–30.
- Аюбов Э. Н., Новиков О. Н., Лукьянович А. В., Пашков в А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения: основные аспекты и перспективы // Технологии гражданской безопасности — 2016 — № 4 — С. 26–31.
- ВЦИОМ, Более трети россиян назвали свое здоровье хорошим, 2.06.2021 URL: https://tass.ru/obschestvo/11540295
- Добровольский В. С., Радоуцкий В. Ю. Культура безопасности жизнедеятельности — функциональная основа системы обеспечения безопасности и устойчивого развития Российской Федерации // Вестник Белгородского Государственного Технологического Университета — 2011 — № 2 — С. 161–164.
- Л. Ю. Пушина, Л. Б. Тихановская, С.В Найденова Процессы формирования культуры безопасности жизнедеятельности: сущность и содержание — Пожарная и аварийная безопасность — № 3 (10) — 2018 — С.108–127.
- Руденко В. А., Василенко Н. П., Ценностная составляющая культуры безопасности — Глобальная ядерная безопасность — № 4(9) — 2013–5 с.