Тенденции правового регулирования международных авиаперевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Гофман, А. Д. Тенденции правового регулирования международных авиаперевозок / А. Д. Гофман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/421/92720/ (дата обращения: 18.12.2024).



Оценивается влияние пандемии COVID-19 на сферу международных воздушных перевозок. Выявлены перспективы развития правового регулирования согласно руководству по экономическим и финансовым мерам по уменьшению влияния вспышки коронавируса на авиацию, составленной Международной организацией гражданской авиации. Проанализированы изменения в российском законодательстве в регулировании частноправовых отношений между перевозчиком и пассажиром.

Ключевые слова: гражданская авиация, воздушная перевозка, пандемия, COVID-19, ИКАО.

В последние годы крайне актуальной стала проблема поддержки бизнеса и экономики в условиях пандемии — COVID-19. В глобальных условиях для сдерживания вспышки вируса страны вводили ограничения на пересечение границ. Данный факт послужил ударом по деятельности международных транспортных организаций и негативно отразилось на всем логистическом процессе перевозок пассажиров их багажа и грузов [9]. Резкое сокращение воздушных перевозок, подвергает опасности финансовую стабильность отрасли и ставит под угрозу множество сфер производства, связанных с ней. Сложившаяся ситуация обязывает государства и международные организации в сфере гражданской авиации разрабатывать новые нормы, для регулирования данной сферы.

Согласно экономическому анализу ИКАО в 2020 году объем пассажироперевозок сократился приблизительно на 60 процентов. Данное снижение в ближайшей перспективе принесет потери порядка 115 млрд долларов для аэропортов и 370 млрд долларов для авиакомпаний [8, с. 1].

В руководстве по экономическим и финансовым мерам по поддержке отрасли гражданской авиации ИКАО также рассматривает вопрос совершенствования и изменения норм права. Относительно норм публичного права данное руководство предлагает предоставление налоговых льгот, к примеру снизить налог, налагаемый на международных перевозчиков. В России согласно ст. 164 Налогового кодекса РФ применяется нулевая ставка налога. Основываясь на данных рекомендациях в марте Министерство транспорта Филиппин поручило отложить взимание сборов на пользование и аренду мест стоянки самолетов. В апреле 2020 года Евроконтроль объявил о возможности отложения уплаты налоговых платежей на шесть месяцев для авиакомпаний [6, с. 4].

Относительно нормативно-правового регулирования международных перевозок ИКАО предлагает временно смягчить требования контролирующих органов и предоставление компаниям эксплуатационной гибкости. Данные послабления не должны привести к нарушению одного из главных принципов гражданской авиации — безопасности. К мерам по поддержанию по мнению ИКАО является временная приостановка действия правил распределения слотов в аэропортах. Как правило, перевозки осуществляются регулярными рейсами, согласование которых происходит заранее, и перевозчик не имеет права нарушать установленное расписание. Таким образом авиакомпании смогут избежать осуществления пустых рейсов. Национальное агентство гражданской авиации Бразилии (ANAC) объявило об отказе от правила аннулирования слотов в пяти аэропортах, координируемых ANAC.

Закрытие границ государств также нанесло тяжелый удар по грузовым перевозкам различными видами транспорта. В этой связи рекомендовалось временно смягчить нормативные ограничения на авиаперевозки. К примеру, предоставление дополнительных временных коммерческих прав на перевозки и/или полномочий на эксплуатацию маршрутов для обслуживания рынка. Также рекомендовалось по возможности внести изменения в двухсторонние соглашения. К примеру, введение в такие соглашения дополнительных коммерческих свобод, которые бы применялись к грузовым перевозкам. Другим вариантом представляется либерализация доступа к небу для конкретных авиакомпаний для перевозок в определенных аэропортах. Летом 2020 года правительство Узбекистана своим приказом ввело режим открытого неба на срок в два года.

Пандемия COVID-19 внесла изменения относительно международных воздушных перевозок. Постановление от 6 июля 2020 года установило изменение в исполнении договора воздушной перевозки. Данное постановление вводит изменение в право перевозчика внести изменение или отказаться от договора. Постановление распространяется на билеты, приобретенные в определенный период, а именно с начала февраля 2020 года [2, с. 3].

Интересны споры, касающиеся одностороннего расторжения договора воздушной перевозки одной из сторон. В связи с пандемией COVID-19 данный вопрос остается актуальным. Первой ситуацией, при которой возможен отказ от полета по причине введения чрезвычайной ситуации в одном из пунктов следования. Для такого случая российским законодательством установлен особый порядок возврата авиабилета [3]. Согласно статье 107.2 Воздушного кодекса РФ в случае отказа пассажира от перевозки по указанной причине перевозная плата подлежит возврату в течение 3 лет. Данный срок установлен постановлением Правительства РФ от 06 июля 2020 г. № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира». Данное обязательство также содержится «Справочной информации по вопросу возврата провозной платы» Минтранса России.

