Статья посвящена разработке архитектурно-инновационного музейного комплекса, который можно использовать над древними городищами и относится к области строительства зданий и сооружений специального назначения. Особенность предлагаемой концепции заключается в том, что в проекте используется укрытие всего городища, которое дает возможность сохранить безболезненно археологические раскопки, найденную утварь в процессе раскопок и размещенную в соответствующих пространствах музейных экспонатов. А также, оптимально организовывает место для проведения зрелищных мероприятий, а именно, с посещением большого количества туристов, проведением научно — познавательных программ и использованием современных «умных технологий» для дистанционного восприятия и «коммерческой эксплуатации» достопримечательностей исторического наследия.
Ключевые слова: музей, древние городища, архитектура, инновации, smart-технологии, коммерческая эксплуатация.
Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных smart- музеев заметное место наряду с более простыми, традиционными [1, 2, 3].
Конструктивное решение здания smart-музея может трактоваться в двух закономерностях: как следование чисто утилитарным потребностям и как важный элемент архитектурно-композиционного решения объекта. В первом случае конструктивное решение под smart-музеи призвано обеспечить удобное функционирование комплекса, в первую очередь крупногабаритных пространств — атриумов, экспозиционных и концертных залов, а также целесообразной организацией и внедрением smart технологий [5, 6, 7, 8, 9, 10].
Наше архитектурно-инновационное решение разработано для smart- музейных комплексов применительно к древним городищам.
Smart-музей относится к области строительства зданий и сооружений специального назначения и имеет особенность в том, что выполняется над большим укрываемым пространством, используемым для укрытия археологических раскопок, размещения музейных экспонатов, а также, как место для проведения зрелищных мероприятий, а именно, с посещением большого количества туристов, проведения лекций и учебных семинаров с использованием smart-технологий.
Целью данного архитектурно-конструкторского решения является создание инновационного smart-музейного комплекса с облегченными перекрытиями и быстрой трансформации внутреннего пространства.
Указанная цель решается тем, что здание выполнено прямоугольным в плане с цилиндрическим сводчатым покрытием и содержит, по крайней мере, три яруса смотровых площадок, размещенных вдоль стен здания и установленных на консолях дуг. Последние служат перекрытием, и одна часть из них опирается на стены здания, а другая опирается, как и в прототипе на подпорной стенке. Дуги расположены вдоль осевой линии (Рис.1).
Рис. 1. Здание smart-музейного типа
Отсеки образуются за счет продольного и поперечного расположения подпорных стенок, на которых укладываются первый ярус смотровой площадки. Другие смотровые площадки соединены между собой лестничными пролетами и подъемными пандусами для инвалидов.
На отдельном чертеже показано расположение консолей (10) и крепление на них смотровых площадок (11) последующих ярусов (Рис. 2).
Здание музейного типа выполнено прямоугольным в плане и имеет цилиндрическое сводчатое покрытие. Особая роль выпадает на долю перекрытия. Теперь оно выполнено съемным, в виде рулона и облегчено за счет использования фольги и хлопчатобумажной ткани (Рис. 3)
Рис. 2. Крепление смотровых площадок
Рис. 3. Инновационное трехслойное сводчатое покрытие
Предложенное здание smart-музея представляет собой прямоугольное основание 1, установленные на нем стены 2 и подпорные стенки 3, образующие отсеки 4 служащие вспомогательными помещениями.
Перекрытие здания выполнено из дуг (5) и (6), имеющие одинаковую конфигурацию, но разный радиус, поэтому обозначаем как один и тот же конструктивный элемент одной цифрой (5). Каждая дуга (5) опирается на стены здания или на опорные стенки (3). Между тремя ярусами (6) смотровых площадок установлены лестничные марши (7) и подъемные пандусы (8) для подъема людей с ограниченными возможностями.
При перекрытии здания используется инновационный легкосъемный рулонный материал (9), который состоит из трехслойной пленки в состав которой входит: полиэтиленовая пленка (10), алюминиевая фольга (11) и хлопчатобумажная ткань (12), которые соединяются между собой термическим прессованием
Данное Архитектурно-инновационное решение как общая концепция может быть использована на всех древних городищах Узбекистана способствуя сохранению культурно-исторического наследия древних цивилизаций, а также повышению туристического потенциала страны.
Литература:
1. Аркио Т. Музей современного искусства и взаимоотношения с аудиторией и обществом // Искусство XX века. Итоги столетия: Избранные материалы конференций / Под ред. Кудрявцевой С. В., Махо О. Г. СПб., 2003. С. 5–10.
2. Бурганов И. А. Музей в XXI веке. Теория, опыт, практика. — М.: Музей «Дом Бурганова», 2007, — 330 с.
3. Исаченко И. В погоне за инновацией. Идеи для строительства завтрашнего дня, — 14.03.2019, Интернет ресурс, — https://pragmatika.media/v-pogone-za-innovaciej-idei-dlja-stroitelstva-zavtrashnego- dnja/
4. Майстровская М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. — Прогресс-Традиция, 2016. — 672 с.
5. Особенности архитектурного проектирования музеев современного искусства // Евразийский Союз Ученых. — Интернет ресурс, — https://euroasia-science.ru/arxitektura/
6. Ревякин, В. И. Закономерности формирования архитектуры музейных зданий. Диссертация на соиск. уч. степ. доктора архитектуры. — М., 1994. — 542 с.
7. Чистяков, Д. А. Конструктивные системы покрытий зданий политехнических музеев / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Инженерные исследования». — М., 2014. — № 4. — С. 98–102
8. Frow J. The Archive under Threat. Memory, Monuments, Museums / M. Lake (ed.): Melbourne University Press / The Australian Academy of the Humanities, 2006. P. 31.
9. Smart Museum. Izi. TRAVEL the storytelling platform, — Интернет ресурс, — https://izi.travel/ru/8274-smart-muzey/ru
10. Hampshire E., Johnson E. The digital world and the future of historical research // Twentieth century British history. Oxford, 2009. Vol. 20. № 3. P. 403–404.