Актуальность введения ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс способствует созданию насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Ключевые слова: конструирование, ПДД, технологии.
Современное общество активно обсуждает проблему безопасности детей на дорогах. Многолетние усилия педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию системы наборов LEGO, которая нашла широкое применение во всем мире и в образовательной системе в том числе.
Конструктор ЛЕГО является уникальным явлением в мире игр детей, позволяющим всем общаться на одном языке — языке игры. Самой большой его ценностью является то, что он дает ребёнку возможность не только собрать игрушку, но и играть с нею, видоизменяя и преобразуя её, исходя из собственного замысла или необходимости дополнения игровой обстановки.
Конструирование начинается с постепенного знакомства с конструктором LEGO: цвета и формы фигурок, рассмотрения деталей, первых попыток построить предметы по своему усмотрению.
Работа по изучению правил дорожного движения и дорожной азбуки с помощью конструкторов «LEGO» в детском саду проходим с детьми разного возраста. Вот примерный перечень тем, которые можно изучить, используя LEGO –конструирование:
– «Мы маленькие пешеходы»
– «Шагай осторожно»
– «Найди пешеходов нарушителей»
– «Мы на улицах города»
– «По пути в детский сад»
На начальном этапе дошкольники в младшей группе учились работать с конструктором, а затем произошел постепенный переход к основному этапу знакомства с дорожной азбукой. Дети конструировали светофор, дорогу, элементарные автомобили. Знакомство со светофором следует начать с изучения основных цветов: красный, желтый и зеленый. Через игры «Зажги свой огонёк», «Весёлый светофор» (создавали модель светофора по образцу). Дошкольники усваивают необходимую терминологию, связанную с названием деталей и местом их расположения, осваивают механизм соединения деталей. Воспитанники познакомятся со светофором, его видами, усвоили правила безопасного перехода улицы. Также, знакомясь с различным видом транспорта, дети узнали многие профессии людей, работающих на данном транспорте (экскаваторщик, тракторист, таксист, водитель автобуса и т. д.).
Таим образом, использование LEGO-конструирования решало задачи развивающего и познавательного характера.
Полученные знания можно закрепить стихотворениями, относящимися к данной теме.
У светофора
У дороги светофор,
Мне знаком он с давних пор.
Свет зеленый он включил,
Я не сразу поспешил.
Нет машин ли на пути?
Путь открыт — могу идти.
Одна из первых тем по изучению ПДД с помощью LEGO — конструирования — это «Пешеходный переход». С детьми строятся дорожки для пешеходов и автомобилей. Происходит знакомство с цветами «белый» и «черный», с понятиями «узкая дорога — широкая дорога», рассматриваются правила поведения пешеходов на дорогах:
– нельзя перебегать через дорогу;
– в начале пути надо посмотреть налево и направо, а затем начинать переход.
Следующий период охватывал возрастную категорию дошкольников средней группы. В этот этап работы дети знакомятся с конструктором LEGO DUPLO, с его основными деталями, способами скрепления кирпичиков. Конструирование по условиям , как правило, обрамляется игровой ситуацией и предполагает создание знакомых ребёнку конструкций с учётом игровых требований (размер, ширина, высота), например, чтобы по мосту мог проехать автомобиль и т. д.
С помощью LEGO — человечков можно проигрывать ситуации «Грамотный пешеход», «Переходим правильно». Повторять правила движения пешехода по тротуару через игру «Дальняя сторона».
Свободное экспериментирование со строительным материалом позволяет развивать творческие и игровые способности воспитанников.
Кроме того, обучение навыкам конструирования является первым шагом в профессиональной ориентации дошкольников.
Работа с конструктором LEGO «Спасательная техника» знакомит детей с автомобилями экстренных служб: полиция, скорая помощь и пожарная машина. С каждым видом транспорта следует знакомиться отдельно. При изучении полицейских автомобилей можно построить с детьми полицейский участок, автостоянку для полицейского транспорта. Так нестандартно можно познакомиться с профессией полицейского.
Следующий этап охватывает возрастную категорию дошкольников старшей группы. Самым сложным видом, опирающимся на освоение знаковой функции мышления, является конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребёнка представлений о создаваемой постройке, плана её создания, а также знаний о приёмах и материалах, с помощью которых их можно сделать, и т. д. Считается, что этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка
Дети учатся простейшим основам механики (устойчивость конструкций, прочность соединения). Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей. Закрепляют понятия: «Будь заметным на дороге», «Светоотражающие элементы». С помощью игры «Я внимательный пешеход» повторить правила перехода через дорогу: не бежать, не метаться по дороге и не замирать на месте.
Вся работа по формированию знаний ПДД у детей с применением LEGO-конструирования позволяет исключить перенос учебно-дисциплинарной модели образования; перейти на новые технологии в работе с дошкольниками; сформировать понимание значимости соблюдения правил дорожного движения; расширить представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; закрепить навыки адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыки личной безопасности; способствовать возникновению ощущения социальной безопасности и эмоционального комфорта.
Дети с удовольствием изучают детали конструктора, знакомятся со схемами, а также с различными способами соединения деталей в конструкцию. Были просмотрены LEGO-мультфильмы, обучающие презентации и видеоролики. Воспитанники решали проблемные ситуации, отгадывали загадки, рассуждали, а также слушали тематические истории и рассказы. По завершению конструктивной деятельности дети обыгрывали постройки и конструкции, придумывали сюжеты, моделировали ситуации.
Таким образом, изучение правил дорожного движения с использованием LEGO — технологий позволяет познавать материал в нестандартной форме: через игру, через развитие творческого мышления детей. Использование конструирования развивает у ребят наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость и усидчивость. А эти свойства так необходимы сегодня для освоения основ безопасной жизнедеятельности.
Литература:
- Емельянова И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2016. — 131 с.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. — М., 2017. — 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1. — С. 52–54.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 243 с.