В данной статье рассматриваются компонент традиционного женского костюма кыргызов: набедренная одежда в виде распашной юбки — бельдемчи.
Данные полевых исследований, дополненные изучением других источников, в первую очередь музейных и литературных, а также рисунков художников и путешественников XIX в., позволили картографировать различные типы кыргызского бельдемчи.
Ключевые слова: кыргыз, одежда, традиции, ткани, особенности, формирования. наследие.
В данной статье рассматриваются компонент традиционного женского костюма кыргызов: набедренная одежда в виде распашной юбки — бельдемчи.
Данные полевых исследований, дополненные изучением других источников, в первую очередь музейных и литературных, а также рисунков художников и путешественников XIX в., позволили картографировать различные типы кыргызского бельдемчи.
Самыми ранними и поэтому особенно ценными источниками, по которым можно изучаться бельдемчи, являются рисунки художника П. М. Кошарова (60-е года XIX в.), сопровождавшего известного ученого А. П. Семенова — Тян — Шанского в его поездке по Иссык-Кулю, экспонаты и альбомы художника и этнографа С. М. Дудина (экспедиция 1891 г.), хранящиеся в ГМЭ, коллекции экспонатов и фотографии одного из первых советских этнографов, изучавших Кыргызстан, Ф. А. Фиельструпа (экспедиция 1924–1925 гг.), также хранящиеся в ГМЭ. Однако все они относятся лишь к определенным частям Кыргызстана: П. М. Кошарова и Ф. А. Фиельструп собиратели материалы в Приисыккулье, С. М. Дудин — в долине Таласа. Поэтому основным источником для картографирования бельдемчи явились полевые исследования Е. И. Маховой в Кыргызстане: стационарные работы в Прииссыкулье (селения Дархан и Чичкан, 1951–1954 гг.) и главное — материалы сплошного обследования, осуществленного во время работы в составе Кыргызской комплексной экспедиции (1953–1955 гг.), и частично материалы Памиро-Ферганской экспедиции 1951 г. Эти полевые данные дополняются работами других этнографов: Ю. А. Шибаевой (о памирских кыргызов) и К. И. Антипиной (о южных кыргызах). Привлечены также полевые материалы Б. Х. Кармышевой (о джиргитальских кыргызах), любезно предоставленные автором для использования.
К сожалению, сохранилось лишь три подлинных образца этого вида одежды: 2 экз. — в коллекции С. М. Дудина (№ 14) и 1 экз. бельдемчи — в коллекции Кыргызского государственного исторического музея.
Нарядные бельдемчи из черной блестящей ткани (лампук), из среднеазиатских пестрых шелков или из полосатого бекасаба, из сукна, иногда домотканого, украшались вышивкой. Повседневные бедьдемчи были без вышивки. Зимние бельдемчи жен чабанов, кочевавших бальшую часть года напастбищах, делали из овчины.
В 50-е годы, когда автор проводил полевые исследования, в селениях этот вид одежды в обычное время уже не носили, но во многих семьях как дорогие реликвии еще хранились нарядные, богато вышитые бельдемчи. Их надевали с праздничными национальным костюмом, отправляясь на свадьбу или в гости, во время перекочевок, а дома — в дни семейных праздников, принимая гостей. Но на пастбищах бельдемчи повседневно носили жены чабанов. Бельдемчи надевали чаще всего поверх камзола (кемса), имевшего короткие или длинные рукава, иногда — поверх платья.
Все материалы об этом виде одежды — музейные и литературные, сохранившиеся фотографии и рисунки, а главное — сведения, собранные во время полевых работ, — позволили выделить и картографировать разные типы бельдемчи (рис. 1, 2). Основных типов было два.
Рис. 1.
