Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Сагунбаева, А. Ш. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся / А. Ш. Сагунбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93726/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное образование призвано подготовить личность обучающегося к полноценной реализации и жизни в современном обществе. Данную задачу решают все ступени образовательных организаций, куда входит и школа. Основным качеством развитой личности является ее готовность и способность обучаться в течение всей жизни, поскольку современные социальные условия и информация очень быстро меняются. В этих условиях важнейшим качеством развитой личности становится ее познавательная активность, поскольку именно она, что подтверждается мнениями исследователей, является факторов «формирования социально-значимых качеств личности в процессе учебной деятельности» [1, с. 44].

Познавательная активность рассматривается в работах авторов как форма самореализации школьника в обучении, что требует от педагога высокого уровня организации образовательного процесса, в условиях которого происходит становление и развитие данного качества. Полагаем возможным развитие познавательной активности на основе заинтересованности школьника процессом образования, поскольку интерес к обучению признается важнейшим фактором поддержания познавательной активности школьника.

Требования к организации современного урока также претерпели изменения. Вследствие широкого распространения интернет-коммуникации, а также небывалого развития технических и мобильных устройств в жизни молодого поколения, психологические параметры личности современного школьника изменились. Пока нет остаточного количества психологических исследований, разрабатывающих данное утверждение, однако данные изменения отмечены большинством педагогов.

Мы полагаем, что изменение жизненного уклада влияет на личность человека, ведь изменение — это естественный отклик на условия развития.

Таким естественным явлением, отражающим указанные процессы, стало изменение параметров восприятия информации современным школьником, что необходимо учитывать при организации эффективного образовательного процесса. В частности, что подтверждается нашим педагогическим опытом, у ребят сократилась способность концентрироваться на одном материале, сократился и объем воспринимаемой информации. Одновременно нарастает объем информации о росте гиперактивности обучающихся, повышении уровня утомляемости, потребности современного школьника к постоянной смене деятельности.

Таким образом, мы определяем задачей исследования изменение организации образовательного процесса с целью развития познавательного интереса школьника. Полагаем, это возможно в процессе использования информационно-коммуникационные технологий. Основанием данного положения являются идеи современных ученых и практиков о необходимости реализации языкового образования с опорой на компьютерных технологий или «электронное обучение» [2, с. 5].

Говоря о преподавании языка, исследователи (Бартош Д. К., Гальскова Н. Д., Харламова М. В.) отмечают, что эффективность обучения зависит от двух важнейших параметров:

— «согласованности и взаимосвязанности преподавательской деятельности учителя и учебной деятельности учащегося, направленной на усвоение языка» [2, с. 9];

— от решения преподавателя использовать определенные психолого-педагогические и организационно-технологические опции.

Мы, ориентируясь на требования ГОСО РК (государственные стандарты образования), добавим, что сегодня возникла необходимость формирования у школьников помимо коммуникативных предметных навыков также достаточного уровня информационной компетентности. Так, школьник на уроках казахского языка, помимо достижения уровня языковой и коммуникативной компетентности, также должен владеть навыками поиска, отбора и работы с информацией, а также готовностью выполнять эти действия самостоятельно.

Таким образом, использование информационных технологий в процессе преподавания языка сегодня не вызывает сомнений. В исследовании Бартош Д. К., Гальсковой Н. Д., Харламовой М. В. их называют «электронными технологиями».

Мы в работе ориентируемся на следующее определение обучения казахскому языку с помощью ИКТ как «обучение с помощью Интернета и мультимедиа» (предложенное Юнеско) при которой «обучающиеся могут формировать и совершенствовать свои языковые и речевые навыки, развивать речевые умения, формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования языка как средства общения на межличностном и межкультурном уровнях» (сформулирована в работе Бартош, Гальсковой, Харламовой (2017) [2, с. 35].

Так, современные условия жизни обусловили совершенно новый подход к организации обучения языку в школе, что для преподавателя стало новой задачей подбора и создания электронных средств обучения.

