В настоящий момент большинство общественно-политических ток-шоу производятся не самими телеканалами, а по их заказу продюсерскими центрами или студиями по производству контента. Это выгодно для телевещателей, так как позволяет им быть гибче и мобильно реагировать на изменения в предпочтениях зрителей. Также с экономической точки зрения происходит экономия средств, которые могли уйти на содержание большой команды по производству контента.
Мы наблюдаем разделение обязанностей: продюсерские компании занимаются производством заказанного у них контента, а телеканалы формируют сетку вещания и создают заказы на производство. Это строит основу для возникновения такого явления как рынок производства общественно-политических ток-шоу, включенного в понятие медиарынка.
Продуктом на описываемом рынке являются общественно-политические ток-шоу, то есть телевизионная программа, которую производит продюсерский центр («продакшн») по заказу определенного телеканала. Впоследствии этот телеканал транслирует ее.
Важно упомянуть про существование понятия прямоэфирного ток-шоу. Существенно отношения сторон из-за изменения в формате вещания не меняются, все также продолжается цикл заказ-производство-покупка, разве что у заказчика нет возможности отправить шоу на доработку в случае, если телеканал не удовлетворен качеством «мастера» (итоговая монтажная версия любого тв-продукта).
Основными субъектами рынка являются продавец и покупатель. В данном случае в качестве продавцов выступают продюсерские компании, производящие контент для общественно-политических ток-шоу. Покупатели — вещатели, телеканалы, которые эти ток-шоу ставят в свой эфир.
Что касается неосновных субъектов данного рынка, то это аудитория ток-шоу и госорганы (в первую очередь Роскомнадзор, Антимонопольная служба, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и прочие). Посредники отсутствуют.
На медиарынке производства контента для общественно-политических ток-шоу присутствуют несколько продавцов и несколько покупателей. Поэтому со стороны покупателя это олигопсония. Со стороны продавца — олигополия. В общем исследуемый нами в этой работе рынок можно охарактеризовать как двустороннюю олигополию.
Однако есть важная особенность, касающаяся отношений купли-продажи. Некоторые телеканалы, например, «Первый канал», сами (определенные редакции, входящие в тематические Дирекции канала) производят контент для своих общественно-политических ток-шоу, то есть полностью самостоятельно проводят съемки и возможную обработку программы перед передачей в прямой эфир. Таким образом, программу «Время покажет» производит Дирекция общественно-политического вещания «Первого канала». Это не дочерняя фирма, а отдел в структуре управления «Первого канала». Иными словами, телеканал сам выступает продавцом и покупателем. Такая же ситуация у телеканала «ТВ Центр».
Начнем описание рынка с полного списка покупателей. В Таблице 1 указано, какие общественно-политические ток-шоу выходят в эфир у этих телевещателей.
Таблица 1
Соответствие общественно-политических ток-шоу и телеканалов
Телеканал |
Выпускаемое им ток-шоу |
Россия 1 |
60 минут |
Кто против? |
|
Вечер с Владимиром Соловьевым |
|
Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым |
|
Первый |
Время покажет |
Время покажет с Артемом Шейниным |
|
Большая игра |
|
НТВ |
Место встречи |
Звезда |
Открытый эфир |
ТВЦ |
Право знать! |
Все пять телеканалов, которые транслируют общественно-политические ток-шоу являются федеральными. Они, за исключением «Звезды», входят в первый мультиплекс. «Звезда» транслируется россиянам в составе второго мультиплекса.
Далее, рассмотрим продавцов. Таковыми являются продюсерские центры, производящие контент для телеканалов. В перспективе игроков на рынке больше (многие ранее производившие общественно-политические ток-шоу компании до сих пор оставляют их в своем портфолио и заявляют, что готовы работать с этим жанром), однако мы будем рассматривать только тех, кто присутствует на нем в данный момент. Это: «AVM Media», «М-продакшн», «Студия Централ Телевижн», «НАЯТ», «Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала» и АО «ТВ Центр». Последние два игрока не влияют на объемы денег на рынке, однако создают на нем дополнительную конкуренцию.
Теперь для наглядности соотнесем производителей определенных ток-шоу и сами ток-шоу в Таблице 2.
Таблица 2
Производители российских общественно-политических ток-шоу
Ток-шоу |
Производитель |
60 минут |
AVM Media |
Кто против? |
М-продакшн |
Вечер с Владимиром Соловьевым |
М-продакшн |
Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым |
М-продакшн |
Время покажет |
Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала |
Время покажет с Артемом Шейниным |
Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала |
Большая игра |
Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала |
Место встречи |
Студия Централ Телевижн |
Открытый эфир |
ООО «НАЯТ» |
Право знать! |
АО «ТВ Центр» |
Далее для понимания структуры и насыщенности рынка важно провести анализ его концентрации.Также благодаря ему можно точно отследить в каком состоянии находится рынок, приближается он к монополии или, наоборот, к идеальной конкуренции. Для этого мы используем индикатор «Обратное количество фирм» (Q).
Этот показатель отражает то, какой должна быть доля той или иной компании на рынке в условиях идеальной конкуренции и равенства всех игроков. В нашем случае на рынке присутствуют 10 ток-шоу. Значит, среднеожидаемая доля каждого из них 1/10 = 0.1, то есть 10 %.
