Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 02.07.2022

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Хайруллина, Ю. Р. Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации) / Ю. Р. Хайруллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93719/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Ключевые слова : принцип разделения властей, государственная власть, ветви власти, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, Президент, форма правления.

В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1].

Несмотря на то, что государственная власть делится на три ветви, многие органы находятся за пределами этой системы. В связи с этим, многие авторы называют и другие ветви власти. Например, С. А. Авакьян предлагает выделить следующие:

1) учредительная (принятие Конституции РФ народом или Конституционным Собранием);

2) народная (принятие народом на референдуме законов или решение других вопросов государственного значения — если речь не идет о новой Конституции);

3) президентская;

4) законодательная;

5) исполнительная;

6) судебная;

7) прокурорская;

8) избирательная;

9) финансово-банковская;

10) контрольная или контрольно-надзорная, если подразумевать при этом такие надзорные органы, как горный надзор, атомный надзор и др., связывая прокурорский надзор с отдельной ветвью власти [2, с. 379].

Следует отметить, что наличие множества государственных органов принципу разделения властей не противоречит, поскольку разрастание государственного механизма способствует реализации главной задачи идеи разделения властей, а именно предотвращению узурпации власти. Но все-таки главную роль в управлении страной играют законодательные, исполнительные и судебные органы, в связи с чем ветвями государственной власти (или важнейшими из них) следует признавать только данные органы [3, с. 33].

Еще одним аспектом содержания принципа разделения властей в современных исследованиях чаще привязывают к определенной форме правления, в рамках которой та или иная модель существует. Например, Л. М. Энтин в своей книге рассматривает разделение властей в президентской республике (американский вариант), разделение властей в парламентарных монархиях и республиках, разделение властей в странах со смешанной формой правления (опыт Французской Республики), разделение властей в развивающихся странах [4, с. 61].

На первый взгляд Конституция РФ выстраивает схему, вполне отвечающую идее институционально сильного главы государства, способного не только эффективно охранять суверенитет и государственную целостность страны, но и обеспечивать один из сущностных признаков демократической организации — реальное политическое многообразие [5, с. 32].

С другой стороны, ч. 1 ст. 11 гласит: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» [1].

Таким образом, возникает вопрос: входит ли Президент в одну из ветвей власти или он находится вне системы разделения властей, над всеми властями?

Некоторые ученые считают, что Президент входит в состав исполнительной власти, так как издает указы и распоряжения, назначает правительство РФ и федеральных министров [6]. К тому же в прежней Конституции он был официально отнесен к этой ветви. Но все-таки Президент объявляется главой государства и от исполнительной власти официально отделен. Тем не менее, после внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 г. Президенту РФ фактически отводится главенствующая роль в системе исполнительной власти. Так, в действующей редакции ч. 1 ст. 110 Конституции РФ закреплено положение о том, что «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации» [1]. Во-первых, Президент РФ, который осуществляет «общее руководство» исполнительной властью, не стал Председателем Правительства РФ, а общий контроль над государственными органами Президент РФ был уполномочен осуществлять и ранее. Во-вторых, широкий объем полномочий Президента РФ в отношении исполнительной власти, фактическое влияние на Правительство РФ и с недавних пор — конституционное закрепление руководящей роли Президента РФ в системе исполнительной власти — все это позволяет говорить об интеграции президентской власти в структуру исполнительной [7, с. 156].

Вряд ли его можно отнести и к законодательной власти, хотя он и участвует в законодательном процессе, может вносить законопроекты, подписывает и обнародует законы, а в определенных ситуациях, — когда нормативное регулирование необходимо, но законы запаздывают, — может регулировать общественные отношения своими указами (такие акты носят временный характер и с появлением закона должны быть отменены либо приведены в соответствие с ним) [2, с. 378]. В частности, примером влияния на законотворческий процесс в стране является заявление Президента РФ о проведении пенсионной реформы в РФ в 2018 году [6].

К судебной власти его также отнести нельзя.

Многие исследователи статуса Президента РФ предлагают выделить власть Президента из традиционной триады и рассматривать его статус как особую «четвертую», президентскую ветвь власти.