Бельдемчи первого типа, широкое, спускавшиеся ниже колен, шили из нескольких чуть раскошенных книзу кусков ткани. “Юбка “пришивалась пышными сборами к широкому поясу (около 14 см), который обычно делали из тонкого войлока, обшивая либо той же тканью, что и мало бельдемчи, либо другой, чаще красной. Пояс был на подкладке. Он выкраивался длиннее объема талии, так что один его конец заходил на другой. Между верхом пояса и его подкладкой прокладывался тонкой слой шерсти, и пояс пристёгивался. На рисунке художника Кошарова изображено бельдемчи этого типа, но без сбор, которые заменены двумя глубокими складками. Подобные бельдемчи распространены на большой части территории Кыргызстана: в Прииссыкулье, на Тань-Шане, в Таалаской долине и в Джалал-Абадской области. О бытовании в прошлом такого типа бельдемчи на юго-востоке Ош области (у племени адигине и мунгуш) сообщает К. И. Антипина, однако сведения, приведённые в ее книге, носят обобщенный характер и недостаточно точных для картографирования.
Большая часть зафиксированных во время полевых работ бельдемчи описываемого типа урашена вышивкой, т. к. они служили праздничной одеждой. Вышивка на них иногда шла широкой полосой в виде каймы, но чаще они были вышиты сплошь, включая пояс. Эти праздничные бельдемчи шили из черного бархата, вышивали обычно тамбурным швом, разноцветными шелковыми нитками. Вышивку на бельдемчи выполняли обычно специальные мастерицы саймачы аял, которые вышивали также различные предметы для убранства юрты. Между поясом и полотнищем юбки для украшения вшивался ряд красно-белых мелких фестонов. По подолу и полами нарядные бельдемчи обшивались мехом выдры. Такие бельдемчи обычно давали в приданое. По некоторым сведениям, дочь получала их от матери через год после свадьбы, когда приезжала впервые после замужества в дом родителей.
По своему характеру, общему стилю, часто черному фону, на котором была выполнена вышивка, общему ее колориту (преобладание красного цвета с добавлением белого, зеленого, желтого, голубого), по особенностям орнамента и композиции вышмвка на бльдемчи близка вышивке настенных ковров тушкийиз, широко распространенных почти по всему Кыргызстану, за исключением территорий, заселенных ичкиликами.
Рис. 2.
Белдемчи второго типа несколько короче и уже. Они отличаются несходящими спереди полами. «Юбка» прикреплена к поясу преимущественно без сбор. Чаще всего для этого вида употреблялся пестрый узбекский полушелк, иногда узорчатый бархат. Что касается их декоративной отделки, то полы, подол и пояс украшали иногда узкой полоски вышивки, выполненной швом туура-сайма. Иногда бельдемчи украшали чередующимися полосами черного бархата и красного сукна или они целиком состояли из клиньев разного цвета(в наблюдавшемся случае — из бархата трех разных цветов). Такое бельдемчи зафиксировано Ю. А. Шибаевой у памирских кыргызов. Второй тип был распространен у всех кыргызов, в прошлом относивших себя к родоплеменному подразделению ичкилик. Они проживают в большей части Ошской обл., а также на Памире и в Каратегине.
Описанные типы бельдемчи очень четко локализуются. Видимо, различия в покрое (из прямых нераскошенных полотнищ и из раскошенных), в отделке, в общем виде этой своеобразной одежды связаны с разными культурными традициями, с разным происхождением отдельных групп, на которые делился в прошлом кыргызский народ.
Литература:
- Антипина К. И., Джумагулов А., Мамбеталиева К. Народные тради- ции в современной материальной культуре и прикладном искусстве Киргизии. — М.: Наука, 1964. — 10 с.
- Антипина К. И. Материальная культура // История Киргизской ССР: в 3-х т. — Фрунзе: Кыргызстан, 1968. Т. 1. — С. 529–550.
- Дудин С. Киргизский орнамент // Восток. — 1925. — № 5. — С. 10–16.
- Иванов С. В., Махова Е. И. Декоративно-прикладное искусство кир- гизского народа. — М.: Изд-во вост. лит., 1960. — 8 с.
- Лифшиц, М. А. Кризис безобразия / М. А. Лифшиц, Л. Я. Рейнгардт. — М., 1968.
- Буткевич, Л. М. История орнамента. — М., 2003.
- Черных, Е. Н. Степной пояс Евразии: феномен кочевых культур. — М., 2009.
- Генон, Р. Избранные сочинения. Царство количества и знамения времени. — М., 2003.
- Султанова, М. Э. Уникальность культуры номадов // Мысль: республиканский общественно-политический журнал. — 2009. — № 7.