Ключевое значение понятия «денежное обращение» заключается в исследовании денежного права как формирующегося структурного элемента системы российского права, в теоретическом подходе к определению его места, границ в системе права.
Основная задача регулирования денежного обращения государством — поддержание необходимого и достаточного количества денег в обращении путем поддержания соотношения между стоимостью услуг и товаров на внутреннем рынке и доходами населения.
Исследование направлено на формулировку правовой категории денежного обращения, раскрытие ее содержания, определения основных способов ограничения субъективных прав на деньги, выявление основных видов данных ограничений, которые препятствуют денежному обращению, а также определение основ государственного регулирования денежного обращения.
Ключевые слова: деньги, денежное обращение, правоотношение, запрет, ограничение, функции, субъективные права, государственное регулирование.
The key meaning of the concept of «monetary circulation» is the study of monetary law as an emerging structural element of the system of Russian law, in the theoretical approach to determining its place, boundaries in the system of law.
The main task of regulating money circulation by the state is to maintain the necessary and sufficient amount of money in circulation by maintaining the ratio between the cost of services and goods on the domestic market and the incomes of the population.
The research is aimed at formulating the legal category of monetary circulation, revealing its content, determining the main ways to restrict subjective rights to money, identifying the main types of these restrictions that hinder monetary circulation, as well as determining the basics of state regulation of monetary circulation.
Keywords: money, money circulation, legal relationship, prohibition, restriction, functions, subjective rights, state regulation.
Понятие денежного обращения широко используется в законодательстве Российской Федерации [1,2,3,4], тем не менее его содержание нормативно-правовыми актами не раскрывается. Однако, от правильного понимания содержания используемых законодательством Российской Федерации в области денежного обращения понятий зависит достижение целей и задач в данной области, что диктует необходимость выявление характерных особенностей и правовой сущности денежного обращения.
Границы правового поля понятия «денежное обращение» очень важны для практического использования: так, неправильное установление факта поступления в денежное обращение поддельного денежного знака может повлечь за собой ошибочность квалификации преступных действий [5].
Денежное обращение ученые-экономисты в широком смысле трактуют как непрерывно повторяющийся процесс движения денег [6,7], в узком смысле — как повторяющийся оборот наличных денег [8,9].
По мнению В. П. Василец, юридической наукой понятие денежного обращения трактуется сходно с изложенным: оно представляет собой регулируемые нормативными правовыми актами [9] формы и порядок движения денежной массы в пределах государства, что поддерживается учеными в области финансового права — Гафаровой Г. В., Губенко Е. С., Рукавишниковой И. В., Саттаровой Н. А., Фроловой Е. Е., Ермаковым С. Л. [11,12, 13, 124, 15, 16].
Л. Л. Арзуманова указывает, что под денежным обращением понимается движение не только национальной, но и иностранной валюты, урегулированное финансово-правовыми нормами [17]. Данная точка зрения согласуется с положением ст.1 ФЗ от 10.07.20002 № 87-ФЗ.
Ф. Т. Диланян полагает, что под денежным обращением понимаются общественные отношения по выпуску и обращению денег в РФ [18]. Мы полагаем неправомерным такое ограничение данных отношений нормами лишь права финансового.
Е. Р. Денисов понимает денежное обращение как элемент денежного оборота, который по своему объектному составу ограничен наличными денежными знаками [19]. Считаем, что в данном определении денежное обращение предполагает лишь оборот наличных денежных знаков, что значительно сужает рамки данного понятия.
Н. М. Артемов и И. Б. Лагутин формулируют понятие «альтернативное денежное обращение», отсылая к таким разновидностям операций с денежными средствами, как эмиссия и расчеты [20]. По нашему мнению, понятие «денежное обращение» не в полной мере раскрывается через множественность операций.
Конституционный Суд РФ полагает, что денежное обращение представляет собой лишь одну из сфер денежного оборота [21]. Данным Определением оставлена без внимания втора сфера денежного оборота как непрерывного процесса и позволяет считать денежное обращение объектом неоднородных имущественных правоотношений, которые регулируются нормами административного, финансового и гражданского права.
Правовая категория «денежное обращение» отличается от правовой категории «денежный оборот» своим содержанием, отсутствием способов ограничения субъективных прав на деньги, что выражается на уровне диспозиции права и возлагает на Банк России [22] юридическую обязанность воздержаться от запрещенных действий.
