Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по обучению монологической стороне говорения путем активизации самостоятельной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 05.07.2022

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Наймушина, М. К. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по обучению монологической стороне говорения путем активизации самостоятельной работы / М. К. Наймушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 238-242. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93581/ (дата обращения: 16.11.2024).



Не подлежит сомнению тот факт, что развитие навыков сформированности самостоятельной работы является одной из важнейших задач современного образования, а привитие обучающимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Проведенный нами анализ учебно-методических пособий, предназначенных для обучающихся 9-х классов (под редакцией Ваулина Ю. Е., Дули Дж., 2010 г.) позволил нам сделать вывод, что пособия не полностью отвечают требованиям, связанным с формированием самостоятельности школьников. Памятки и опоры для формирования самостоятельного высказывания в учебнике не представлены. Отсутствие упражнений, ситуаций, обусловливающих активизацию самостоятельной работы затрудняет использование учебников и требует дополнительных средств.

В связи с этим мы не можем опираться при создании заявленного комплекса на какое-либо конкретное пособие и будем создавать комплекс упражнений самостоятельно.

Если же мы говорим непосредственно об организации обучения монологической стороне говорения путем активизации самостоятельной работы на уроках иностранного языка, то перед собой мы ставим следующие задачи: развитие умения монологической речи и развитие навыков сформированности самостоятельной работы.

Созданная нами модель организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка при обучении говорению состоит из целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов.

Содержательный компонент состоит непосредственно из развития навыков говорения (в нашем случае монологической речи) на основе прочитанного текста и развитие навыков монологического высказывания без опоры на текст с помощью только тематики или проблематики изучаемых вопросов. Кроме этого, обучение монологической речи невозможно без формирования навыков оформления, навыков использования и навыков синтезирования. Монологическое высказывание совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат упражнения.

При этом при обучении монологической речи путем активизации самостоятельной работы разрабатывается специальная система упражнений, которая зависит от этапа самостоятельной работы:

Репродуктивно-подражательный этап самостоятельной работы предполагает выработку приемов анализа и группировки учебного материала.

Поисково-исполнительский этап самостоятельной работы характеризуется использованием приемов смысловой трансформации.

Творческий этап самостоятельной работы предполагает обучение приемам выражения собственных мыслей в ходе выполнения речевых упражнений.

Результативный компонент (контрольно-оценочный) включает в себя два среза — предэкспериментальный и итоговый, путем замера уровня развития умений монологической речи и уровня сформированности навыка самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка при обучении говорению

Рис. 1. Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка при обучении говорению

Именно данная методическая модель послужила основой для создания комплекса упражнений, направленных активизацию самостоятельной работы при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Экспериментальная проверка и апробация комплекса проводилась на базе МБОУ СОШ № 45 им. А. П. Гайдара в период с 25 апреля по 18 мая 2022 г.

Опытная проверка проверки проходила в период с 25 апреля по 18 мая 2022 года и заключалась в разработке цикла занятий с применением методики обучения монологической стороне говорения с учетом активизации самостоятельной работы обучающихся, подготовке раздаточных материалов: памяток-инструкций для работы с ними, а также в применении разработанных критериев оценивания сформированности навыков говорения.

Нами было запланировано:

  1. Проведение пред-, постэкспериментального срезов в виде монологического высказывания с целью проверки:

— уровня развития умения монологической речи;

— уровня развития навыков сформированности самостоятельной работы.

  1. Разработка и внедрение в учебный процесс комплекса упражнений, способствующих формированию навыка самостоятельной работы.

До апробации комплекса упражнений студентам предлагалось монологическое высказывание по теме «My day off» на английском языке.

Для анализа монологического высказывания при предэкспериментальном срезе выступил подготовленный обучающимися микротекст («мой выходной день»). Целью данного среза являлось составление монологического высказывания самостоятельно. Наивысшей суммой баллов за монолог считалось 5.

Продемонстрируем количественные результаты МВ, выраженные посредством коэффициента успешности.

