Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека, которое должно обеспечиваться независимо от состояния здоровья. В условиях развития новых экономических процессов, становления цифрового общества система образования сталкивается с особыми задачами, в том числе при обучении лиц с ОВЗ. Цифровизация становится тем процессом, который аккумулирует «человеческий капитал» современного общества, наиболее передовые технологии, креативные стратегии, формирование в молодежной среде таких актуальных моделей социального активизма. Были определены особенности развития современного общества и новые цели, поставленные перед образовательными организациями при обучении лиц с ОВЗ.
Ключевые слова: права человека, право на образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.
В Москве в настоящее время насчитывается более 1500 школ. Около 50 из них реализуют программы инклюзивного образования. Помимо этого, существует сеть специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), обеспечивающие индивидуально адаптивную среду учреждений начального и среднего профессионального образования. На рубеже ХХ-ХХI вв. система образования, как и любая иная сфера общественных отношений, оказалась под влиянием трех преемственных волн технологического обновления — компьютеризации, информатизации и цифровизации. Нередко эти понятия воспринимаются как синонимы, но за ними стоит сложная траектория модернизации не только технико-технологической, но и ресурсной, организационной, коммуникативной, мотивационно-психологической и даже ценностной основы социальных практик любого типа. Если компьютеризация привнесла в нашу жизнь принципиально новые средства обработки и хранения информации, а информатизация оказалась сопряжена с резкой интенсификацией коммуникативного обмена, то цифровизация способствует формированию социального пространства особого типа, где компьютерная техника и информационно-кoммуникативные технологии образуют целостную инфраструктуру человеческой деятельности.
К тому же происходит быстрая институционализация таких явлений как цифровая политика, цифровая экономика, цифровой туризм, цифровой спорт, цифровые комьюнити, цифровое пространство личностной репрезентации. Формирование системы цифрового образования в такой ситуации — не просто «дань моде», а насущная потребность, продиктованная необходимостью подготовить растущее поколение к успешной жизни в меняющейся жизненной среде. Модернизация современной российской школы, в том числе актуальное развитие обществоведческого компонента среднего образовывания, неразрывно связаны со всеми этими процесса. Но, как правило, при постановке проблемы влияния процессов цифровизации на образовательный процесс, речь идет именно о формировании специализированных навыков, важных для социализации в «цифровом мире».
Активно развивается метод проектной деятельности, в которой так же участвуют дети с ОВЗ. Компетентностная направленность обществоведческого образования, в том числе его компонента, связанного с гражданским воспитанием, предполагает особую роль когнитивной активности обучающихся, их мотивированной готовности K творческому освоению социально значимости информации — знаний, поведенческих паттернов, коммуникативных навыков, мотивационных моделей.
При этом, совершенно очевидно, что парадигма творчества применительно к обществоведческому образованию имеет явную специфику. Здесь сравнительно в меньшей степени проявляется акцент на личностное самовыражение обучающихся и на первый план выходит именно когнитивная активность подростка и формирование у него особого комплекса личностных качеств, которые характерны для «творческого человека» как социального актора — активной жизненной позиции, любознательности, целеустремленности, трудолюбия, склонности к свободному самовыражению, коммуникабельности, развитого образного мировосприятия и т. д.
В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» приведена очень характерная целевая формулировка: «Формирование творческой социально ответственной личности». И именно этот аспект в особой степени подчёркивает важность когнитивной направленности обществоведческой подготовки и, в том числе ее учебно-исследовательского компонента, реализуемого в формате проектного «ознакомления» с окружающей социальной реальностью. Проектно-исследовательская деятельность становится одним из наиболее эффективных средств, способствующих повышению гражданской активности школьника. Ведь именно проектная деятельность может реализовать желание у ученика показать свои силы и готовность/способность разобраться в этом вопросе, реализуя весь тот опыт, накопленный ранее, побуждая учащегося активно углубляться в активный познавательный процесс.
При работе с проектом ученик начинает самостоятельно учиться работать с большим объемом информации, которые он в будущем реализует в конечный продукт своего спланированного проекта, а также вырабатывается умения работать по определенным сроком, которые будут установлены его учителем выступающего в роли тьютора при работе ученика с проектом [1]. К сожалению, есть проблемы. Финансирование как инклюзивных, так и общеобразовательных школ осуществляется на основе количества студентов. Однако денег мало, а расходов много, что означает невозможность школа, взявшая на себя миссию обучения «особых» детей безупречному выполнению своих функций.
