В настоящей статье рассматривается основная проблема действующего трудового законодательства в отношении несовершеннолетних творческих работников и спортсменов — отсутствие нормы о минимальном возрасте таких лиц. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике российского и американского права в сфере трудовых отношений несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний творческий работник, несовершеннолетний спортсмен, трудовые отношения, минимальный возраст, правовой статус.
Несовершеннолетние творческие работники–это лица в возрасте до 14 лет, которые работают в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с целью участия в создании и исполнении произведений. Однако, данный перечень далеко неисчерпывающий, в доктрине ставится вопрос является ли работа на детском телевидение (участие лиц до 14 лет в разных детских или подростковых передачах, рекламы детского питания и т. д.) законодательно обоснованными, ведь минимального порога в Трудовом Кодексе Российской Федерации [1] не предусмотрено, поэтому иногда ребенок не может даже осознать то, что является актером и участвует в съемке. Более того, видео-съемочные группы в соответствии с законом не имеют право привлекать к труду лиц до 14 лет. Это ведет к тому, что данная категория лиц в лице своих представителей выведена за рамки законодательного регулирования, следовательно лишается предусмотренных гарантий. Нормы о минимальный возрасте таких лиц, благодаря которой разрешалось бы вступать в трудовые правоотношения вообще не установлен, что предполагает участие лиц любого возраста. Однако этот вопрос затронут международным правом, в частности, Декларация прав ребенка ООН [2] и конвенция о правах ребенка [3]. В соответствии с данными международными документами считается, что государство (обязательно) должно само устанавливать минимальный возраст для приема на работу.
Для справедливой реализации международных норм государство должно оперировать статьей 20 ТК РФ и Конвенцией № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» [4], то есть степенью осознанности вступления лица в трудовые отношения. Следовательно, опираясь на социальный, биологический и психофизический анализ должен быть установлен минимальный возраст, чтобы избежать неясности в правоприменительной деятельности.
Также, в законодательстве остается неурегулированным вопрос участия лиц до 14 лет в киносъемках. Изначально данного аспекта касалось Постановление НКТ РСФСР от 12 июля 1933 г. N 17, которое утратило силу. Новой попытки замять законодательный пробел пока что не предпринималось. К чему же ведет подобная ситуация на практике? Все предельно просто, на практике работодатели без каких-либо ограничений используют детский труд.
Согласно статье 348.8 ТК РФ допускается вступление несовершеннолетнего спортсмена в возрасте до 14 лет в трудовые отношения. Это возможно благодаря согласию одного из родителей или разрешения органа опеки и попечительства, которое выдается на основании предварительного медицинского осмотра. В данной ситуации трудовой договор подписывают родители (опекун или усыновитель) от имени несовершеннолетнего. В разрешении органа опеки и попечительства фиксируется предел допустимой продолжительности ежедневной работы спортсмена во возрасте до 14 лет, а также ряд условий, в соответствии с которыми работа выполняется без ущерба для здоровья.
Есть еще одна группа лиц, которую фактически можно считать исключительной в данном спектре освещения темы — это несовершеннолетние спортсмены, которые имеют некоторые особенности в определении безопасных условий труда, так как пункт об определении запретительных мер в связи с передвижением тяжести на тележке и переноски их вручную определяется в зависимости от плана подготовки к спортивным соревнованиям (ч. 4 ст. 348.8, ст. 348.9 ТК РФ), физические нагрузки устанавливаются медицинским заключением.
Хотелось бы подтвердить сложившейся “возрастной вопрос” касательно данных групп лиц сравнительной характеристикой. В результате беседы с практикующим юристом, работающем в центре экономического и инвестиционного чуда — Нью-Йорк (Манхеттен), было выявлено, что основным документом, который ограничивает занятость и злоупотребление работающих детей, является закон о справедливых трудовых стандартах (FLSA), а также региональные акты штатов по определению возрастных критериев работы несовершеннолетних (минимальный возрастной порог).
Главное отличие трудоустройства несовершеннолетних в США и России является возраст вступления в трудовые отношения: По общему правилу в Российской Федерации–это 16 лет, а в США–15, также стоит отметить, что в отличии от отечественного законодательства в Соединенных штатах Америки определен четкий перечень вида работ для каждого соответствующего возраста (с 15 лет).