Эта задача включает в себя подзадачи, осуществление которых на практике стало проблемой: педагогические кадры не были готовы эффективно использовать ИКТ на уроке, как показала практика, педагоги зачастую механические переносили старые способы преподавания в новую среду, что не дало желаемого эффекта; в то же время школьникам пришлось самостоятельно развивать умения и навыки с помощью ИКТ, что для многих стало непосильной задачей из-за отсутствия мотивации и других причин. Однако выявленные проблемы мы считаем объективными, «рубежными», возникающими при смене подходов в образовании. Отметим, что переход на организацию образовательного процесса полностью произошел в ближайшие 2 года в связи с пандемией (2021–2022 гг.) и вынужденным переходом на повсеместную реализацию дистанционного образования, что поставило задачу отбора эффективных средств реализации ИКТ в образовательном процессе. Мы подготовили электронное пособие для 5 класса по казахскому языку и литературе «Қазақ тілі мен әдебиеті пәніне көмекші құрал» (см. рис.1):

Титульная станица авторского электронного пособия по казахскому языку и литературе для учащихся 5 класса

Рис. 1 .Титульная станица авторского электронного пособия по казахскому языку и литературе для учащихся 5 класса

Как видно на титульном листе, разграничение материала в данном случае составлено по двум разделам: «халық ауыз әдебиеті» устное народное творчество и «жазушылар» писатели. Все ссылки интерактивны. При нажатии на клавишу «жазушылар» вы попадаете в раздел о писателях Казахстана (Абай, Ыбырай Алтысарин, см. рисунок 2).

Информация для знакомства с писателями Казахстана

Рис. 2. Информация для знакомства с писателями Казахстана

После ознакомления с информацией мы предлагаем для школьников проверить свои звания виде тестирования «Өзіңді тексер», что значит «Проверь себя» (см. рис. 3). Так ребята оценивают свои знания, а также работают с обучающим материалом повторно, со сменой деятельности, что способствует поддерживанию познавательного интереса к обучению.

Тестирование по изученному материалу

Рис. 3. Тестирование по изученному материалу

Для раздела «Халық ауыз әдебиеті» (Устное народное творчество) мы подобрали народные празднества, народные сказки, песни и загадки, с возможностью прослушать аутентичный материал. Так школьники получают аудио поддержку для закрепления правильного произношения, и развития собственного лингвокультурного опыта, а также возможность использовать интерактивные свойства данных заданий, получать обучающий опыт работы с ИКТ. Для всех тем курса предложены задания на проверку.

Отметим, что презентации на сегодняшний момент психологами признаются методом визуализации учебного процесса, при котором наглядность ведет к «смещению акцента с иллюстративной функции в обучении на развитие познавательных способностей и критического мышления» у обучающихся, а также восприятия, создания ментальных образов (мыслеобразов) в сознании в процессе смысловой обработки получаемой информации» [3, с. 16].

Таким образом, посредством ИКТ мы решаем несколько задач: способствуем интенсификации обучения, поскольку школьники получают дополнительные возможности работать с обучающей информацией; решаем задачи поддержки и развития самостоятельности школьника в обучении, решаем задачу оптимизации образовательного процесса, поскольку методы визуализации способствуют увеличению потока усваиваемой школьниками информации, а значит время на изучение материала сокращается; решаем задачу развития познавательного интереса и мотивации школьников.

Литература:

  1. Денисова Е. П. Развитие и стимулирование познавательной активности младших школьников // Вестник УРАО. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-stimulirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 30.06.2022).
  2. Бартош Д. К., Гальскова Н. Д., Харламова М. В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Д. К. Бартош, Н. Д. Гальскова, М. В. Харламова. — М.: МГПУ — «Канцлер», 2017. — 220 с.
  3. Бабкина Е. В. Когнитивная визуализация при обучении профессионально-ориентированному чтению студентов технических специальностей в условиях мультимедийного класса / Е. В. Бабкина // Создание виртуального межкультурного образовательного пространства средствами технологий электронного обучения: сб. статей. — М.: МГПУ, 2017. — С. 14−18.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, казахский язык, познавательная активность, современный школьник, метод визуализации, писатель Казахстана, познавательный интерес, развитая личность, смена деятельности, Устное народное творчество.


Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как средство формирования информационной культуры студентов

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся

Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как средство формирования информационной культуры студентов

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся

Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи

Задать вопрос