Сегодня в России необходимо срочно пересмотреть систему финансирования таких школ, например, по схеме специализированная коррекционная школа. В то же время принятие в Москве специального закона о воспитании детей с особенными потребностями — это большой шаг к созданию безбарьерной среды, доказывающий, что инклюзивное образование в России перестало быть экспериментом. Это официальная программа, которая провозглашает права и обязанности всех заинтересованных сторон.
Инклюзивная политика и практика в разных регионах России различаются. Давайте рассмотрим состояние инклюзивного образования. Внедрения инклюзивного образования в областях находятся в стадии обсуждения. Наша архитектурная среда школ является большое препятствие. Несмотря на Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 продолжается строительство школ без объектов жизнеобеспечения для инвалидов. Создание доступной жизни среда для людей с инвалидностью должна быть неотъемлемой частью государственной политики. Сегодня общеобразовательные школы должны обратить внимание на создание доступной жизни среда для людей с инвалидностью должна быть неотъемлемой частью государственной политики. Сегодня в общеобразовательных школах приступили к ремонту по специальной программе «Доступная окружающая среда». Законопроект «Об образовании лиц с инвалидности установил возможность обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах.
Очень важно чтобы эти дети научились понимать позицию автора к описываемой проблеме, даже если она явно не выражена в тексте. Педагогическая составляющая этого вопроса выражается в том, что детей с ОВЗ высказывают суждения о значимости общечеловеческих ценностей, их месте в контексте современного бытия, перспективах развития социума в русле следования им. Второй и третий вопросы ориентированы на понимание смысла, заложенного в конкретных словах, словосочетаниях и предложениях текста. Объектом же деятельности педагога является процесс его взаимодействия с обучающимися во время работы над проектом, а также результаты качества знаний, развитие творческих способностей. Формирование модели активного гражданского поведения для ребенка с ОВЗ призвана решить определенные задачи, поставленные перед педагогом, а именно сформировать культуры межличностного и межэтнического общения.
Вникнуть в них, поразмышлять о том, какое значение помещено, в прямом или переносном смысле следует понимать слова — это одно из важнейших, на наш взгляд, умений, формирующееся в процессе систематической работы с источниками. Заключительный вопрос нацелен на конкретизацию связи искомого текста с содержанием параграфа. Уточняется понимание проблемы многовариантности общественного развития, а именно: вопросы, связанные с многообразием конкретно-исторических процессов отдельных стран и народов, возможностью выбора их настоящего и будущего.
Рассматриваемые методов, связана со стимулированием процесса формирования гражданского сознания. Если рассматривать как формируются сознание важной составляющим будет знания, нужно отметить вербальные методы такие как семинары и лекции, но в меньшей степени, так как знания, добытые, полученные в ходе своих собственных опытов и умозаключений, обычно самые прочные. Как показывает практика данные знания прочнее чем те, которые были получены путем зубрежки параграфов.
В психологической науке опыт — это, прежде всего, качества человека, которые сформировались в процессе взаимодействия с обществом, обобщения знаний, навыков, способностей, методов действия и решения возникающих ситуаций. А с точки зрения педагогики, учебный опыт определяется как система знаний и умений, приобретаемых учащимися процессе обучения.
Таким образом, необходимые знания, умения, навыки и практический опыт обучающегося ребенка с ОВЗ формируется в процессе его участия в учебной деятельности, зависит от поставленных целей и задач этой деятельности, обеспечения условий, средств и способов ее осуществления [2]. Из этого следует сделать вывод что, знания и практический опыт учащегося формируются в процессе участия в учебной деятельности, в соответствии с целями и задачами этой деятельности, обеспечением условий, средств и методов ее реализации. Это означает, что необходимость соответствия результатов обучения требованиям ФГОС, существенно меняет подходы к разработке содержания, методов, инструментов, технологии и формы обучения, организации учебного процесса, к подбору методов и форм диагностики образовательных результатов. Эти результаты отчетливо можно пронаблюдать при работе учащихся с проектами.
Литература:
- Антипов М. А. Проектная деятельность в общеобразовательных организациях как форма просвещения в области прав человека / М. А. Антипов // Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций: сборник материалов Международной научной конференции памяти профессора Ф. М. Рудинского, 21 апреля 2022 г. / под общ. ред. д.ю.н., профессора Д. А. Пашенцева, к.п.н., доцента Н. М. Ладнушкиной. Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 346–350.
- Поздняк С. Н. Новые образовательные результаты как методологическое основание проектирования процесса личностно-развивающего обучения. Научный диалог. 2012. № 1. С. 282–292