Таким образом, в штате Канзас минимальный возраст для работника составляет 14 лет, в штате Джорджия- 12 лет или же в штате Индиана дети до 14 лет имеют право работать только разносчиками газет, помощником основного игрока в гольфе или помогать по хозяйству у родителей. Соответственно, ребенок до 12 лет может работать только на родительской ферме.
Также была выявлена разница между законом о занятости населения до 18 лет штата и федеральным законом. В США, как известно, хороший баланс полномочий между федеральным центром и штатами, но корни данного явления лежат в Конституции и исторически сформированных предпосылках, ведь именно колонии создали федеральную власть в качестве координационного центра, что отличает формирование единого правового и государственного поля от многих государств (вектор направления имеет существенное значение). Это значит, что исходной точкой является закон штата. Фактически федеральный закон сформирован в более произвольной форме, и в нем не предусмотрено такое количество запретов, ограничений и жестких санкций, которые устанавливают штаты. Широко распространено в практике США следующее правило: “следует соблюдать тот закон, который предусматривает больше ограничений и больший уровень защищенности работников”. В штате Нью-Йорк местный закон более консервативен, например, сбором фруктов могут заниматься работники 13 лет круглый год (внешкольное время) при согласии родителей (опекуна), в Нью-Йорке то же самое, но только во время летних каникул.
Более того, если рассматривать некоторые штаты с меньшей урбанизацией, например, штат Айдахо, который в основном занимается растениеводством и фермерством, им нужен человеческий ресурс, ввиду этого аспекта можно предположить, что в этом случае не будут распространяться такие ограничения, как в том же Нью-Йорке. Федеральный закон в свою очередь считается более “расслабленным” в сравнении с законом штата Нью-Йорк, но федеральный закон создает более высокую планку для законодательного регулирования в штате Айдахо (на который последний штат должен опираться).
В связи с выявленными законодательными пробелами и недоработками, предлагается предусмотреть в законодательстве общий минимальный возраст труда несовершеннолетних. Из элемента компаративистики и особенностей менталитета, национального законодательства мне представляется возможным опираться на 6-летний возрастной порог, исходя из убеждений, перечисленных выше.
На сегодняшний день, к сожалению, ситуация на рынке труда в отношении несовершеннолетних претерпевает упадок в спросе и повышением профессиональных требований к молодым специалистам. Данный феномен обусловлен стереотипным мышлением (отсутствие стажа работа, интереса или низкий социальный статус) и риском, который работодатель не желает брать на себя. Тем не менее, молодые работники имеют ряд значительных преимуществ, к примеру, социальная группа характеризуется способностью к быстрой адаптации и большим количеством энергии, профессиональная мобильность и, как правило, несовершеннолетние не погружены в проблематику зарабатывания денег или осемействования. Однако, этим вопросом постоянно занимаются на федеральном и региональном уровне благодаря реализации программ трудоустройства молодежи. Например, Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2016–2020 годы» [6], которая сформировала основные приоритетные направления молодежной политики в России или же в Москве предусмотрено квотирование рабочих мест для подростков.
Также, если обратиться к федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» [5] органы занятости помогают организовать проведение оплачиваемых общественных работ с целью преодоления безработицы, сохранения трудового потенциала несовершеннолетних и обеспечения временной занятости. Закон формирует экономические, правовые и организационные основы государственной политики содействия занятости населения (гарантия по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы).
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001 (Дата обращения: 25.06.22)
- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года // Международное право в документах. М., 1982. (Дата обращения: 26.06.22)
- Конвенция о правах ребенка от 22 ноября 1989 года // Вестник МИД СССР. 1990. № 7. (Дата обращения: 26.06.22)
- О минимальном возрасте для приема на работу: Конвенция № 138 Международной организации труда. Заключена в г. Женеве 26.06.1973 // Международное бюро труда. — 1991. — С. 1703–1710. (Дата обращения: 27.06.22)
- Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991г. в редакции № 36-ФЗ от 20 апреля 1996г. с изменениями и дополнениями от 27 июля 2010г. № 227-ФЗ // Рос. газета. — 2010. (Дата обращения: 28.06.22)
- Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2016–2020 годы». Министерство образования и науки Российской Федерации — М., 2015 (Дата обращения: 28.06.22)