В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как для образовательных учреждений, так и для родителей детей и подростков.
Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическая грамотность, образовательная среда, подросток.
Ключевую роль в жизни ребенка и подростка играет институт образования. Для того, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровым, и его личность могла активно развиваться и жить в современном обществе, в том числе и иметь возможность адаптироваться к новым современным реалиям, необходимо создать безопасную среду взросления для него, то есть создать психологически безопасную образовательную среду. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их психологическое и физическое развитие, а также обеспечение их безопасности. Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены различные условия, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся с обеспечением их всем необходимым для гармоничного развития и воспитания.
Понятие психологической безопасности неоднородно. И. А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].
Безопасная образовательная среда, по мнению И. А. Баевой, является такой средой, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Исходя из этого, мы можем и выявить основные компоненты безопасности образовательной среды школы [2].
Особенности образовательной среды определяют значимость и специфику решения вопросов обеспечения безопасности детства и подростничества. Стабильные условия окружающей среды особенно важны для ребенка, тем не менее, возможность удовлетворения потребностей и выполнения некоторых функций деятельности неизменно зависят от окружения ребенка и подростка: взрослые и другие дети. Поэтому, образовательное пространство в школе и вне ее должно обеспечивать не только решение образовательных задач, но и удовлетворение вышеназванной базисной потребности в безопасности. Нарушение потребности в безопасности приводит к тяжелым отсроченным последствиям (различные симптомы психических нарушений, а так же невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя, потеря перспектив и пр.) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одной конкретной личности, но и целых социальных групп. Мы можем назвать это угрозой безопасности образовательной среды.
Также мы можем выделить ряд факторов риска нарушения безопасности образовательной среды: недостаточное обеспечение педагогическими кадрами; недостаточная квалификация кадров или излишняя консервативность взглядов педагогов, касаемых воспитания и обучения детей; недостаточное обеспечение материально-технической базы, в том числе и отказ опытных педагогов работы с информационно-коммуникационными технологиями; низкая активность социально-психологической службы образовательной организации, в том числе несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья; низкая активность обучающихся и педагогов; несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта; уровень воспитания и культуры; личностно–психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса и пр.
Совокупность данных факторов представляет собой угрозу безопасности образовательной среды и благополучного развития детей и подростков.
Мы можем сделать вывод, что психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной среды школы неразрывно связаны друг между другом.
Одна из самых больших угроз для психологического благополучия и безопасности обучающихся — низкая психологическая грамотность субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).
Психологическая грамотность , в нашем понимании — это информация и знание о себе, как о субъекте взаимоотношений, о других, как об объекте взаимоотношений, о ситуации (ситуациях) в которых могут столкнуться объект и субъект, об объективной реальности, в которой живет человек и о взаимоотношениях человека с миром [1].
На наш взгляд, человеку важно осознавать, понимать и знать свои особенности поведения и эмоциональные реакции, в том числе и стрессовых ситуациях и содействовать тому, чтобы реакции на стресс не были разрушительны как для него, так и для общества. Помимо этого, человеку необходимо осознавать, что другие люди так же могут различно реагировать на стрессовые ситуации и такое поведение, являясь как бы «неправильным» для него, является нормой. То есть, по нашему мнению, психологически грамотному человеку важно умение рефлексии и знание базовых основ психологии.
Стоит отметить, что в силу возрастных особенностей детей, в процессе взросления только формируется умение рефлексии и осознания своих эмоций и поведения, поэтому, взрослому важно не только обучить ребенка рефлексировать, а показать, что эмоциональные реакции бывают разные. Кроме того, взрослому важно показать и привить нормы поведения в обществе и нормы взаимодействия и общения с людьми.
Стоит отметить, что в детстве и подростничестве внешние воздействия оцениваются крайне субъективно: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется безопасным для одного — для другого ребенка может иметь разрушительное влияние. Эмоции глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, если отсутствует проработка негативных эмоций. Некий «эмоциональный взрыв» может проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, девиантном и аддиктивном поведении ребенка, а так же, как мы и писали выше, в физических проявлениях — различных заболеваниях [3].
Тем не менее, для того, чтобы ребенок вырос психологически грамотным, а так же здоровым, близкие взрослые ребенка должны быть такими. В последнее время, нами отмечена тенденция, что многие родители и педагоги не придают внимания психологическому благополучию ребенка в силу культурно — исторического развития общества, когда данные родители и педагоги росли.
В условиях современности, важно уметь адаптироваться к новым реалиям жизни, но, не все люди это осознают и стремятся к этому. Поэтому, таких взрослых мы так же можем отнести к факторам риска нарушения как психологической безопасности образовательной среды, так и к угрозе нарушения психологического благополучия ребенка.
Литература:
- Азимова З. Х. Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности /З. Х. Азимова/ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 52. — С. 7–20.
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании/ И. А. Баева/ СПб: Изд — во «СОЮЗ», 2002.
- Прихожан A. M., Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития/ А. М. Прихожан //