Данное положение, в частности, подтверждается судебной практикой. Решением Верховного Суда РФ от 17 февраля 2021 г. N АКПИ20–891 пункт 4 признан не противоречащим действующему законодательству в части предоставления авиаперевозчикам права возвращать пассажирам деньги не ранее, чем через три года с даты отмененного (измененного) авиарейса, и лишения заказчика авиаперевозки (пассажира) права получить деньги за отмененный (измененный) авиарейс непосредственно после его отмены.

В случае заболевания пассажира COVID-19 или иной болезнью стоимость билета возвращается независимо от наличия или отсутствия условия о невозвратности его стоимости. В данном случае применяется п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса, и п. 227 Федеральных авиационных правил [3] и п. 116, 117 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки [5]. При этом, несмотря на указанные нормы, нередко дела складываются не в пользу пассажиров. В некоторых случая истцы — пассажиры в обоснование требования о возврате уплаченной суммы указывают болезнь родственников. В таких спорах суды принимают сторону авиаперевозчика и в требованиях отказывают (см.: определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 марта 2020 г. по делу № 88–2970/2020; определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. по делу № 88–1397/2022) [7].

В связи с мировыми событиями, начавшимися в конце зимы 2022 года закрытие воздушного пространства вновь стало актуальной проблемой для воздушных перевозок [8]. 28 февраля Страны Евросоюза ограничили свое воздушное пространство для воздушных судов, зарегистрированных в Российской Федерации. Авиакомпания Turkish Airlines с 10 марта изменила условия продажи билетов для граждан России. На момент начала апреля маршруты «Турецких авиалиний» ограничиваются территорией России и Турции [8]. Представляется, что меры для поддержания авиакомпаний, предлагаемые ИКАО при ситуации с ограничениями на фоне пандемии останутся актуальными в ближайший год.

Правовой режим деятельности транспортных компаний оформлен за счет норм разного уровня — международного, национального, причем содержащихся в правовых актах, регулирующих как публичные, так и частные отношения. В этой связи, несомненно влияние государства на эту важную отрасли экономики и ожидаема его реакция (в виде различных форм поддержки) в ответ на торговые ограничения.

К примеру, 1 апреля 2022 года российские авиакомпании предложили 98 мер поддержки отрасли на фоне санкций. На субсидирование внутренних перевозок в 2022 году президент Владимир Путин уже выделил перевозчикам 100 млрд руб. Инициатива выдвинута Российской ассоциацией воздушного транспорта, к предлагаемым мерам по поддержке перевозчиков, в частности, относятся налоговые льготы, такие как: освобождение зарегистрированных воздушных судов в России от налога на имущество и транспортного налога, введение нулевой ставки НДС для перевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки.

Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2022 года утверждены субсидии из федерального бюджета для поддержки российских авиакомпаний. Постановление содержит правила подачи заявления для выделения субсидии для перевозчика, основания отказа в принятии заявления, формулы для расчёта размера выделяемой субсидии [4].

Из анализа предпринимаемых мер, видно, что государство стремиться оперативно разрешать возникающие трудности в сфере международных воздушных перевозок и поддерживать отечественных авиаперевозчиков.

Литература:

  1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12 октября 1929 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. VIII. — М., 1935. — 365 с.
  2. Постановление Правительства РФ от 06 июля 2020 г. № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (с доп. от 31 августа 2020 г.) // СЗ РФ. — 2020. — № 28, ст. 4441.
  3. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2022 г. № 761 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям для возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия» // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2022. — 28 апр. — № 0001202204280010.
  4. Приказ Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (с изм. и доп., включая от 15 сентября 2020 г.) // Рос. газета. — 2007. — 10 окт.
  5. Приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. № 155 «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (в ред. от 16 июля 2014 г.) // БНА. — 2008. — № 50.
  6. Руководство по экономическим и финансовым мерам по уменьшению влияния вспышки коронавируса на авиацию. Версия 1.2. (Международная организация гражданской авиации, декабрь 2020 г.). URL: https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVID19_Economic_and_Financial_Measures/Russian.pdf (дата обращения: 03.06.2022). — Текст: электронный.
  7. Как вернуть электронный авиабилет? // Азбука права: электрон. журн. — 2022. — Текст: электронный.
  8. Россия продлила закрытие воздушного пространства над югом страны // Москва 24. — 2022. URL: https://clck.ru/enHpb (дата обращения: 29.05.2022 г.).
  9. Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли // URL: https://www.rbc.ru/business/01/04/2022/6245c20e9a7947efd3eedd22 (дата обращения: 03.06. 2022 г.)
  10. еTravel в России — 2018. Статистика и тенденции // URL: https://www.datainsight.ru/travelhub2018 (дата обращения: 04.06.2022 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская авиация, перевозка, ANAC, воздушная перевозка, Россия, воздушное пространство, кассационный суд, млрд долларов, общая юрисдикция, российское законодательство.