Препятствуют повторению денежного оборота ограничение субъективных прав на монеты и банкноты России старого образца (этот признак применяет Центральный Банк РФ) [23] как при деноминации, так и в процессе денежных реформ [24, 25], что регулируется публично-правовой сферой [26]; на монеты и банкноты Банка России, которые утратили силу законного средства платежа при наличии определенных условий [27], при этом Законом установлен срок для обмена денег [23]; в отношении ветхих либо поврежденных банкнот и монет Банка России
[28]), которые обмениваются на платежеспособные денежные знаки [10]. Что касается поврежденных монет, то к ним применяются правила о возврате товара ненадлежащего качества при наличии вины банка-продавца [29]. При этом имеет место сбыт поддельных купюр согласно норме об обмене по номиналу [30]; в отношении изъятых банкнот и монет при условии того, что они обмену не подлежат, что осложняется отсутствием законодательного понятия в различных нормативно-правовых актах [31, 32]. Мы полагаем, что необходимо вести речь об обобщающем характере данного понятия и обо всех случаях закрепления признаков денег, в отношении которых запрещается совершение определенных действий в диспозиции нормы права [10].
Денежная система является основой экономики любого государства и от ее функционирования зависит благосостояние населения. Деньги выступают как средство обмена и платежа, а их сущность выражается в использовании в качестве платежного средства, средства обращения, покупательного средства, определении меры стоимости, функции средства накопления и сбережения.
Как уже было аргументировано выше, денежная система является формой организации денежного обращения и представляет собой процесс непрерывного движения безналичной и наличной формы денег.
В структуру денежной системы РФ включены: денежная единица, порядок эмиссии наличных денег, регулирование и организация денежного обращения (элементы денежной системы).
Официальная денежная единица (валюта) РФ российский рубль, который состоит из ста копеек.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ в п.1 ст.1 перечисляет, что признается валютой РФ. Выпуск денежных суррогатов на территории РФ, как и введение иных денежных единиц, не перечисленных в ФЗ № 173-ФЗ, запрещен.
Порядок эмиссии наличных денег предполагает осуществление эмиссии безналичных денег коммерческими банками, а наличных — центральными банками. При этом безналичные деньги представляют собой юридическую фикцию, задолженность банка перед клиентом и право требования клиента к банку о получении данных денег [34].
Организация и регулирование денежного обращения осуществляется Центральным Банком РФ в рамках совместной государственной кредитно-денежной политики совместно с Правительством РФ, призванной обеспечить защиту и устойчивость рубля [35].
Инструменты и методы денежно-кредитной политики [36], применяемые Банком РФ, включают в себя процентные ставки по операциям Банка, резервные требования, операции на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций, валютные интервенции, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от своего имени.
Денежное обращение имеет под собой основу, состоящую из норм Конституции РФ, ФЗ от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ, ФЗ от 02.12.1990 г. N 395–1-ФЗ, ФЗ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, подзаконные акты Центрального банка РФ. На предстоящий 2023 год определены основные направления кредитной денежной политики [37].
Невыполнение либо недостаточное выполнение деньгами функции средств обращения имеет весьма негативные последствия как для мировой экономики в целом, так и для экономики отдельных стран. Следствие этого — направленность государственной экономической политики европейских и некоторых азиатских стран на увеличение товарооборота, повышение покупательского спроса, рост потребления с целью обеспечения производства необходимым количеством финансовых средств для дальнейшего развития. Государство пытается различными мерами правового и финансового характера остановить спад производства посредством стимулирования роста товарно-денежного оборота.
В этой связи основной задачей государственного регулирования денежного обращения является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и услуг на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится необходимое и достаточное количество денег. Государственное регулирование денежного обращения заключается в закреплении в нормативно-правовых актах экономических инструментов, регулирующих денежную массу в обращении, которые могут использоваться компетентными органами государственной власти в целях обеспечения денежного равновесия.
В современном мире деньги, не участвующие в обращении, концентрируются с помощью банков. Система кредитования, столь широко применяемая сегодня — это поиск прибыльного применения денег. При этом у государства остается функция активного вмешательства в сферу денег, в том числе — косвенное урегулирование либо установление цен, но основанная на принципе свободы предпринимательства, в связи с чем не применяется установление номинального уровня цен государством.
Денежно-кредитная политика государства — элемент экономической политики в целом, экономической безопасности страны, индикатор, на основе которого осуществляется контроль за текущей ситуацией и одновременно разработка концепции развития экономики как в основных экономических сегментах, так и в сфере малого предпринимательства.
Восстановление экономического роста в России невозможно без грамотной кредитно-денежной политики государства в условиях применяющихся против России пакетов санкций. Сопротивляемость экономики необходимо повышать путем создания условий для ее роста и развития. Основные направления развития отечественной кредитно-денежной политики должны включать в себя появление принципиально новых производств, новых заводов, систем автономного жизнеобеспечения (в том числе ГЭС), строительство собственных самолетов и кораблей. Для этого необходимо эффективное функционирование кредитно-денежной системы, заключающееся в предоставлении возможностей для развития малого бизнеса и микропредприятий, в том числе — путем предоставления заемных средств на развитие бизнеса под льготный процент, грандов в области приоритетных направлений развития регионов РФ, государственной поддержки индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан путем вовлечения в реализацию долгосрочных проектов в области не только инновационных технологий, но и услуг в сфере агротуризма, детского образования, хозяйственно-бытовых услуг населению, промышленного производства и сельского хозяйства, что влечет за собой обеспечение устойчивого экономического роста путем достижения макроэкономического равновесия.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Денежное обращение — это неоднородные имущественные правоотношения с деньгами, сменяющие друг друга и регулируемые нормами административного, финансового и гражданского права.
