Йога как уникальная оздоровительная система. Влияние йоги на физическое и эмоциональное состояние подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.06.2022

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, О. В. Йога как уникальная оздоровительная система. Влияние йоги на физическое и эмоциональное состояние подростков / О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 260-263. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93673/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности, ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также рассматривается отношение подростков к занятиям йоги.

В ходе работы был выполнен анализ научной литературы, касающейся данной оздоровительной системы, проведено анкетирование среди подростков 16–17 лет чтобы узнать их отношение к данной оздоровительной культуре. Был составлен комплекс упражнений по йоге, который выполнялся в течение месяца экспериментальной группой чтобы выяснить как влияет йога на психические и физические показатели подростков.

Ключевые слова: йога, оздоровительная культура, здоровье человека, эмоциональное и физическое состояние.

Введение

Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных). Данная оздоровительная система направлена на улучшение эмоционального фона, гибкости и баланса, помогает повысить физические показатели и концентрацию внимания. Существенным плюсом йоги является то, что практиками могут заниматься все желающие, как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях, вне зависимости от пола, возраста, религии и физической подготовки.

Актуальность

В современном мире человек окружен множеством факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на его здоровье. Так, большинство людей ведут сидячий образ жизни, что способствует развитию различных заболеваний. Ежедневная умственная нагрузка и стресс приводят к нарушению эмоционального фона, появляется постоянная усталость, замедляется ритм жизни, снижается продуктивность деятельности человека. Решением данных проблем может являться введение в повседневную жизнь йоговских практик.

Цель:

Выяснить, какое влияние оказывают занятия йогой на здоровье человека.

Задачи:

  1. Ознакомиться с разновидностями йоги, с техникой выполнения упражнений.
  2. Составить эффективный оздоровительный комплекс упражнений йоги, направленный на улучшение физического и психологического состояния человека.
  3. Провести эксперимент для подтверждения гипотезы.

Гипотеза:

Регулярные занятия йогой оказывают положительное влияние на физическое и душевное состояние человека.

Объект исследования: учащиеся старших классов в возрасте 16–17 лет.

Предмет исследования: влияние йоговских практик на физическое и психологическое состояние подростков.

История возникновения и развития йоги

История йоги уходит своими корнями в древние времена. Первые упоминания были датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Главными источниками учения йоги являются Веды –это множество духовных текстов, заповедей и законов которые содержат самые ранние учения йоги. Веды возникли около 2500 лет назад и, по мнению верующих, были написаны божествами. Именно в Ведах заложены основные принципы практик, такие как идеалы физической и духовной гармонии. Так же, существует мнение приверженцев йоги, что асаны «придумал» Будда, станцевав танец из 2500 поз.

Становление йоги как самостоятельного, совершенного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11–1 вв. до н. э.). Ему удалось соединить в одном произведении множество практических и теоретических знаний о йоге, передаваемых устно. Именно это открытие Патанджали легло в основу философии йоги, которое многие исследователи считают классической.

Дальнейшее развитие йоги связано с появлением различных направлений, отошедших от классики. Среди них: раджа иога, бхакти иога, джнани иога, йога карма. Все эти практики направлены на познание себя и развитие духовности.

Современная йога является приближенной к хатха — йоге, которая базируется на процессе формирования и управления способностями человеческого тела.

Примерно в девятнадцатом веке практика пришла в Европу, США и Россию. В процессе приспособления практики йоги к новым культурным традициям и временной тенденции из классического учения возникает такое направление, как Агни йога, Аштанга йога, йога Аенгара и др. В современнй культуре йога функционирует как практическая дисциплина, позволяющая вести здоровый образ жизни в изменяющихся условиях, считается прогрессивным направлением и гармонично поселилась практически в каждом фитнес-клубе. Несмотря на это, она продолжает существовать и как направление духовно-философской мысли.

Экспериментальная часть

Методы и организации исследования:

Анализ литературы по исследуемой теме. Составление анкеты и анкетирование. Исследование интересов опрашиваемых в сфере оздоровительных видов спорта. Проведение эксперимента. Наблюдение и анализ полученных результатов.

Объекты исследования

В качестве объекта исследования в анкетировании и эксперименте принимали участие ученики 10 класса в возрасте 16–17 лет.

Анкетирование

В опросе приняло участие 25 учеников, которые высказали свое мнение об оздоровительных занятиях и их влияние на здоровье человека.