Но, чтобы узнать действительное положение дел, обратимся к Таблице 3, где указаны данные по эфирному времени. Обычно в расчете текущего показателя используются данные по выручке или аудитории (в количественном, а не процентном соотношении), которых в открытом доступе нет. Поэтому мы будем пользоваться общедоступными данными по вещанию определенных ток-шоу в неделю.
Таблица 3
Количество часов вещания в неделю
Название |
Сколько раз в неделю транслируется |
Количество часов в неделю |
60 минут |
5 |
25 часов (1 500 минут) |
Время покажет |
5 |
21 час 33 минуты (1 293 минуты) |
Большая игра |
5 |
14 часов 30 минут (870 минут) |
Вечер с Владимиром Соловьевым |
5 |
13 часов 20 минут (800 минут) |
Открытый эфир |
4 |
13 часов 20 минут (800 минут) |
Кто против? |
5 |
10 часов 25 минут (625 минут) |
Место встречи |
5 |
10 часов (600 минут) |
Время покажет с Артемом Шейниным |
4 |
6 часов 4 минуты (364 минуты) |
Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым |
1 |
2 часа 50 минут (170 минут) |
Право знать! |
1 |
1 час 20 минут (80 минут) |
Итого |
7 102 минут |
За основу мы взяли неделю с 11 по 17 апреля. В связи с геополитической обстановкой, сложно выбрать типичную неделю, которая полностью охарактеризовала бы положение дел. Однако выбранные нами даты можно назвать относительно типичными для текущего времени: вновь появилась систематичность в количестве и времени выпусков ток-шоу.
Также упомянем, что в телепрограмме блок общественно-политических ток-шоу на «Первом канале» с начала специальной военной операции на Украине называется «Информационный канал» и не разделяется на отдельные передачи. Однако на сайте телеканала можно найти данные по выходу в эфир именно отдельных программ, поэтому мы продолжим считать каждое ток-шоу автономным.
Итак, посчитаем реальную долю в проценте вещания всех общественно-политических ток-шоу представленных телепрограмм. Для большей наглядности представим полученные данные в виде круговой диаграммы (Рисунок 1). Из нее становится очевидно, что на рынке есть два крупнейших игрока — ток-шоу «60 минут» и «Время покажет». Вместе они занимают 41 % рынка.
Рис. 1. Доля каждого ток-шоу на рынке
Все три программы вместе представляют собой чуть менее, чем половину (49 %) всех представленных общественно-политических ток-шоу.
Что касается производителей контента, то рассмотрим фирмы по тому же принципу, по количеству выпущенных в неделю часов эфирного времени. Всего игроков шесть, поэтому ожидаемая доля будет 1/6 = 0.16 = 16 %
Для удобства также представим данные в виде диаграммы (Рисунок 2).
Рис. 2. Долевое распределение рынка производителей контента
Из полученных данных мы можем сделать вывод, что крупнейшим производителем является Дирекция общественно-политического вещания Первого канала. Однако присутствуют два других игрока, которые также занимают долю, куда большую, чем среднеожидаемая. Таким образом мы можем говорить о трех крупнейших игроках рынка.
Следует отметить, что рынок общественно-политических ток-шоу находится в состоянии зрелости. Это уже не фаза быстрого роста, когда появляется множество новых игроков и имеется очень высокий спрос. Но и не состояние упадка или стагнации, в которых находится, например, рынок рекламы в прессе, когда предложение выше, чем спрос. Иными словами, это можно назвать фазой стабильности.
Как уже говорилось ранее, сейчас спрос у аудитории на общественно-политические ток-шоу значительно увеличился. Поэтому рынок производства ток-шоу не испытывает на себе яркое негативное влияние нынешнего кризисного периода в экономике страны. Из-за того, что рейтинги уже имеющихся ток-шоу повысились, возвращаются телепрограммы («Кто против?»), ранее ушедшие с эфира. То есть рынок развивается и расширяется, несмотря на кризис.
Похожие процессы происходили и в 2020 (коронавирус) и 2014 (присоединение Крыма) годах. Это обусловлено непосредственной связью общественно-политических ток-шоу и информационного поля. В стабильное время аудиторию жанра составляет, в первую очередь, пул зрителей, которые интересуются политическими событиями. В кризисные периоды же аудитория значительно расширяется и на многих других телезрителей. Причиной этому является интерес жителей России к каком-либо значимому событию.
Таким образом, именно этот формат телевизионных программ логично назвать максимально востребованным во времена кризиса. Поэтому проблемы в экономике и какие-либо негативные события в геополитической повестке влияют на рынок положительно. У телеканалов появляются новые общественно-политические ток-шоу, то есть, они формируют заказы, которые выполняют продюсерские компании.
Литература:
- Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. — Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2008–528 с.
- Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / Под редакцией А. Качкаевой, А. Новиковой, Р. Юркиной. — Москва: Издательские решения. Ридеро, 2016–380 с.
- Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение. — Москва: АСТ, 2008. — 320 с.
- Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. — Москва, 2021. — 107 с.