Содержанием правовой категории «денежное обращение» является переход юридических обязанностей или (и) субъективных прав в отношении денег от одних субъектов другим и учитывает случаи ограничений субъективных прав, и исключает случаи, которые препятствуют повторению денежного оборота.
Применительно к безналичным денежным средствам категория «денежный оборот» применяется в качестве синонима категории «денежное обращение» [38].
Денежное обращение, являясь основой современной экономической системы, подвергается государственному регулированию, при этом само регулирование осуществляется экономическими методами, а также прямыми административными методами экономического воздействия на объем денежной массы.
Литература:
1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 01.05.2022) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»//Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 12 ст. 1201. Ст.16.
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022)//Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2790.
3. Указ Президента РФ от 21.06.1992 N 636 «О мерах по защите денежной системы Российской Федерации»//Российская газета от 24 июня 1992 г., N 14.
4. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (ред. от 28.12.2020) «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004 г. N 15 ст. 1478.
- Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 1995 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
- Челноков В. А. Эволюция денег, кредита и банков. М.: Финансы и статистика, 2018.
- Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2018. 848 с.
- Олейникова И. Н. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. пособие / И. Н. Олейникова. М.: Магистр, 2018. 509 с.
- Василец В. П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2017. 274 с. С.49–50.
- Гафарова Г. Р. Правовые аспекты функционирования денежного обращения в финансовой системе // Налоги. 2019. N 3. С. 26–29;
- Губенко Е. С. К вопросу о соотношении денежной и платежной систем // Финансовое право. 2017. N 2. С. 3–6;
- Рукавишникова И. В. Коммерческие организации как субъекты финансового контроля: международно-правовой аспект // Финансовое право. 2020. N 6. С. 27–29;
- Саттарова Н. А. Особенности обеспечения финансовой безопасности и правовые средства защиты интересов в сфере денежного обращения // Юрист. 2017. N 21. С. 31–33;
- Саттарова Н. А. Место категории «принуждение» в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2021. N 12. С. 14–16;
- Фролова Е. Е., Ермаков С. Л. К вопросу о государственной политике в области государственного финансового контроля и банковского надзора // Финансовое право. 2021. N 4. С. 19–21.
- Арзуманова Л. Л. Денежное обращение и история его развития (финансово-правовой аспект): Монография / Под ред. Е. Ю. Грачевой. Москва: Проспект, 2018. 264 с.
- Диланян Ф. Т. Основы финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2018 г. 211 с.
- Денисов Е. Р. Финансово-правовые основы денежной системы Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2019. 226 с.
- Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право): Монография / Н. М. Артемов, И. Б. Лагутин, А. А. Ситник и др. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2019. 96 с.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2000 года N 164-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н. Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 861 ГК Российской Федерации и пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
- Пастушенко Е. Н., Земцов А. С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // Банковское право. 2013. N 6. С. 35–41.
- Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 30.12.2021(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022) // Российская газета. N 127. 2002. Ст. 2790.
- Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". М.: Дело, 2021. 496 с.
- Шаповалов М. А., Никифорова С. Т., Слесарев С. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. Дата обращения 27.06.2022 г.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 487-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тихоновой Антонины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 31 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
- Усатова Л. В., Серошан М. С., Арская Е. В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. М.: Дашков и К, 2018. 404 с.
- Указание Банка России от 22.08.2014 N 3369-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 26 декабря 2006 года N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2014 N 33956)//Вестник Банка России от 31 января 2007 г. N 5
- Василец В. П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2017. 274 с. С.49–50.
- Бычков А. Звонкие инвестиции // ЭЖ-Юрист. 2019. N 1. С.22.
- Саттарова Н. А. Особенности обеспечения финансовой безопасности и правовые средства защиты интересов в сфере денежного обращения // Юрист. 2017. N 21. С. 31–33.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2171.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 01.05.2022 г.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
- Ефимова Л. Г. Безналичные деньги — законное средство платежа // Закон. 2020. N 3. С. 79.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144(8198), 04.07.2020.
- Артемьева С. С., Митрохин В. В., Чугунов В. И. и др. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник для ВУЗов: М., 2018 г. С.23–29.
- Экономика. Учебник под ред. Архипова А. И.., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. М., 2020 г. С.45–46.
- Ситник А. А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2020. 230 с.