Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Столяренко, О. А. Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся / О. А. Столяренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93637/ (дата обращения: 16.11.2024).



Музыка — это язык души; это область чувств и настроений; это — в звуках выраженная жизнь души.

Александр Серов

О силе музыки, о ее возможности настроить душу человека на творчество и гениальность учеными, поэтами и философами замечено тысячелетия назад. Однако современные школьники обнаруживают неразвитость умений слышать музыку, слушать музыку, а значит, чувствовать и понимать ее. Таким образом встает проблема неразвитости способности воспринимать музыку у младших школьников.

В трудах именитых авторов-исследователей различных направлений науки отмечается связь развития мышления и способности воспринимать и познавать высочайшие образцы музыки. Более того, как подтверждают данные опроса лауреатов Нобелевской премии в области физики и математики, существует тесная связь между интеллектуальным развитием и мышлением человека и его музыкальной культурой. Как показывает практика, на сегодняшний день мы имеем проблему познания музыки молодыми людьми Казахстана, что ставит под вопрос возможность обеспечения успешного воспитания культуры, этики, развития мышления школьников.

Б. В. Асафьев, русский композитор и исследователь музыкального процесса в прошлом веке писал о том, что музыка «проявляет себя как язык, как сфера выражения чувств и как мышление» [1, с. 203].

Сегодня многочисленными исследователями утверждается важность развития музыкального мышления, как непременного условия полноценного развития личности, тем не менее, процесс мышления до сих пор не изучен, как нет единого мнения в работах авторов по вопросу, что же представляет собой процесс мышления музыкального. Так, немецким ученым, И. Ф. Гербартом, одним из первых авторов исследования посвященного музыкальному мышлению (ХIХ в.), было описано понимание музыкальной мысли на основе восприятия музыки. Ученый не разделял восприятие и музыкальное мышление, полагая, что и слуховые ощущения, и музыкальное мышление суть ступени качества восприятия [2]. В более поздних работах авторы, в частности, Б. В. Асафьев, выявили ступени восприятия в процессе музыкального мышления, как 1) фрагментарная фиксация музыкальных впечатлений, запоминание «тона-ячейки», расширение слуховое поля; 2) систематизация музыкальных впечатлений, осознание ритмических, мелодических, гармонических стержней. Автором сделан вывод, что целостный музыкальный образ строится на интонационном стержне, позволяющем «осуществлять сцепление различных звеньев музыкальной мысли, рождая целостный музыкальный образ» [там же]. Мы так подробно останавливаемся на идеях, развиваемых в работах Б. В. Асафьева, поскольку они получили дальнейшее развитие в исследованиях психологии восприятия музыки. Анализ источников (работ А. Н. Сохора, М. Г. Арановского, В. В. Медушевского, а также исследований современных авторов Г. Б. Елистратовой, А. А. Крючковой, Е. Е. Ткачевой и др.) позволяет нам сделать вывод: практически все исследователи сходятся на том, что музыкальное мышление, как собственно мышление, представляет собой процесс «активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» [3, с. 3]. Как утверждают в работах психологи, мышление человека получает развитие в опоре на хорошо развитое восприятие-мышление, как систему «разных форм отображения объекта и фиксации знания» [2].

Мы понимаем, что музыка, как явление сложное, многогранное, оказывает влияние на различные области психики ребенка, что способствует развитию различных его способностей, в том числе интеллектуальных и творческих. Вот почему считаем важным на занятиях музыки в физико-математической школе-лицее ставить упор на развитии способности к восприятию музыки у младших школьников, предполагая развитие мышления и интеллектуальных способностей у обучающихся. Этому в работе со школьниками начальных классов способствует деятельность с «опорой на чувственный опыт, но и развитие образного мышления» [2].

Основной задачей педагога музыки в начальных классах является реализация в работе с детьми условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, развития мышления и навыков к обучению. На этапе разработки методики обучения музыке школьников начальных классов, мы провели анализ зарубежных и российских исследований в области эффективного решения проблемы развития младших школьников на уроках музыки в школе. Учитывая требования государственных стандартов РК к уровню подготовки обучающихся начальных классов, а также ориентируясь на требования образовательного заведения — «Физико-математического лицея» к уровню интеллектуального развития школьников мы полностью переработали учебно-методические планы занятий, их содержание и организацию.

