Данная статья содержит краткий перечень документов, определяющих содержание духовно-нравственного воспитания современной молодежи, и раскрывает практические механизмы достижения основных воспитательных задач на примере деятельности одного из центров дистанционного образования, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова : православная культура, духовно-нравственное воспитание, дистанционное образование.
Нарастающее ужесточение жизни вносит свои коррективы и побуждает нас задуматься о будущем России, о ее молодежи. Во все времена придавалось особое значение духовному и высоконравственному воспитанию молодого поколения.
За тысячу лет существования христианства на Руси Православная церковь накопила бесценные, духовные и культурные сокровища. В этой культуре выросли знаменитые князья, воины, полководцы, писатели, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Федор Михайлович Достоевский, Александр Сергеевич Пушкин, Федор Ушаков и Александр Суворов.
Религия — это история человечества, огромный духовный пласт без которого общество не сможет воспитать истинных патриотов. Чем больше школьники знают о своих предках, национальных героях, христианских святых, духовной культуре, тем сильнее они причисляют себя к своему народу, своим корням.
Убрать традиции, ценности православной культуры из государственного фундамента и страна исчезнет, рассыплется как карточный домик. Учащиеся должны знать историю своего Отечества с точки зрения ее культуры и религиозных традиций. Архитектура, литература, живопись, народное творчество, христианские праздники и традиции воспитали в народе нравственные качества доброжелательности, миротворчества. Православная вера — это не культ неполноценности, она дает человеку разум, мужество, духовную силу.
Приоритетной областью в системе образования Белгородского региона стала воспитательная работа, а ведущими ее направлениями — духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование представлений и устремлений личности, основанных на вековых ценностях православной культуры, на национальных идеалах и патриотизме. Нормативно-законодательной базой преподавания в регионе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является — статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
В «Центре дистанционного образования детей инвалидов» структурного подразделения ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», на малом педсовете коллектива педагогических работников был сформирован план работы по духовно-нравственному развитию в системе урочной и внеурочной деятельности учащихся. Началом большой работы стало оформление раздела по внеурочной деятельности, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, на сайте центра, размещены материалы проведенных мероприятий, встреч, а также достижения и работы учащихся. Однако главный результат — в сердцах и душах детей, для которых курс «Основы православной культуры» стал началом духовной жизни.
Могут ли школьные предметы ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» и предметная область ОДНКНР «Основы духовно-нравственной культуры народов России» помочь ребенку прикоснуться к истокам, духовным основаниям культуры нашего народа и как донести до учащихся представления об их национальной культуре, о вере их предков. Красивые христианские традиции дают повод прикоснуться к чему-то великому и прекрасному, каждый христианский праздник имеет истинное значение. Задача церкви и государства способствовать, укреплять нравственные основы подрастающего поколения. «Образование само по себе есть дело формальное», — писал выдающийся философ ХХ века И. А. Ильин. — Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Беспринципность ведет на службу к дьяволу». [1, с.196].
Основные ключевые направления курса преподаются в культурологическом, общеобразовательном, воспитательном ракурсе. Методика преподавания «Основ православной культуры» сводится к живому примеру. Просто сказать, что «добро» — это хорошо, а зло — это «плохо», результатов не принесет. Дети должны понять, как именно они должны быть красивыми изнутри, какие качества, поступки, добрые дела могут украсить их душу. У современных детей достаточно рано возникают соблазны, взять чужую конфету, присвоить игрушку. Если родители и педагоги не будут разбирать проступки, не объяснять последствия, все это выльется в будущем в далеко небезобидные вещи.
Учитель — это духовный вождь, его миссия — развить желание и тягу к истокам, культуре своего народа. Педагог — ключевой участник образовательного процесса. Творческий подход учителя к своему делу посеет семена, которые взойдя, принесут духовные плоды. Виртуальные экскурсии в храмы, монастыри, музеи, викторины, инновации обогащают урок, вызывают живой интерес. Дети должны знать кто такой Бог, что такое молитва, храм и его внутреннее устройство, почему важно соблюдать заповеди. Знакомство с моральными, духовными и семейными ценностями, нравственным образом поведения человека на войне в труде позволят ребятам выбрать правильный жизненный путь. Прикосновение к духовным основаниям культуры, воспитывает и нравственные качества, помогает оставаться человеком даже в самых сложных жизненных ситуациях. Жизнь — это бумеранг, школьники с ранних лет должны научиться уважительному отношению к сопернику, в любой ситуации всегда оставаться людьми. Русскому характеру всегда было присуще качество, не, сколько физической силе, но духовной.
Расти здоровым и сильным сегодня удается далеко не всем детям, по статистике резко помолодела наркомания, дети не расстаются с компьютерными играми, забрасывают учебу. Родители сегодня много внимания уделяют здоровью своих детей, но рядом с вирусами телесных болезней кружат, гораздо, более опасные духовные вирусы, к которым у детей совсем нет иммунитета. Это вирусы безответственности, самооправдания, вседозволенности, лени, уныния. Там где вирусы не встречают сопротивления, воцаряется пошлость.
Изучение предмета ОРКСЭ модуля «Основы православной культуры» и ОДНКНР «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволяет широко осуществлять межпредметные связи. Для раскрытия темы урока часто прибегаем к данным из истории, литературы, музыки. Все это «содружество» смежных дисциплин помогает и способствует воспитанию целеустремленной личности, наделенной нравственными качествами, чувством долга и ответственности за свои поступки, сформировать сознание гражданственности и любви к Родине. Главная цель — научить мыслить, вникать, размышлять, вызвать неподдельный интерес к предмету, поднять самооценку. Надо признать, что подавляющее большинство учащихся с ОВЗ «Центра дистанционного образования детей-инвалидов» прошли путем тяжелых испытаний, имеют заниженную оценку своих возможностей, поэтому учителю необходимо сформировать чувство победы для ученика так утонченно, чтобы он не сомневался, что это именно его успех.
В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей с ОВЗ возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, свою точку зрения. Учащегося нелегко мотивировать, приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Одной из важных технологий, применяемых на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР, является, технология критического мышления. Данная технология с ее схематичностью и наглядностью приемов, графической организацией материала позволяет разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь образовательных результатов, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Предмет «Основы духовно нравственной культуры народов России» и ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» учебные дисциплины не только для учащихся, исповедующих православие, но для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу, искусство, применять полученные знания в собственной жизни.
Литература:
- Стрижев А., Фомин С., Опыты православной педагогики, М., Литературная учеба, 1993.-196 с.