Таблица 1

Результаты входного контроля (монологическое высказывание)

Обучающийся

Сумма баллов за МВ

Коэффициент успешности

Софья А.

4

0,8

София Б.

3

0,6

Алексей Г.

5

1

Андрей Е.

4

0,8

Савелий М.

2

0,4

Антон Н.

3

0,6

Кирилл Р.

3

0,6

Евгений Т.

3

0,6

Станислав Я.

2

0,4

В ходе выполнения задания выявились определенные проблемы в использовании грамматики и лексики английского языка, несоответствие высказывания коммуникативной задаче и произнесенных фраз требованиям программы (для 9-го класса — не менее 12 фраз).

Такие результаты в общем и целом свидетельствуют о недостаточно развитом умении осуществлять речевую деятельность с применением самостоятельной работы. Для повышения данного показателя мы предлагаем внедрить в процесс обучения комплекс, направленный на обучение продуктивным видам иноязычной речевой деятельности

(МВ) при активизации самостоятельной работы.

Затем следовало проведение самого эксперимента, который предполагал апробацию комплекса упражнений на основе учебных текстов в течение 5 занятий.

Данные упражнения направлены на активизацию самостоятельной работы при обучении монологической стороне говорения.

После апробации комплекса упражнений следовал итоговый срез в виде теста и монологического высказывания.

Анализ результатов теста показал, что обучающиеся усвоили алгоритм самостоятельной работы на 90 %: школьники знают и умеют добывать необходимую информацию, умеют выстраивать план высказывания, подбирать необходимые лексические единицы, пользоваться словарями и прочими справочными материалами.

.. Непосредственно сам итоговый срез проводился посредством описания какого-либо праздника.

Таблица 2

Результаты итогового контроля

Обучающийся

Сумма баллов за МВ

Коэффициент успешности

Софья А.

4

0,8

София Б.

4

0,8

Алексей Г.

5

1

Андрей Е.

5

1

Савелий М.

3

0,6

Антон Н.

4

0,8

Кирилл Р.

4

0,8

Евгений Т.

4

0,8

Станислав Я.

3

0,6

В ходе анализа результатов проведенных срезов, мы обнаружили, что по результатам предэкспериментального среза (ПС) 75 % обучающихся имели неудовлетворительный уровень развития навыка сформированности самостоятельной работы. Итоговый срез (ИС) показал, что все 75 % повысили свой уровень до среднего, остальные участники эксперимента повысили свой уровень до высокого.

В таблице 3 отчетливо выражено сравнение количественных показателей срезов по тесту:

Таблица 3

Сравнение результатов теста в ходе предэкспериментального, итогового срезов

Обучающийся

Предэкспериментальный срез

Итоговый срез

Коэффициент успешности

Оценка

Коэффициент успешности

Оценка

Софья А.

0,8

4

0,8

4

София Б.

0,6

3

0,8

4

Алексей Г.

1

5

1

5

Андрей Е.

0,8

4

1

5

Савелий М.

0,4

2

0,6

3

Антон Н.

0,6

3

0,8

4

Кирилл Р.

0,6

3

0,8

4

Евгений Т.

0,6

3

0,8

4

Станислав Я.

0,4

2

0,6

3

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная самостоятельная работа ведет к глубоким и прочным знаниям, в сравнении со знаниями, приобретенными в процессе передачи учителем готового материала. Выполнение учащимися различных по целевым и содержательным аспектам самостоятельных работ развивает их познавательные и творческие способности, способствует проживанию учебной ситуации и пропуском ее через себя, приобретению индивидуального практического опыта.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, монологическое высказывание, монологическая речь, коэффициент успешности, итоговый срез, апробация комплекса упражнений, иностранный язык, монологическая сторона говорения, развитие навыков, софия.


Похожие статьи

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Формирование компетентностного подхода в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Похожие статьи

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Формирование компетентностного подхода в ходе опытно-исследовательской работы на учебной практике при освоении профессионального модуля

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Задать вопрос