Правовой режим объекта концессионного соглашения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.06.2022

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Стецюк, А. Е. Правовой режим объекта концессионного соглашения / А. Е. Стецюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93665/ (дата обращения: 18.12.2024).



Концессионное соглашение представляет собой способ инвестирования частных средств в социально-экономически значимые сферы государства. Законодатель понимает под объектом концессионного соглашения имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне. С учётом ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ст. 3 ФЗ № 115, а также принимая во внимание Федеральный закон № 69 «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», под объектом концессионного соглашения стоит понимать совокупность инфраструктурных объектов и охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, объединенных единой целью использования и привлекательных для инвестиционной деятельности, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне. Такое определение указывает, что для российской действительности характерны инфраструктурные концессии, объектом которых не могут быть природные ресурсы, оказание услуг, выполнение концессионером публичных функций. Также из предложенного определения выводиться особенность концессионных соглашений: объектом концессионных соглашений не могут быть денежные средства, ценные бумаги и нематериальные блага.

Объектом концессионного соглашения, передаваемого концессионеру, в соответствии со ст. 4 ФЗ № 115 является имущество экономической, социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур, а также созданные программы для ЭВМ и имущества, призванного обеспечивать программы для ЭВМ. Эти объекты, согласно ст. 3 указанного ФЗ, концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать [1]. Право собственности на данные объекты принадлежит (при реконструкции объекта) или будет принадлежать (при создании объекта) концеденту, однако на срок концессионного соглашения права владения и пользования объектом передаются концессионеру для проведения реконструкции или модернизации объекта и дальнейшей эксплуатации его.

В ст. 4 Федерального закона № 115 приведен закрытый перечень объектов концессионного соглашения. Однако, в судебной практике встречаются концессионные соглашения, объектами которых являются имущество, не входящее в перечень. Например, системы видеофиксации (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.08.2017

№ Ф10–2908/2017 по делу № А54–3587/2016), кладбище (Постановление АС Северо-Западного округа от 15.12.2014 по делу № А56–81203/2013). Рассмотренные примеры свидетельствует о желании частного бизнеса расширить закрытый перечень объектов.

Не раз поднимался вопрос о возможности сделать перечень объектов открытым путем внесения соответствующего изменения в статью 4 Федерального закона № 115 [4]. Однако следует отметить, что подобное изменение с высокой вероятностью приведёт к злоупотреблению со стороны частных партнеров, желающих реализовать коммерческие интересы с предоставлением льгот (например, льготная арендная плата). Более того подобное изменение Закона о концессионных соглашениях полностью нивелирует различие между такими институтами как государственные и муниципальные закупки и концессионное соглашение.

Кроме того, по концессионному соглашению концедент имеет право для исполнения концессионного соглашения передать во владение и пользование иное имущество, которое находится в его собственности. Пунктом 9 ст. 3 ФЗ № 115 установлено, что такое имущество должно составлять единое целое с объектом концессионного соглашения или предназначено для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности по использованию объекта. Это может быть, как движимое, так и недвижимое имущество. Например, концессионеру может быть передано нежилое сооружение (склад), когда объектом концессионного соглашения является полигон твердых коммунальных отходов, если предусматривается строительство новых очередей полигона [6].

В концессионном соглашении должны быть установлены состав, описание иное имущество, не входящего в объект концессионного соглашения, а также срок, на который передается имущество, цель и порядок возврата. При необходимости на концессионера возлагается обязанность по регистрации обременения права собственности концедента на полученное имущество.

Более того, вместе с объектом концессионного соглашения концессионеру может быть передано иное имущество, которое составляет единое целое с объектом концессионного соглашения или предназначено для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности по использованию объекта. А после внесения изменений в 2018 году объектом концессионного соглашения могут быть программы для ЭВМ и базы данных, которые также включаются в инфраструктурные концессии.

Таким образом, законодатель по сути позволяет публичному партнеру передать любое имущество во владение и пользование частному партнеру, без проведения, необходимого законодательством о защите конкуренции, конкурса.