Анкета состоит из 7 следующих вопросов:

  1. Каким способом вы поддерживаете своё физическое здоровье, помимо уроков физической культуры?
  2. Помогают ли вам занятия спортом улучшить своё эмоциональное состояние?
  3. Знаете ли вы про существование такой древней практики, как йога?
  4. Как вы относитесь к занятиям йогой?
  5. Как вы считаете, способна ли йога улучшить и психологическое, и физическое здоровье человека?
  6. Какие, по вашему мнению, качества может развить йога у человека?
  7. Как вы относитесь к введению йоги на урок физической культуры?

Результаты анкетирования

Проведя анкетирование, можно сделать следующие выводы:

  1. 89,5 % опрошенных учеников поддерживает свое физическое здоровье.
  2. После занятий спортом у 89,5 % участников анкетирования улучшается эмоциональное состояние.
  3. 94,4 % человек из опрошенных знакомы с такой древней практикой, как йога.
  4. 68,4 % учеников относится к йоге положительно.
  5. По мнению 89,5 % учащихся, йога оказывает положительное влияние и на психологическое, и на физическое здоровье.
  6. К таким качествам, которые можно развить благодаря занятиям йогой 75,4 % подростков отнесли гибкость, концентрацию внимания и стрессоустойчивость.
  7. 73,7 % опрошенных учеников относится к введению йоги на урок физической культуры положительно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительное отношение учащихся к занятиям йогой отражает заинтересованность и важность для поддержания здорового образа жизни.

Эксперимент

Для проведения эксперимента я составила определенный комплекс упражнений йогой, который подходит начинающим. Данный комплекс упражнений участники экспериментальной группы выполняли в течение месяца, 3 раза в неделю по 30–40 минут.

Данный эксперимент длился на протяжении месяца. В нем приняло участие 12 человек возрастом от 16 до 17 лет, которые были разделены на 2 группы: контрольная и экспериментальная. Первая группа не занималась оздоровительными практиками, вторая группа выполняла упражнения регулярно 3 дня в неделю около 30–40 минут.

Для определения влияния йоги на физическое состояние человека я взяла проверку физического качества- гибкость. Для того, чтобы проверить уровень гибкости участников эксперимента, я использовала механический способ измерения этого физического качества человека: он основан на измерении линейных мер (с помощью линейки). Измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный — расстояние выше изолинии. Для определения результатов я использовала параметры оценки гибкости по Ж. К. Холодову, В. С. Кузнецову:

Параметры — расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см).

Оценка: +15 — отлично; +5 — хорошо, 0 — удовлетворительно, -5 — плохо.

Для определения показателей концентрации внимания в качестве психологического состояния человека, я использовала методику Мюнстерберга: среди буквенного текста имеются слова, которые нужно как можно быстрее выделить, читая текст. В тексте содержится 25 слов, время выполнения задания — 2 минуты. Хорошим считается результат — 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели — 18 и менее баллов.

Результаты эксперимента

Показатели гибкости

Результаты контрольной группы на 01.03.22:

Общие показатели контрольной группы составили -3,1 см; в процентном количественном отношении: низкий уровень гибкости имели 67 % (4 человека) учеников, средний уровень имели 33 % (2 человека).

Результаты контрольной группы на 01.04.22:

Общие показатели контрольной группы составили -3,3 см; в процентном количественном отношении: низкий уровень гибкости имели 83 % (5 человек), средний уровень имели 17 % (1 человек).

Результаты экспериментальной группы на 01.03.22:

Общие показатели экспериментальной группы составили -3,1 см; в процентном количественном отношении: низкий уровень гибкости имели 66,6 % (4 человека), средний уровень имели 33,4 % (2 человека).

Результаты экспериментальной группы на 01.04.22:

Общие показатели экспериментальной группы составили +3 см; в процентном количественном отношении средний уровень гибкости имели 50 % (3 человека) учеников, высокий уровень имели 50 % (3 человека).

Показатели концентрации внимании

Результаты контрольной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 9 слов после эксперимента, то есть ученики имели низкий уровень концентрации внимания.

Результаты экспериментальной группы: общие показатели экспериментальной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 20 слов после проведенного эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о том, что после систематических занятий йогой в течение месяца у учеников повысился уровень концентрации внимания.

Заключение

Проведя исследование, я пришла к выводу, что йога — это уникальная оздоровительная система. Эффективность занятий йогой заключается в наличии определенной структуры и последовательности выполнения упражнений. Регулярное выполнение комплекса упражнений йоги улучшает показатели гибкости, физическое состояние, а так же повышают концентрацию внимания и психологическое состояние человека. В результате проведенной работы моя гипотеза подтвердились.

