В данной моей статье рассмотрены различные понятия налоговой системы, а также эффективности функционирования налоговой системы на современном этапе развития экономики в Российской Федерации. Приведены основные подходы к оценке показателя эффективности.
Ключевые слова: налоговая система, налоги, налоговые доходы, заработная плата.
This article of mine discusses various concepts of the tax system, as well as the effectiveness of the functioning of the tax system at the present stage of economic development in the Russian Federation. The main approaches to evaluating the performance indicator are given.
Keywords: tax system, taxes, tax revenues, wage.
Начало налоговой системы Российской Федерации как суверенного государства относится к 1991 г. В это время начинается широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге на физических лиц» и др. 7 С 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2001 г. — вторая часть. Однако реформа продолжается и до настоящего времени. [2, 5 с.]
Актуальность изучения налоговой системы заключается в необходимости комплексного анализа понятия и эффективности налогообложения в Российской Федерации. [2, 16 с.]
В экономической литературе даны различные определения налоговой системы, в одном из них, например, говорится о том, что налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, принципы и методы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.
Другие авторы говорят о том, что налоговая система — это совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
Налоговая система также включает в себя активное действие государства, которое позволяет регулировать социально-экономическое развитие, вносить инвестиции в развитие прибыльных компаний, структурные изменения в производстве, улучшать развитие приоритетных отраслей внешнеэкономической деятельности. [3, 250 с.]
Одной из важнейших характеристик налоговой системы страны выступает ее эффективность, определяющая качество проводимой налоговой политики и работы государственных институтов власти. [1, 10 с.]
Для оценки качества российской налоговой системы можно использовать несколько критериев.
Во-первых, это удобство для налогоплательщиков. Здесь следует отметить простоту налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Это крайне мало по сравнению со всеми экономически развитыми странами, также, как правило, применяющими прогрессивную шкалу налогообложения. Данный налог достигает, например, в США около 49 %, Великобритании — 35 %, Дании — около 50 %. В ещё более развитых странах, например, в Германии 53 %, во Франции 56,8 %, 50 % в Италии. [4, 3 с.]
Кроме того, ФНС (Федеральная налоговая служба) России перешла на современные бесконтактные формы взимания многих налогов, в том числе с физических лиц. 13-процентный налог на доходы физических лиц, как правило, уплачивается автоматически — он удерживается с заработной платы, и только в исключительных случаях налогоплательщики должны подавать декларации о доходах, с которых по разным причинам не был уплачен налог (например, арендная плата). Электронная подача налоговых деклараций является обычным делом.
Вторым критерием измерения налоговой системы является ее удобство для работодателей. Здесь мы можем наблюдать несколько существенных проблем.
Например, работодатели несут ответственность за уплату обязательных страховых взносов в полном объеме, которые, не считая отдельных отраслевых платежей составляют 30 %, а именно: 22 % — обязательное пенсионное страхование; 5,1 % — обязательное медицинское страхование; 2,9 % — обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
А также после прибавления к НДФЛ получается, что в России налоговая нагрузка на труд больше, чем во многих развитых странах. Для сравнения, средний мировой показатель составляет 16 %. В Соединенных Штатах налог, скажем так, на рабочую силу составляет всего 9,8 %, в Казахстане 10,1 % и даже в Германии — 21,5 %. Эта разница негативно сказывается на предпринимательской деятельности и приводит к тому, что значительная часть заработной платы уходит в теневую экономику.
Третьим критерием для измерения налоговой системы России является зависимость от доходов от нефти и газа. В разные годы, по оценкам Минфина, доля таких налогов в общем объеме федерального бюджета колебалась от 36 до 51 %. Здесь, конечно, решающее значение имеет специализация российской экономики на экспорте сырья, в первую очередь углеводородов и металлов.
Таким образом, из четырех основных критериев оценки качества российской налоговой системы два должны быть оценены неблагоприятно.
Литература:
- Калинина О. В. Оценка эффективности российской налоговой системы. — 2011. — С. 10–14.
- Погодина И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития: Изд-во ВлГУ. — 2017. ‒ С. 88.
- Шадурская М. М., Смородина Е. А., Торопова И. В., Львова М. И., Лачихина А. Г. Налоговая система Российской Федерации. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2020. — С. 254.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (разработан Минэкономразвития России).