Похожие статьи

Проблемы развития антимонопольного законодательства РФ в условиях пандемии COVID-19

Автор анализирует проблемы и вызовы, стоящие перед российскими антимонопольными и законодательными органами, в аспекте совершенствования существующего антимонопольного законодательства, которое, как представляется, должно быть приспособлено к новым п...

Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков

В статье проанализированы статистические данные по грузообороту и пассажирообороту в нашей стране по последние 11 лет и первое полугодие 2020 г. Рассмотрено влияние эпидемиологических государственных карантинных мер на работу транспорта по выполнению...

Изменения в законодательном обеспечении факторинговой деятельности в России

В данной статье проанализированы некоторые изменения в российском законодательстве, регулирующем факторинговую деятельность. В частности, исследованы возможные перспективы рынка в результате присоединения России к международной Конвенции УНИДРУА и по...

Особенности судебного разбирательства по гражданским делам с учётом ограничений, вызванных пандемией

В данной статье анализируются изменения в гражданском судопроизводстве, которые произошли в связи с новой коронавирусной инфекцией. По итогам сложившейся ситуации в России произошло большое количество изменений, были предложены новые способы организа...

Правовой механизм противодействия коронавирусной инфекции в России и за рубежом

В статье выявлены особенности формирования и функционирования правового механизма противодействия коронавирусной инфекции в Китае и Российской Федерации. Проведено исследование законности принятия решений о введении режима повышенной готовности в суб...

Уголовная ответственность за контрабанду по уголовному кодексу Российской Федерации: проблемы законодательной регламентации

В статье рассмотрен вопрос о законодательном закреплении отдельных видов контрабанды по Уголовному кодексу Российской Федерации. Автор рассматривает проблемы законодательного закрепления составов контрабанды, а также правовые недочеты и коллизии в об...

Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации

В недавнее время все современное общество столкнулось с пандемией COVID-19, последствия которой не обошли стороной предпринимателей в сфере оказания услуг. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в проведении ан...

Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II в ЕС и РФ на современном этапе

В статье анализируется содержание европейских стандартов для страховых компаний Solvency II. Изучается их предыстория и введение в рамках ЕС. Рассматриваются преимущества и недостатки нового режима регулирования страхового сектора. Прогнозируются воз...

Перспективные направления развития неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации

В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время развитие новых форм неавиационной деятельности аэропортов является эффекти...

Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности

Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...

Похожие статьи

Проблемы развития антимонопольного законодательства РФ в условиях пандемии COVID-19

Автор анализирует проблемы и вызовы, стоящие перед российскими антимонопольными и законодательными органами, в аспекте совершенствования существующего антимонопольного законодательства, которое, как представляется, должно быть приспособлено к новым п...

Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков

В статье проанализированы статистические данные по грузообороту и пассажирообороту в нашей стране по последние 11 лет и первое полугодие 2020 г. Рассмотрено влияние эпидемиологических государственных карантинных мер на работу транспорта по выполнению...

Изменения в законодательном обеспечении факторинговой деятельности в России

В данной статье проанализированы некоторые изменения в российском законодательстве, регулирующем факторинговую деятельность. В частности, исследованы возможные перспективы рынка в результате присоединения России к международной Конвенции УНИДРУА и по...

Особенности судебного разбирательства по гражданским делам с учётом ограничений, вызванных пандемией

В данной статье анализируются изменения в гражданском судопроизводстве, которые произошли в связи с новой коронавирусной инфекцией. По итогам сложившейся ситуации в России произошло большое количество изменений, были предложены новые способы организа...

Правовой механизм противодействия коронавирусной инфекции в России и за рубежом

В статье выявлены особенности формирования и функционирования правового механизма противодействия коронавирусной инфекции в Китае и Российской Федерации. Проведено исследование законности принятия решений о введении режима повышенной готовности в суб...

Уголовная ответственность за контрабанду по уголовному кодексу Российской Федерации: проблемы законодательной регламентации

В статье рассмотрен вопрос о законодательном закреплении отдельных видов контрабанды по Уголовному кодексу Российской Федерации. Автор рассматривает проблемы законодательного закрепления составов контрабанды, а также правовые недочеты и коллизии в об...

Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации

В недавнее время все современное общество столкнулось с пандемией COVID-19, последствия которой не обошли стороной предпринимателей в сфере оказания услуг. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в проведении ан...

Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II в ЕС и РФ на современном этапе

В статье анализируется содержание европейских стандартов для страховых компаний Solvency II. Изучается их предыстория и введение в рамках ЕС. Рассматриваются преимущества и недостатки нового режима регулирования страхового сектора. Прогнозируются воз...

Перспективные направления развития неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации

В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности неавиационной деятельности аэропортов в Российской Федерации. Автор отмечает, что в настоящее время развитие новых форм неавиационной деятельности аэропортов является эффекти...

Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности

Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...

Задать вопрос