Стратегия развития предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 02.07.2022

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Тухватуллина, А. О. Стратегия развития предприятий / А. О. Тухватуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93658/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена стратегическим процессам развития предприятий. Множество предприятий в современном мире сталкиваются с проблемами, которые требуют внимания (отсутствие спроса, конкуренция, нестабильное финансовое положение, потребность в совершенствовании), все это требует развивать деятельность предприятий. В материале рассматривается стратегия управления, этапы разработки стратегии, типы стратегии. Предприятие должно провести анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на бизнес-процессы, выявить слабые и сильные стороны, после подобрать стратегию, которая будет соответствовать целям и миссии компании.

Ключевые слова: состояние предприятия, стратегическое управление, разработка стратегии, развитие предприятий, реализация стратегии.

The article is devoted to the strategic processes of enterprise development. Many enterprises in the modern world face problems that require attention (lack of demand, competition, unstable financial situation, the need for improvement), all this requires developing the activities of enterprises. The material discusses the management strategy, stages of strategy development, and types of strategy. The company must analyze internal and external factors affecting business processes, identify weaknesses and strengths, and then choose a strategy that will meet the goals and mission of the company.

Keywords: state of the enterprise, strategic management, strategy development, enterprise development, strategy implementation.

На сегодняшний день темп изменений во внешней среде, оказывающих влияние на предприятия, увеличился. К таким изменениям прежде всего относятся:

— экономические и политические (конкуренция, уровень изменения экономики, политическая и геополитическая ситуация в мире, эпидемиологическая обстановка;

— научно-технологические (появление новых технологий и новых областей познания);

Все это требует от компаний разработки стратегии развития предприятия и ее реализации. При правильной разработке и реализации стратегии, предприятия могут быстро и эффективно реагировать на ситуацию, происходящую при изменении внешней среды и конкурировать на протяжении длительного времени.

Стратегическое управление появилось в 20-х годах прошлого века и внедрялось в крупных предприятиях. Термин «стратегический менеджмент» в 1965 году ввел американский математик и экономист Игорь Ансофф. Данное понятие введено в научный обиход для того, чтобы различать стратегическое управление, осуществляемого на высшем уровне, от текущего операционного управления.

Стратегия предприятия является основой управления и развития. Представляет собой мероприятия по достижению целей, которые позволяют предприятию оставаться на плаву в противостоянии с конкурентами, успешно развиваться независимо от внешних факторов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Каждое предприятие определяет стратегию само, исходя из тех факторов, которые его беспокоят.

Планирование стратегии развития содержит в себе разработку миссии и целей предприятия, а так же мероприятия для их достижения.

Чтобы разработать эффективную стратегию, предприятию нужно ответить на ряд вопросов:

— В какой ситуации находится предприятие и уровень владения ресурсами?

— Чего мы хотим?

— Как добиться результата?

В процессе разработки стратегии развития, предприятию необходимо учесть следующие этапы:

  1. Исследование внешней среды (макросреды). Во многом состояние предприятия зависит от внешних факторов. Нужно изучить влияние на предприятие общего состояния экономики, политической ситуации, правовых, климатических, социальных и технологических факторов.
  2. Исследование внутренней среди (микросреды). Здесь нужно определить, как развиваются конкуренты, и рассмотреть потребности клиентов. Для данного анализа нужно изучить:

— Покупателей;

— Поставщиков;

— Действующих и новых возможных конкурентов;

— Товары-заменители.

  1. SWOT-анализ. Когда известны внешние факторы, которые могут повлиять на предприятие, нужно изучить сильные и слабые стороны предприятия.
  2. Варианты стратегического развития. На данном этапе предприятие принимает решение, какими путями будет достигать поставленные цели. Для удобства можно воспользоваться системой SMART (рис.1).

Система SMART

Рис.1. Система SMART

Данный метод помогает сформулировать желаемый результат, поставить цели и методы для достижения результата.

  1. Постановка целей и задач. Уровень целей и задач должен соответствовать конечному результату. Каждое предприятие формирует под себя цели и задачи, в зависимости от того какие желаемые результаты. Как будут сформулированы цели и задачи, нужно приступать к продумыванию тактики реализации плана. В достижении цели должен быть заинтересован весь коллектив от рядового сотрудника до руководителя компании. Вследствие чего разработанная стратегия может остаться неосуществленной.

Типы стратегий предприятия подразделяются на три группы (таблица 1).

Таблица 1

Типы стратегии предприятия

Тип

Характеристика

1.

Корпоративная

Представляет собой долгосрочный план развития предприятия во всех направлениях. Решает такие вопросы, каким видом деятельности заниматься, как развивать деятельность, какую деятельность приостановить, какую деятельность начать?

2.

Бизнес-стратегия

Представляет план предприятия по достижению поставленных целей и задач. С достижением, которых предприятие сможет подстраиваться под условия внешней среды, обогнать конкурентов, привлечь новых покупателей.

3.

Функциональная

Помогает достичь целей построенных корпоративной и бизнес-стратегией. Реализацией общих планов занимаются функциональные подразделения предприятия. На каждом подразделении лежит своя задача и мероприятия по их выполнению.

По итогам получается гибкий задокументированный план, который можно редактировать в зависимости от внешней среды и состояния предприятия. Анализируя, текущее состояние предприятия и сравнивая, насколько, это соответствует плану, предприятие может корректировать план стратегии развития, дополняя новыми целями.

Таким образом, разработка стратегии развития необходима для устойчивого функционирования предприятия в современных условиях. Предприятие должно провести анализ внутренних и внешних факторов влияющих на бизнес-процессы, выявить слабые и сильные стороны, после подобрать стратегию, которая будет соответствовать целям и миссии компании. Конечная цель не будет достигнута, если в ее осуществлении не буден заинтересован весь коллектив от рядового сотрудника до руководителей компании.