Рекомендации: для того, чтобы улучшить своё физическое и психологическое состояние путем освоения такой практики, как йога, следует обратиться к комплексу упражнений, который является наиболее простым и эффективным для начинающих. В результате систематических занятий замечено стабильное улучшение физических показателей и повышение концентрации внимания.

Йога помогает:

— Улучшить концентрацию внимания и развить стрессоустойчивость;

— Восстановить и улучшить эмоциональный фон;

— «Обновить» организм и улучшить гормональный фон;

— Повысить качество сна;

— Улучшить физические качества (силу, гибкость, баланс);

Йога также поможет улучшить кровообращение. В ткани поступает больше кислорода, повышается состоянии волос и кожи, которая приобретает тонус, становится более упругой и подтянутой. Регулярное выполнение упражнений позволяет сохранить тонус, предотвратить появление ранних морщин и возникновение отеков.

Польза йоги для фигуры состоит в том, что она способствует снижению веса и укреплению мышц, при этом тело приобретает гибкость и идеальные пропорции. Наблюдается улучшение осанки и походки. При занятиях йогой происходит стабильное, а главное здоровое, снижение веса. Уменьшается объем желудка, а это ведет к снижению объемов рациона.

Медитации позволяют достичь гармонии между телом и духом. Они помогают познать внутренний мир и достичь душевного равновесия. При занятиях йогой проясняется мышление и развивается целеустремленность. Йога — это замечательная практика, сочетающая в себе позитивное мировоззрение, упражнения для здоровья, хороший досуг и замечательных единомышленников.

Литература:

1. Крапивина Е. А. Физические упражнения йогов. — М.: Знание, 2007.

2. Йога для всех: путь к здоровью / Элис Кристенсэн. — Москва: Эскмо, 2019. — 192 с.

3. Зайцева, И. А. Большая книга йоги / И. А. Зайцева. — М.: Эксмо, 2007. — 192с.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога

5. https://www.publy.ru/post/2156

6. https://www.yoga108.ru/articles/50yogas

7. https://www.clubmango.ru/m/articles/yoga/

8. https://www.yoga108.ru/articles/50yogas

9. https://studbooks.net/640340/turizm/gibkost

10. http://testoteka.narod.ru/pozn/1/26.html

Основные термины (генерируются автоматически): занятие йогой, экспериментальная группа, йог, контрольная группа, комплекс упражнений, концентрация внимания, процентное количественное отношение, уровень гибкости, физическая культура, физическое здоровье.


Похожие статьи

Йога в школе. Влияние йоги на эмоциональное состояние подростков

В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности и духовой практики, рассматривается ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также изучается отношение подростков к занятиям йоги....

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Эмоциональное развитие дошкольника средствами физической культуры и йоги

Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольника, как базовой основы личностного развития человека с использованием методического комплекса на основе физических упражнений, психогимнастических игр и средств хатха-йоги.

Психолого-педагогические аспекты физкультуры

В статье анализируются педагогический и психологический аспекты физического воспитания студентов. Рассматриваются факторы, влияющие на психологическое состояние и то, чему в целом происходит обучение студентов на занятиях физкультуры. Также, описывае...

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Роль психолого-педагогического потенциала каратэ киокусинкай в формировании личности в подростковом возрасте

В работе рассматривается влияние каратэ киокусинкай как синтеза тренировочных и воспитательных воздействий с целью формирования гармонично развитой личности подростка. Изучена проблема влияния педагогического потенциала каратэ на становление нравстве...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Похожие статьи

Йога в школе. Влияние йоги на эмоциональное состояние подростков

В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности и духовой практики, рассматривается ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также изучается отношение подростков к занятиям йоги....

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Эмоциональное развитие дошкольника средствами физической культуры и йоги

Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольника, как базовой основы личностного развития человека с использованием методического комплекса на основе физических упражнений, психогимнастических игр и средств хатха-йоги.

Психолого-педагогические аспекты физкультуры

В статье анализируются педагогический и психологический аспекты физического воспитания студентов. Рассматриваются факторы, влияющие на психологическое состояние и то, чему в целом происходит обучение студентов на занятиях физкультуры. Также, описывае...

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Роль психолого-педагогического потенциала каратэ киокусинкай в формировании личности в подростковом возрасте

В работе рассматривается влияние каратэ киокусинкай как синтеза тренировочных и воспитательных воздействий с целью формирования гармонично развитой личности подростка. Изучена проблема влияния педагогического потенциала каратэ на становление нравстве...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Задать вопрос