При характеристике формы правления в России в любом случае делается акцент на президентской власти, поскольку она проявляется в государстве ярче остальных. Так, российская модель разделения властей имеет существенный дисбаланс, связанный со статусом и объемом полномочий главы государства, которые возвышают его над другими ветвями, и предоставляют ем ведущую роль в ее трехкомпонентной системе.

Подводя итог, хочется сказать, что теория разделения властей сегодня признана политико-правовым идеалом. В России имеются свои особенности реализации данной теории. Таким образом, можно выделить особенности принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики в Российской Федерации:

– дисбаланс, связанный со статусом и объемом полномочий главы государства, которые возвышают его над другими ветвями, и предоставляют ему ведущую роль в трёхкомпонентной системе;

– гипертрофированная роль в государственном механизме Президента РФ, тем более — его Администрации, а в некоторой степени и некоторых иных органов (например, избирательных комиссий, которые в избирательном процессе должны выполнять чисто технические функции, а также прокуратуры, сохранение за которой общего надзора позволяет ей оставаться непропорционально влиятельным органом);

– перекос сил в пользу исполнительных органов;

– три ветви власти слишком тесно сотрудничают и делегируют друг другу полномочия;

– не совсем ясно место главы государства в данной теории, хотя его действия ограничены Конституцией, требуется расширенная регламентация взаимодействий всех ветвей власти и их взаимодействие с Президентом;

– не в полной мере реализуется независимость судебной власти, по-видимому, сказываются негативные последствия коррупции высших эшелонов власти;

– влияние федеративного политико-территориального устройства на реализацию принципа разделения властей. Происходящие перемены законодательства в большей степени характеризуют централизацию государственной власти, нежели разграничение ее между Российской Федерацией и ее субъектами.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445)) // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  2. Авакьян , С. А. Конституционное право России: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — М.: 5-е изд. Норма: ИНФРА-М, 2014. — 864 с.
  3. Алебастрова, И. А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. — 2017. — № 9. — С. 25–33.
  4. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. — М.: юрид. Лит, 1995. — 175 с.
  5. Краснов, М. А. Российская система власти: треугольник с одним углом / М. А. Краснов, И. Г. Шаблинский. — М.: Институт права и публичной политики, 2008. — 202 с.
  6. Кудинов, А. С. Принцип разделение властей: теория и практика применения этого принципа в государственном устройстве современных государств // SCI-ARTICLE: сайт. Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1535488847 — Загл. с экрана.
  7. Фарикова, Е. А. Современные проблемы организации публичной власти // Современная научная мысль. — 2021. — № 1. — С. 153–157.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, ветвь власти, разделение властей, судебная власть, Конституция РФ, орган, Президент РФ, законодательная власть.


Похожие статьи

Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления

В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения вла...

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти

Статья посвящена изучению принципа разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Приведены примеры из политико-правовых учений таких ученых как Платон, Аристотель, Монтескье. Изучен зарубежный опыт принципа разделен...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Некоторые особенности федеральной исполнительной власти в Российской Федерации

Эффективность и результативность государственной политики во многом обусловлена деятельность органов исполнительной власти. Автором на основе анализа законодательства Российской Федерации выявлены особенности современной системы региональных органов ...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Проблемы организации исполнительной власти в субъекте РФ

В статье проанализированы проблемы модернизации структуры исполнительной ветви власти на уровне субъектов РФ.

Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной

В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделат...

Похожие статьи

Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления

В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения вла...

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти

Статья посвящена изучению принципа разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Приведены примеры из политико-правовых учений таких ученых как Платон, Аристотель, Монтескье. Изучен зарубежный опыт принципа разделен...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Некоторые особенности федеральной исполнительной власти в Российской Федерации

Эффективность и результативность государственной политики во многом обусловлена деятельность органов исполнительной власти. Автором на основе анализа законодательства Российской Федерации выявлены особенности современной системы региональных органов ...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Проблемы организации исполнительной власти в субъекте РФ

В статье проанализированы проблемы модернизации структуры исполнительной ветви власти на уровне субъектов РФ.

Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной

В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделат...

Задать вопрос