Интерес в данном случае представляет земельный участок как иное имущество, передаваемое концессионеру. Несмотря на то, что земельный участок неразрывно связан или будет связан с объектом концессионного соглашения, он не может быть объектом концессионного соглашения. Исключение составляет лишь искусственный земельный участок. После создания такого участка и его государственного кадастрового учета он престает быть объектом концессионного соглашения и подлежит передаче концессионеру по отдельному договору — договору аренды, как иное имущество для создания условий осуществления деятельности концессионера [5]. Условие передачи земельного участка являются существенным условием концессионного соглашения.

Законодатель в Федеральном законе № 115-ФЗ указывает на то, что земельный участок, предназначенный для обеспечения деятельности концессионера для выполнения возложенных на него соглашением обязанностей может передаваться концессионеру на праве аренды, субаренды и иных основаниях, предусмотренных соответствующими законодательствами (например, установление сервитута). На практике не встречаются иные основания, участок всегда предаются в аренду или субаренду. Несмотря на закрепленную в законе обязанность концедента предоставить земельный участок концессионеру, при неисполнении ее последним никаких санкций законодательством не предусмотрено. При этом пока земельный участок, лесной участок или водный объект не предоставлены концессионеру, он фактически не может приступить к выполнению концессионного соглашения. Так при строительстве трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» на участках 7 км 543-км 646 и уч. 8 км 640 — км 684 концессионером не были получены все правоустанавливающие документы, разрешающие именно ему выполнять работы по строительству автомагистрали, из-за чего концессионер был привлечен к административной ответственности [7].

Таким образом, для создания или реконструкции концессионеру необходимо предоставить земельный участок, при этом концедент на момент заключения концессионного соглашения может не иметь прав владения, пользования или распоряжения на необходимый земельный участок. В таком случае концедент обязан обеспечить такое предоставление путем заключения соглашения с собственником земельного участка о предоставлении данного участка в аренду с правом передачи его в субаренду или добиться установления сервитута. После заключения соглашения о передаче в аренду земельного участка для реализации концессионного соглашения концессионер не может приступить к исполнению своих обязанностей пока указанное соглашение не будет зарегистрировано в Росреестре, ведь в соответствии со статьей 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Так как, в соответствии с приведенной судебной практикой, на концеденте лежит формальная обязанность обеспечить предоставление земельного участка, то обязанность зарегистрировать договор аренды (субаренды) будет главным образом лежать на концессионере, и только после получения правоустанавливающих документов: зарегистрированного договора аренды земельного участка, последний может приступить к выполнению своих обязанностей по соглашению.

Их приведенного анализа можно сделать следующие выводы:

— дефиниция объекта концессионного соглашения не соответствует фактическому содержанию, которое вкладывает в него законодатель, и требует внесения изменения, которое приведено в данной работе;

— перечень объектов, предусмотренный ст. 4 ФЗ № 115, не в полной мере отражает потребности публично правовых образований и не отвечает желаниям частных субъектов. Однако решение данной проблемы путем внесения в закон и открытие перечня, не улучшит достижения социально-значимых целей государства, а наоборот позволит частным лицам за счет государства и прикрываясь общественными интересами реализовывать свои коммерческие проекты.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в ред. от 27.12.2018 № 525 // Российская газета от 26.07.2005 № 161
  2. Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» в ред. 02.07.2021 // Собрание законодательства от 2020 № 14
  3. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2014 по делу № А56–81203/2013 // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.10.2020)
  4. Килинкаров В. В. Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. N 4. С. 62–103
  5. Огнев В. Н., Попов А. И. Концессионный договор в гражданском праве: монография // Москва: Юрист, 2007. — 147 с
  6. Савельева В. М. Концессионное соглашение как институт гражданского права: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.03 <Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право> // Москва, 2011. — 28 с.
  7. Соглашение о создании и эксплуатации на основе ГЧП автомобильной дороги «Западный Скоростной Диаметр» // https://nch-spb.com/company/agreement/ (дата обращения 24.04.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): концессионное соглашение, земельный участок, концессионер, имущество, договор аренды, заключение соглашения, инвестиционная деятельность, недвижимое имущество, подобное изменение, Российская Федерация.


Задать вопрос