В данной статье автор поясняет возникшие экономические проблемы в стране, дает оценку развития экономики и предлагает ряд мер по устранению трудностей.
Ключевые слова: экономика России, политическое влияние на экономику страны, прогноз, меры решения, стратегия, перспективы, совершенствование, бюджет РФ.
Бюджетная система Российской Федерации является главной финансовой основой деятельности для всех органов власти в сфере социального и экономического развития.
У разных регионов — разное финансовое положение, именно поэтому не представляется возможности распределять субъекты РФ по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы.
Из практики мы узнаем, что дефицит разрабатывается органами власти только после принятия бюджета на будущий год. На 1 января бюджетного года большая часть дефицита бюджета субъекта страны покрывается оставшимися средствами на счетах Федерального казначейства. Дополнительный источник покрытия дефицита бюджета на будущий год — это перевыполнение плана по доходам до конца года. Выпуск ценных бумаг, кредиты — это те привлеченные средства, которые являются основополагающей производной.
За долгое время Россия была подвержена многочисленным изменениям, таким как [1, c. 576]:
- Создание и укрепление трехуровневой бюджетной системы;
- Модернизирование принципов ее построения;
- Проведение реформы по поводу отношений между бюджетами;
- Разграничение полномочий бюджетов между органами власти, основываясь на трехуровневую систему;
- Изменения налоговых ставок.
Главной проблемой к получению доходов является их сравнительно малый объем. Подняв налоги, данную проблему не решить, потому что многие организации скрывают свои доходы, избегая выплат. Можно рассмотреть такой выход из данной ситуации: продвижение туризма и восстановление российского производства. За счет отдыхающих людей можно пополнить бюджет субъекта, пополнятся рабочие места и т. д.
На сегодняшний день практически во всей стране продолжает сохраняться ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. К ним можно отнести:
- Низкая продуктивность использования бюджетных средств;
- Нецелевое расходование этих средств;
- Нехватка средств на решение социальных вопросов;
- Недостаточное поступление в народное хозяйство государственных инвестиций;
- Нестабильное политическое состояние страны;
- Непредвиденные расходы.
Защищенность от обесценивания осуществления целевых бюджетных расходов во время наступления высокой инфляции является первостепенной проблемой.
Решением данной ситуации может послужить финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме, естественно учитывая их инфляционное увеличение. Такая мера позволит обеспечить защиту получателей бюджетных ассигнований.
Если обратить внимание на мнение зарубежных экономистов, то они выделяют следующие проблемы бюджетной системы в нашей стране [2, с. 115]:
- Сохранение нефтегазового дефицита;
- Не оптимальная структура расходования средств;
- Слабый уровень финансово-экономического обоснования решений, из-за которых появляются новые расходы;
- Низкая эффективность расходования средств из бюджета;
- Межбюджетные отношение недостаточно ориентированы на обеспечение стимулирования органов власти различных уровней;
- Население не до конца понимает бюджетную политику Российской Федерации;
- Постоянные изменения в налоговом законодательстве: увеличение или же появление новых налогов.
К основным задачам в области модернизации системы расходования бюджетных средств можно отнести:
— приоритетное расходование на решение социальных вопросов;
— увеличение инвестиций в области экономики;
— снижение уровня дотаций на покрытие убытков отдельных отраслей;
— сконцентрировать расходы на тех сферах, от которых будет исходить максимально эффективная отдача;
— сокращение затрат на содержание государственного аппарата;
— усилить контроль за использованием бюджетных средств.
Бюджетная политика — это один из самых действенных методов реализации социально-экономической политики РФ.Формирование и расходование бюджетных средств должно происходить на основе государственных программ.
Также повысить качество бюджетной политики позволит увеличение качества государственных и муниципальных услуг, которые непосредственно предоставляются населению: здравоохранение, образование, культура.
В том числе, следует обратить внимание на обеспечение бюджетной устойчивости и макроэкономической стабильности.
Стоит уделить особое внимание пенсионной системе. Для создания долговременной надежности, прочности и сбалансированности пенсионной системы следует улучшать и развивать ее, основываясь на демографических показателях в стране.
Усовершенствование структуры экономики, рост ее конкурентоспособности, улучшение и повышение качества инфляционного климата — это те составляющие, на которые обязана быть ориентирована налоговая система.
Следует развивать межбюджетные отношения, это позволит расширить независимость и ответственность регионов. Необходимо создать максимально прозрачную бюджетную систему и сам бюджет для общества.
Таким образом, реформирование бюджетного процесса на современном этапе осуществляется по следующим направлениям [3]:
- Реформирование бюджетной классификации и учета;
- Улучшение среднесрочного финансового планирования;
- Развитие сферы реализации программно-целевых методов бюджетного планирования;
- Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Если применить все приведенные мной предложения по совершенствованию бюджетной политики РФ, то будет возможность переключиться на новый уровень развития и устройства бюджетной системы. Эта модернизация не будет проигрывать многим развитым странам, а также послужит гарантом заслуженного положения страны в социальной сфере и эффективной экономической политики.
Литература:
1. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / И. М. Мысляева Изд. 2-е, перераб. и дон.- М: ИНФРА-М, 2020.
2. Романовский, М. В. Врублевская, М. В. Бюджетная система Российской Федерации Учебник / ред. О. В. Врублевская, М. В. Романовский. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2021.
3. Электронный ресурс: [www.minfin.ru] (дата обращения: 16.05.2022).