Литература:

  1. Муромец, Н. Е. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Н. Е. Муромец, П. А. Климова. — Донецк: ДОНАУИГС, 2021. — 410 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://ezpro.fa.ru:3178/book/225818 (дата обращения: 18.06.2022).
  2. Отварухина Н . С . Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–02841–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ezpro.fa.ru:3217/bcode/488374 (дата обращения: 18.06.2022).
  3. Копылов Т. А. Разработка стратегии развития предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-strategii-razvitiya-predpriyatiya-1 (дата обращения: 18.06.2022).
  4. Коршунов В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 347 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–11583–3 (дата обращения: 18.06.2022)..
  5. Теплова Т . В . Корпоративные финансы в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Т. В. Теплова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–05871–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ezpro.fa.ru:3217/bcode/508018 (дата обращения: 18.06.2022).
  6. Троенко В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 204–207. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62933/ (дата обращения: 18.06.2022).
  7. Стратегия развития компании, предприятия или организации — Сбербанк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/strategiya-razvitiya-kompanii/(дата обращения: 18.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, внешняя среда, SMART, состояние предприятия, стратегическое управление, какая деятельность, миссия компании, реализация стратегии, руководитель компании, рядовой сотрудник.


Ключевые слова

стратегическое управление, разработка стратегии, состояние предприятия, развитие предприятий, реализация стратегии

Похожие статьи

Особенности разработки стратегии развития современных предприятий

В статье определена важность стратегии развития. Представлено понятие и классификации стратегии развития. Существует множество подходов к созданию стратегий предприятий. Сегодняшние компании все более осознают значение стратегического планирования и ...

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Факторы устойчивого развития территории

В статье дано определение устойчивого развития территории. Автор рассматривает факторы, оказывающие влияние на устойчивость развития территории. Проведена классификация факторов устойчивого развития территории, которые были объединены в семь блоков. ...

Формирование команды в проектах

Команда проекта — это необходимый элемент в создании проекта, при формировании команды необходимо учесть все аспекты, при которых участники будут взаимодействовать друг с другом, какие барьеры и конфликты могут возникать и как их можно разрешить. В д...

Стратегии управления персоналом организации в современном мире

Статья посвящена стратегиям управления персоналом организации в современных условиях. Рассмотрены шесть наиболее эффективных и отличных друг от друга стратегий, к ним относятся следующие: предпринимательская, динамического роста, прибыльности, ликвид...

Формирование стратегии развития организаций

Сегодняшний темп изменений во внешней среде, увеличение объема знаний и информационных потоков настолько велики, что разработка и реализация стратегии развития предприятия является единственным подходом прогнозирования будущих проблем предприятия и е...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Анализ существующих форматов ресторанов в России и предложения по созданию новых

В условиях постоянно меняющегося ландшафта ресторанной индустрии в России важно проанализировать существующие форматы, чтобы понять, как они адаптируются и развиваются. Понимая текущее состояние ресторанов в России, предприятия могут принимать обосно...

Личностные качества руководителя и стили руководства

Современные условия предусматривают радикальное изменение роли человека в системе управления организацией. Он перестает быть частью технологического процесса и становится важнейшим ресурсом организации, поэтому главной задачей менеджмента является со...

Обзор современных подходов к бизнес-процессам в организации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что бизнес-процессы являются основой в работе всех сотрудников компании, они содержат данные, которые обеспечивают и руководителей, и работников фирмы информацией. Бизнес-процессы необход...

Похожие статьи

Особенности разработки стратегии развития современных предприятий

В статье определена важность стратегии развития. Представлено понятие и классификации стратегии развития. Существует множество подходов к созданию стратегий предприятий. Сегодняшние компании все более осознают значение стратегического планирования и ...

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Факторы устойчивого развития территории

В статье дано определение устойчивого развития территории. Автор рассматривает факторы, оказывающие влияние на устойчивость развития территории. Проведена классификация факторов устойчивого развития территории, которые были объединены в семь блоков. ...

Формирование команды в проектах

Команда проекта — это необходимый элемент в создании проекта, при формировании команды необходимо учесть все аспекты, при которых участники будут взаимодействовать друг с другом, какие барьеры и конфликты могут возникать и как их можно разрешить. В д...

Стратегии управления персоналом организации в современном мире

Статья посвящена стратегиям управления персоналом организации в современных условиях. Рассмотрены шесть наиболее эффективных и отличных друг от друга стратегий, к ним относятся следующие: предпринимательская, динамического роста, прибыльности, ликвид...

Формирование стратегии развития организаций

Сегодняшний темп изменений во внешней среде, увеличение объема знаний и информационных потоков настолько велики, что разработка и реализация стратегии развития предприятия является единственным подходом прогнозирования будущих проблем предприятия и е...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Анализ существующих форматов ресторанов в России и предложения по созданию новых

В условиях постоянно меняющегося ландшафта ресторанной индустрии в России важно проанализировать существующие форматы, чтобы понять, как они адаптируются и развиваются. Понимая текущее состояние ресторанов в России, предприятия могут принимать обосно...

Личностные качества руководителя и стили руководства

Современные условия предусматривают радикальное изменение роли человека в системе управления организацией. Он перестает быть частью технологического процесса и становится важнейшим ресурсом организации, поэтому главной задачей менеджмента является со...

Обзор современных подходов к бизнес-процессам в организации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что бизнес-процессы являются основой в работе всех сотрудников компании, они содержат данные, которые обеспечивают и руководителей, и работников фирмы информацией. Бизнес-процессы необход...

Задать вопрос