В статье автор затрагивает правовые проблемы охраны здоровья граждан. Рассмотрены проблемы в некоторых федеральных законах, а также предложены пути решения проблем.
Ключевые слова: здравоохранение, охрана здоровья, проблемы.
Перед каждым государством с давних пор стоит одна из задач — это охрана здоровья граждан своей страны, развитие здравоохранения. Для реализации данной задачи и возможности ее организации, возникает необходимость в создании механизма правового регулирования данной отрасли.
В России одним из первых законодательных актов, гарантирующих право человека на здоровье и регулирующих медицинскую деятельность, являлся «Судебник» (1497г.) [5]. Однако в «Русской правде» (XI век) были описанные указания на применение наказаний к лекарям, имеющим свои домашние аптеки, чье лечение заканчивалось печальными последствиями.
На сегодняшний день право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 41 Конституции РФ. Наделение право на охрану здоровья конституционным статусом с одной стороны означает, что за данным правом закрепляется первостепенная роль в системе прав и свобод человека и подразумевает собой, фиксирование данного права в системе общественных ценностей, которые как раз и составляют базовое функционирование любого социума, а с другой стороны четко закрепляет за государством обязанность по обеспечению охраны здоровья своих граждан.
В настоящее время законодательная база в сфере охраны здоровья граждан в нашей стране достаточно развита: права граждан в данной сфере регулируются 20 федеральными законами, 37 Постановлениями Правительства, около ста пятидесяти ведомственными нормативными актами федеральных органов государственной власти РФ, но при этом пробелы в законодательстве все-таки находятся. Стоит сказать, что существует проблема явного несоответствия правового баланса между заявленными законом правами и действующей экономической ситуацией.
Права и обязанности в сфере охраны здоровья также описано в главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.04.2022). В указанной главе закона так же описано, каким именно образом обеспечивается данное право на охрану здоровья, гарантии медицинской помощи и получение информации о здоровья.
Федеральный закон N 323-ФЗ с 2011 года был изменен около 70 раз, но, на мой взгляд, он все еще является несовершенным. Например, в качестве предложений хотелось бы дополнить статью 10 Доступность и качество медицинской помощи, пункт 2) наличие необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации. По данным прошлого года дефицит врачей в России составил 20 % [8], что приводит к острой проблеме реализации статьи 10 п.2, в государственные медицинские организации особенно в маленьких населенных пунктах данная проблема находится на критическом уровне. Государственные программы по привлечению молодых специалистов помогают решать проблему, но не в достаточном объеме, поэтому в качестве обеспечения дополнительными кадрами государственные больницы, предлагаю внести возможность привлечение врачей из других клиник за счет средств фонда социального страхования.
Статья 27 ФЗ N 323-ФЗ гласит, что граждане должны заботиться о сохранении своего здоровья, поэтому в качестве государственной медицинской помощи и дополнения статьи 40 Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение предлагаю расширить список льготников, а именно добавить список особо опасными профессиями.
Говоря о правах и обязанностях в сфере охраны здоровья граждан, хотелось бы затронуть Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
В качестве предложений к этому закону, хотелось бы сказать об изменении статьи 19 п. 1, в котором указанно, что в случае возникновения поствакцинальных осложнений, гражданин имеет право получить единовременное пособие в сумме 10 000 рублей, что в свою очередь является не соразмерной компенсацией. Поэтому, предлагаю данное пособие заменить на полную финансовую компенсацию восстановления ущерба, причиненного здоровью вакцинированием. Также предлагаю изменить сумму компенсации п. 2 данной статьи, в, которой говорится, что в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, члены его семьи имею право получить единовременное пособие в размене 30 000 рублей. Указанную сумму предлагаю увеличить минимум в десять раз.
Возвращаясь к проблеме кадрового обеспечения в сфере здравоохранения, отметим, что кадровая проблема в данной отрасли наблюдается уже около десяти лет, но в период 2020–2022 года ситуация достаточно обострилась. В 2020 году мир охватила коронавирусная инфекция, и без того недостаточное количество врачей в медицинских учреждениях пришлось поделить на тех, кто работает только с коронавирусными пациентами, и теми, кто занимается остальными пациентами. К концу 2021 года в России насчитывалось около 3 млн. медицинских работников, 16 % врачебного персонала занимается только с COVID-пациентами. По официальной статистике, за все время пандемии умерло 16 000 медицинских работников [8]. Восполнение утраченных кадров восполняется в недостаточном объеме, это связано с тем, что многие молодые специалисты не желают работать по специальности. Так же дефицит медицинских кадров связан с дисбалансом врачей между врачами узких и широких специальностей. Так, например из 4750 вакантных в субъектах врачей около 37 % (1743 чел.) — это терапевты и педиатры [7].
Существующий кадровый дефицит в дальнейшем может только усилиться, так как результаты статистических исследований показывают, что темпы увеличения врачей и медицинских работников среднего класса невелики. Это подтверждает о недостаточных принимаемых властями мерах. В большинстве случаев заработная плата среднего медицинского персонала не превышает средней заработной платы по соответствующему субъекту.
Еще одна проблема, которая не позволяется должным качеством реализовать свое право на охрану здоровья — это нехватка современного оборудования, в том числе диагностического, что в свою очередь повышает риски своевременного выявления опасных заболеваний.
Все рассмотренные проблемы непосредственно связаны с недостаточным финансированием сферы здравоохранения. Утвержденные бюджетные ассигнования раздела «Здравоохранение» [4] в реальных выражениях с учетом растущей инфляциив 2022 году примерно на 12 %, а к 2024 г. — на 18, 6 % . Данные проблемы нуждаются в принятии незамедлительных государственных мер, для улучшения ситуации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.04.2022)
- Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
- Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
- Исполнительное производство: Учебник / К. Л. Брановицкий, Д. В. Бурачевский, В. В. Долганичев и др.; под общ. ред. В. В. Яркова. М.: Статут, 2020. 576 с.
6. Взгляд. Деловая газета. Статья от 14.11.2021 За время пандемии от COVID-19 в России умерло около 16 тыс. медиков. А.Никитин https://vz.ru/news/2021/11/14/1129074.html
7. Медвестник. Статья от 27.12.2021 Кадры решают все. И. Калашников https://medvestnik.ru/content/articles/Kadry-reshaut-vse.html
8. https://medrussia.org/36678-deficit-vrachey-2/ на 03.05.2022