В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности, ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также рассматривается отношение подростков к занятиям йоги.
В ходе работы был выполнен анализ научной литературы, касающейся данной оздоровительной системы, проведено анкетирование среди подростков 16–17 лет чтобы узнать их отношение к данной оздоровительной культуре. Был составлен комплекс упражнений по йоге, который выполнялся в течение месяца экспериментальной группой чтобы выяснить как влияет йога на психические и физические показатели подростков.
Ключевые слова: йога, оздоровительная культура, здоровье человека, эмоциональное и физическое состояние.
Введение
Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных). Данная оздоровительная система направлена на улучшение эмоционального фона, гибкости и баланса, помогает повысить физические показатели и концентрацию внимания. Существенным плюсом йоги является то, что практиками могут заниматься все желающие, как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях, вне зависимости от пола, возраста, религии и физической подготовки.
Актуальность
В современном мире человек окружен множеством факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на его здоровье. Так, большинство людей ведут сидячий образ жизни, что способствует развитию различных заболеваний. Ежедневная умственная нагрузка и стресс приводят к нарушению эмоционального фона, появляется постоянная усталость, замедляется ритм жизни, снижается продуктивность деятельности человека. Решением данных проблем может являться введение в повседневную жизнь йоговских практик.
Цель:
Выяснить, какое влияние оказывают занятия йогой на здоровье человека.
Задачи:
- Ознакомиться с разновидностями йоги, с техникой выполнения упражнений.
- Составить эффективный оздоровительный комплекс упражнений йоги, направленный на улучшение физического и психологического состояния человека.
- Провести эксперимент для подтверждения гипотезы.
Гипотеза:
Регулярные занятия йогой оказывают положительное влияние на физическое и душевное состояние человека.
Объект исследования: учащиеся старших классов в возрасте 16–17 лет.
Предмет исследования: влияние йоговских практик на физическое и психологическое состояние подростков.
История возникновения и развития йоги
История йоги уходит своими корнями в древние времена. Первые упоминания были датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Главными источниками учения йоги являются Веды –это множество духовных текстов, заповедей и законов которые содержат самые ранние учения йоги. Веды возникли около 2500 лет назад и, по мнению верующих, были написаны божествами. Именно в Ведах заложены основные принципы практик, такие как идеалы физической и духовной гармонии. Так же, существует мнение приверженцев йоги, что асаны «придумал» Будда, станцевав танец из 2500 поз.
Становление йоги как самостоятельного, совершенного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11–1 вв. до н. э.). Ему удалось соединить в одном произведении множество практических и теоретических знаний о йоге, передаваемых устно. Именно это открытие Патанджали легло в основу философии йоги, которое многие исследователи считают классической.
Дальнейшее развитие йоги связано с появлением различных направлений, отошедших от классики. Среди них: раджа иога, бхакти иога, джнани иога, йога карма. Все эти практики направлены на познание себя и развитие духовности.
Современная йога является приближенной к хатха — йоге, которая базируется на процессе формирования и управления способностями человеческого тела.
Примерно в девятнадцатом веке практика пришла в Европу, США и Россию. В процессе приспособления практики йоги к новым культурным традициям и временной тенденции из классического учения возникает такое направление, как Агни йога, Аштанга йога, йога Аенгара и др. В современнй культуре йога функционирует как практическая дисциплина, позволяющая вести здоровый образ жизни в изменяющихся условиях, считается прогрессивным направлением и гармонично поселилась практически в каждом фитнес-клубе. Несмотря на это, она продолжает существовать и как направление духовно-философской мысли.
Экспериментальная часть
Методы и организации исследования:
Анализ литературы по исследуемой теме. Составление анкеты и анкетирование. Исследование интересов опрашиваемых в сфере оздоровительных видов спорта. Проведение эксперимента. Наблюдение и анализ полученных результатов.
Объекты исследования
В качестве объекта исследования в анкетировании и эксперименте принимали участие ученики 10 класса в возрасте 16–17 лет.
Анкетирование
В опросе приняло участие 25 учеников, которые высказали свое мнение об оздоровительных занятиях и их влияние на здоровье человека.
Анкета состоит из 7 следующих вопросов:
- Каким способом вы поддерживаете своё физическое здоровье, помимо уроков физической культуры?
- Помогают ли вам занятия спортом улучшить своё эмоциональное состояние?
- Знаете ли вы про существование такой древней практики, как йога?
- Как вы относитесь к занятиям йогой?
- Как вы считаете, способна ли йога улучшить и психологическое, и физическое здоровье человека?
- Какие, по вашему мнению, качества может развить йога у человека?
- Как вы относитесь к введению йоги на урок физической культуры?
Результаты анкетирования
Проведя анкетирование, можно сделать следующие выводы:
- 89,5 % опрошенных учеников поддерживает свое физическое здоровье.
- После занятий спортом у 89,5 % участников анкетирования улучшается эмоциональное состояние.
- 94,4 % человек из опрошенных знакомы с такой древней практикой, как йога.
- 68,4 % учеников относится к йоге положительно.
- По мнению 89,5 % учащихся, йога оказывает положительное влияние и на психологическое, и на физическое здоровье.
- К таким качествам, которые можно развить благодаря занятиям йогой 75,4 % подростков отнесли гибкость, концентрацию внимания и стрессоустойчивость.
- 73,7 % опрошенных учеников относится к введению йоги на урок физической культуры положительно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительное отношение учащихся к занятиям йогой отражает заинтересованность и важность для поддержания здорового образа жизни.
