В статье отражены результаты исследования произвольной памяти у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Даётся описание таких параметров памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения информации и точность воспроизведения.
Ключевые слова: произвольная память, память, старшие дошкольники, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, нарушение речи.
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она связана с другими высшими психическими функциями и является условием их возникновения и формирования. Нарушение же речи негативно влияет на развитие познавательных процессов ребёнка, может привести к их грубому недоразвитию. У детей с расстройствами речи выявляются специфические особенности не только речевого, но и общего психического развития.
Нарушение памяти влечёт за собой торможение развития познавательной сферы и речевой деятельности, усугубляет дефект речи и затрудняет процесс её коррекции. Хорошая же память, наоборот, способствует развитию познавательных процессов и более эффективному протеканию коррекционных воздействий.
Большой вклад в изучение произвольной памяти детей с нарушениями речи внесли следующие авторы: И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, Э. Л. Фригередо, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, Г. С. Гуменная, И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина, Л. И. Белякова.
В логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) понимается как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи» [1].
Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад комбинированного вида № 19 г. Узловая. В исследовании приняли участие 7 детей в возрасте 6–7лет, имеющих общее недоразвитие речи. Для выявления нарушений произвольной памяти у старших дошкольников с ОНР была проведена работа по выявлению таких свойств памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения информации и точность воспроизведения.
Диагностическое исследование началось с исследования объёма произвольной памяти, а именно соответствия объёма произвольной памяти возрастной норме (с помощью методики «Узнавание фигур» Н. А. Бернштейн [4]) и степени развития объёма произвольной памяти (с помощью методики «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева [30]). Результаты представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Процентное соотношение соответствия объёма произвольной памяти старших дошкольников с ОНР возрастной норме
Из диаграммы (рис. 1) видно, что по результатам методики «Узнавание фигур» Н. А. Бернштейн, из 7 детей 6 детей (86 %) объём произвольной памяти соответствует возрастной норме. У 1 ребёнка (14 %) объём произвольной памяти соответствует низкой норме возрастного развития. Можно сделать вывод, что в данной группе детей развитие данного параметра соответствует возрастной норме, однако есть ребята, у которых это низкий порог нормы.
Рис. 2. Процентное соотношение степеней развития объёма произвольной памяти у старших дошкольников с ОНР
Из диаграммы (рис. 2) видно, что из 7 детей, 4 ребёнка (57 %) имеют степень развития ниже среднего. У 3 детей (43 %) диагностирована средняя степень развития объёма произвольной памяти. Можно сделать вывод, что в данной группе детей преобладает степень развития объёма произвольной памяти ниже среднего.
Следующее исследование направлено на изучение точности воспроизведения при произвольном запоминании с помощью методики «Запомни цифры» из сборника Немова Р. С. [2]. Результаты методики представлены на рис. 3.
Рис. 3. Процентное соотношение уровней развития точности произвольного воспроизведения у старших дошкольников с ОНР
Из диаграммы (рис. 3) видно, что из 7 детей, 4 ребёнка (57 %) имеют средний уровень. Это значит, что дети смогли без ошибок воспроизвести в среднем 4 цифры. У 2 детей (29 %) был диагностирован низкий уровень развития данного параметра. У 1 ребёнка (14 %) — очень низкий уровень развития точности произвольного воспроизведения. Можно сделать вывод, что в данной группе детей наблюдается средний и низкий уровни развития точности произвольного воспроизведения, это проявляется в том, что дети допускают ошибки и неточности в воспроизведении запомненной информации.
Для исследования длительности, прочности хранения использовалась методика «6 слов» А. В. Семенович [4], результаты которой представлены на рис. 4.
Рис. 4. Процентное соотношение уровней длительности, прочности хранения при произвольном запоминании у старших дошкольников с ОНР
Из диаграммы (рис. 4) видно, что из 7 детей, 3 ребёнка (43 %) имеют низкий уровень развития длительности, прочности при произвольном запоминании. У 3 детей (43 %) диагностирован средний уровень данного показателя. У 1 ребёнка (14 %) — выше среднего уровень длительности, прочности хранения при произвольном запоминании. Можно сделать вывод, что в данной группе детей преобладает средний и низкий уровень длительности, прочности хранения при произвольном запоминании.
Результаты изучения скорости произвольного запоминания, полученные с помощью методики «Запоминание двух групп слов» Семаго Н. Я., Семаго М. М. [3], представлены на рис. 5.
Рис. 5. Процентное соотношение уровней развития скорости произвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР
Из диаграммы (рис. 5) видно, что из 7 детей, 5 детей (72 %) имеют низкий уровень развития скорости произвольного запоминания, 1 ребёнок (14 %) имеет средний уровень и 1 ребёнок (14 %) имеет высокий уровень развития скорости произвольного запоминания. Можно сделать вывод, что в данной группе детей преобладает низкий уровень развития скорости произвольного запоминания. Это выражается в том, что у детей не сформирован навык быстро усваивать и закреплять в памяти поступающую информацию.
Анализ полученных данных показал, что произвольная память старших дошкольников имеет следующие особенности: объём произвольной памяти соответствует возрастной норме, однако степень развития данного параметра недостаточная, слабо развита способность быстро усваивать и закреплять в памяти поступающую информацию; навык прочно удерживать долгое время необходимую информацию развит недостаточно; дети имеют низкую скорость произвольного запоминания.
Литература:
- Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. — 320 с.
- Немов, Р. С. Психология. Кн. 1 / Р. С. Немов. — М., 1997.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005–384 с.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — М.: Дрофа, 2003.
- Чередникова Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. — СПб., 2004. — 304 с.