Мы пришли к выводу, что формированию музыкального мышления способствует применение интерактивного взаимодействия с обучающимися (мы используем диалог), развитие критического мышления [4, с. 1–2], а также реализация воспитания ценностного отношения к искусству (мы используем интеграцию музыки, пения и изобразительной деятельности школьников).

Организацию занятий мы строили на идее, что на развитие музыкального мышления находится во взаимосвязи с эмоциональной и интеллектуальной сферами школьника. Эмоции, по мнению Е. Е. Ткачевой с помощью «музыкального языка как способа выражения содержания музыки, подводят к осознанию его смысла» [5]. Однако для этого необходимо осмыслить информацию музыкального языка, а значит нужно уметь читать интонацию «речи» музыки.

Тот же автор указывает, что музыкальное мышление разворачивается на определенной информационной основе, что подтверждается тезисом: «знания формируют мыслительные операции» [там же]. Мы используем данную информацию, чтобы понимать необходимость создания на уроке информационной основы, как на этапе знакомства с музыкальным произведением, так и для эффективного чувственно-эмоционального восприятия школьниками музыкальных интонаций, что способствует пониманию основных музыкальных мыслей произведения.

Далее мы планируем создание музыкального образа у школьника, ведь, как показывают психологические исследования, данный этап протекает в воображении, является личным, индивидуальным приобретением, а значит способствует и развитию личности школьника, и развитию его творческих способностей. Так педагогом создаются условия позволяющие развивать творчество, создавать новые оригинальные идеи и мысли у ребят на уроке музыки.

На уроках мы организуем познание музыкального языка учащимися начальных классов. Рассмотрим, что происходит накопление практики создания музыкального образа на основе авторского Электронного пособия для учащихся 1 класса по предмету «Музыка и пение» (рис.1). На рисунке 1 представлено содержание уроков, все ссылки гиперактивны, а значит, нажав на название урока мы попадаем в его содержание.

Содержание уроков для учащихся 1 класса по предмету «Музыка и пение»

Рис. 1. Содержание уроков для учащихся 1 класса по предмету «Музыка и пение»

К примеру, зайдем на страницу темы № 7 Звуки высокие и низкие. Гиперссылка работает, нажав на неё — зазвучит произведение М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из сюиты «Картинки с выставки» — Будет дальше идти речь о высоких звуках. Затем идет попевка-игра с движениями Любопытная Варвара. Благодаря загадке, ставим проблемный вопрос: Где живут музыкальные звуки и пр. (рисунок 2)

Содержание занятий с детьми на уроке «Звуки высокие и низкие»

Рис. 2. Содержание занятий с детьми на уроке «Звуки высокие и низкие»

Так, на одном занятии мы используем приемы и методы деятельностного подхода, развиваем чувственно-образное восприятие детей, используем классическую и народную музыку, поем, танцуем, играем, отгадываем загадки, используем проблемные методы. В заключении урока- рефлексия. Так, в деятельности на уроке музыки младшие школьники получают и накапливают опыт чувственного, эмоционального, интеллектуального познания, развивают личностные, а также мыслительные способности.

Литература:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. Кн. II. Интонация / Б.Асафьев.- Л.: Музыка, 1971. — 378с.
  2. Козлов Н. И. Особенности развития музыкального мышления как проблема подготовки будущих учителей музыки / Современные тенденции обновления профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования: колл. монография. Издательство: Академия Естествознания, 2013. ISBN: 978–5-91327–232–4. — https://monographies.ru/ru/book/section?id=6356.
  3. Елистратова Г. Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности: Дис.... канд. филос. наук: 24.00.01: Саранск, 2003. — 198 c. РГБ ОД, 61:04–9/222.
  4. Столяренко, О.А.; Кальян, Н. А. Использование методов и приемов критического мышления у учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. 2021–02–19. URI: http://localhost:8080/xmlui/handle/123456789/4312.
  5. Ткачева Е. Е. Музыкальное мышление способ формирования личности учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-myshlenie-sposob-formirovaniya-lichnosti-uchaschihsya (дата обращения: 27.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное мышление, Музыка, музыкальный язык, урок музыки, школьник, информационная основа, музыкальный образ, мышление человека, процесс мышления, целостный музыкальный образ.


Похожие статьи

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста

Задать вопрос