Эксперимент
Для проведения эксперимента я составила определенный комплекс упражнений йогой, который подходит начинающим. Данный комплекс упражнений участники экспериментальной группы выполняли в течение месяца, 3 раза в неделю по 30–40 минут.
Данный эксперимент длился на протяжении месяца. В нем приняло участие 12 человек возрастом от 16 до 17 лет, которые были разделены на 2 группы: контрольная и экспериментальная. Первая группа не занималась оздоровительными практиками, вторая группа выполняла упражнения регулярно 3 дня в неделю около 30–40 минут.
Для определения влияния йоги на физическое состояние человека я взяла проверку физического качества- гибкость. Для того, чтобы проверить уровень гибкости участников эксперимента, я использовала механический способ измерения этого физического качества человека: он основан на измерении линейных мер (с помощью линейки). Измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный — расстояние выше изолинии. Для определения результатов я использовала параметры оценки гибкости по Ж. К. Холодову, В. С. Кузнецову:
Параметры — расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см).
Оценка: +15 — отлично; +5 — хорошо, 0 — удовлетворительно, -5 — плохо.
Для определения показателей концентрации внимания в качестве психологического состояния человека, я использовала методику Мюнстерберга: среди буквенного текста имеются слова, которые нужно как можно быстрее выделить, читая текст. В тексте содержится 25 слов, время выполнения задания — 2 минуты. Хорошим считается результат — 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели — 18 и менее баллов.
Результаты эксперимента
Показатели гибкости
Результаты контрольной группы на 01.03.22:
Общие показатели контрольной группы составили -3,1 см; в процентном количественном отношении: низкий уровень гибкости имели 67 % (4 человека) учеников, средний уровень имели 33 % (2 человека).
Результаты контрольной группы на 01.04.22:
Общие показатели контрольной группы составили -3,3 см; в процентном количественном отношении: низкий уровень гибкости имели 83 % (5 человек), средний уровень имели 17 % (1 человек).
Результаты экспериментальной группы на 01.03.22:
Общие показатели экспериментальной группы составили -3,1 см; в процентном количественном отношении: низкий уровень гибкости имели 66,6 % (4 человека), средний уровень имели 33,4 % (2 человека).
Результаты экспериментальной группы на 01.04.22:
Общие показатели экспериментальной группы составили +3 см; в процентном количественном отношении средний уровень гибкости имели 50 % (3 человека) учеников, высокий уровень имели 50 % (3 человека).
Показатели концентрации внимании
Результаты контрольной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 9 слов после эксперимента, то есть ученики имели низкий уровень концентрации внимания.
Результаты экспериментальной группы: общие показатели экспериментальной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 20 слов после проведенного эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о том, что после систематических занятий йогой в течение месяца у учеников повысился уровень концентрации внимания.
Заключение
Проведя исследование, я пришла к выводу, что йога — это уникальная оздоровительная система. Эффективность занятий йогой заключается в наличии определенной структуры и последовательности выполнения упражнений. Регулярное выполнение комплекса упражнений йоги улучшает показатели гибкости, физическое состояние, а так же повышают концентрацию внимания и психологическое состояние человека. В результате проведенной работы моя гипотеза подтвердились.
Рекомендации: для того, чтобы улучшить своё физическое и психологическое состояние путем освоения такой практики, как йога, следует обратиться к комплексу упражнений, который является наиболее простым и эффективным для начинающих. В результате систематических занятий замечено стабильное улучшение физических показателей и повышение концентрации внимания.
Йога помогает:
— Улучшить концентрацию внимания и развить стрессоустойчивость;
— Восстановить и улучшить эмоциональный фон;
— «Обновить» организм и улучшить гормональный фон;
— Повысить качество сна;
— Улучшить физические качества (силу, гибкость, баланс);
Йога также поможет улучшить кровообращение. В ткани поступает больше кислорода, повышается состоянии волос и кожи, которая приобретает тонус, становится более упругой и подтянутой. Регулярное выполнение упражнений позволяет сохранить тонус, предотвратить появление ранних морщин и возникновение отеков.
Польза йоги для фигуры состоит в том, что она способствует снижению веса и укреплению мышц, при этом тело приобретает гибкость и идеальные пропорции. Наблюдается улучшение осанки и походки. При занятиях йогой происходит стабильное, а главное здоровое, снижение веса. Уменьшается объем желудка, а это ведет к снижению объемов рациона.
Медитации позволяют достичь гармонии между телом и духом. Они помогают познать внутренний мир и достичь душевного равновесия. При занятиях йогой проясняется мышление и развивается целеустремленность. Йога — это замечательная практика, сочетающая в себе позитивное мировоззрение, упражнения для здоровья, хороший досуг и замечательных единомышленников.
Литература:
1. Крапивина Е. А. Физические упражнения йогов. — М.: Знание, 2007.
2. Йога для всех: путь к здоровью / Элис Кристенсэн. — Москва: Эскмо, 2019. — 192 с.
3. Зайцева, И. А. Большая книга йоги / И. А. Зайцева. — М.: Эксмо, 2007. — 192с.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога
5. https://www.publy.ru/post/2156
6. https://www.yoga108.ru/articles/50yogas
7. https://www.clubmango.ru/m/articles/yoga/
8. https://www.yoga108.ru/articles/50yogas
9. https://studbooks.net/640340/turizm/gibkost
10. http://testoteka.narod.ru/pozn/1/26.html