Внедрение передовых методов обучения требует культурных изменений в обществе. Организации высшего образования должны быть построены таким образом, чтобы способствовать обмену новыми идеями, реализации студентами успешных проектов, их разработке и внедрению. Поэтому неизбежно, что потоковые технологии в высшем образовании будут рассматриваться как современный образовательный тренд.
Тенденции образования — это тенденции, определяющие его изменения. В быстро меняющемся мире все больше возрастают требования к подготовке адаптируемого человека, способного быстро обновлять свои навыки для успешной жизни. Вся деятельность организаций высшего образования должна быть направлена на формирование успешной личности студента. Обучение преподавателей работе с цифровыми технологиями является ключом к поиску эффективных решений для совместной работы. В сотрудничестве наблюдается тенденция к созданию ассоциаций высших учебных заведений, к формированию альянсов, помогающих им занять выгодные позиции на мировом рынке образовательных услуг.
Хотя в нашей стране широко распространены информационно-коммуникационные технологии и онлайн-образовательные материалы, на данный момент нет возможности осуществлять нагрузку по использованию Интернета в одинаковой норме для всех групп населения во всем мире, в том числе и в Узбекистане. Концепция развития высшего образования была разработана в нашей стране в 2018 году. На основе этой концепции была пересмотрена образовательная, научная, духовно-просветительская деятельность всех вузов страны и они начали перестраивать свою деятельность в новом контексте. На основании решения Президента принята «Программа модернизации материально-технической базы высших учебных заведений на 2017–2021 годы и коренного повышения качества подготовки специалистов» (20 марта 2017 года). Также более 10 нормативно-правовых документов по развитию системы высшего образования, принятых за последние годы, внесли кардинальные изменения в развитие высшего образования и общественной жизни страны. При Министерстве финансов Республики Узбекистан создан экономический фонд ОТМ.
Совместно с государственной системой образования во всех регионах республики действуют неформальные и неформальные центры обучения иностранным языкам. Такими языковыми центрами являются такие организации, как DAAD в Германии, KOIKA в Корее, JICA в Японии, MASHAW в Израиле, Культурный центр в Индии, ПРОГРАММА ОБМЕНА ОБРАЗОВАНИЯМИ в США, BRITISH COUNCIL в Великобритании, ресурсные центры, культурные центры, библиотеки, интернет-материалы, услуги репетиторства, стажировки. услуги по командированию в зарубежные страны на обучение на конкурсной основе, а также через языковые центры, организованные при китайских, французских и других посольствах. Посольства имеют традицию проведения различных языковых конкурсов и зарубежных стажировок.
Например, при посольстве США есть Образовательно-консультационный центр (AAC). Этот центр помогает студентам, заинтересованным в обучении в США. TMM предоставляет доступ к ресурсам для обучения молодежи в Соединенных Штатах. Они предоставляют бесплатные консультационные услуги по выбору учебной программы, вступительным требованиям, финансовой помощи и другим вопросам, связанным с учебой. За последнее десятилетие число студентов из Центральной Азии, обучающихся в США, увеличилось на 20 процентов. В 2016–2017 учебном году в США обучалось около 870 узбекских студентов, что намного выше, чем 586 студентов в 2012–2013 гг.
Кроме того, в нашей стране действуют различные культурные центры. Например, в республике около полусотни культурных центров созданы все условия для сохранения и развития культур разных национальностей и народов, проживающих и работающих в Узбекистане. Вместе с тем, в годы независимости были заложены основы для открытия в нашей стране филиалов университетов зарубежных стран. Среди них Ташкентский международный университет Вестминстера Великобритании, Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте, Туринский политехнический институт в Ташкенте, Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Газ, Ташкентский филиал МГУ.
Поскольку стриминговые технологии оцениваются как образовательный тренд, это свидетельствует о динамике, связанной с его изменениями.
Потоковые технологии направлены на организацию знаний, навыков, компетенций и компетенций учащихся в режиме онлайн.
Поскольку стриминговые технологии оцениваются как образовательный тренд, это свидетельствует о динамике, связанной с его изменениями.
Потоковые технологии направлены на организацию знаний, навыков, компетенций и компетенций учащихся в режиме онлайн. Это вопрос тесного сотрудничества между университетами и корпорациями. В результате анализа источников информации сегодняшние современные образовательные тенденции можно разделить на восемь основных направлений (направлений):
1-й тренд. Обучение становится основным повседневным занятием человека, каждый человек стремится каждый день узнавать новое, учебная деятельность длится до 14 часов в неделю. К 2025 году люди старше 60 лет будут тратить на учебу столько же времени, сколько сегодня люди в возрасте 20 лет, а молодым людям потребуется в два раза больше образования, чем сегодня.
2-й тренд. Обучение на протяжении всей жизни. Потребность человека в познании нового и усвоении его возрастает на протяжении всей жизни. Это становится основным навыком у людей с быстрым изменением технологий и идей. При быстрой смене технологий и идей одним из ключевых навыков является умение «подкреплять» старое и изучать новое. Нынешняя система образования должна измениться, потому что сейчас никто не может спланировать, какие знания и навыки потребуются выпускнику через 4 года. Поэтому к основному образованию добавляются учреждения переподготовки и повышения квалификации. Мы хотели бы выделить следующие тенденции, которые непосредственно связаны с образовательным процессом с использованием цифровых технологий:
3-й тренд. С развитием цифровых технологий потребности людей возрастают, заставляя их стремиться к все большему комфорту и удобству. Это требует индивидуализации обучения с использованием онлайн-курсов. С помощью онлайн-курсов, полностью адаптированных к ожидаемым потребностям студента, студент может получить больше от процесса обучения и достичь оптимальных результатов в изучении английского языка. При этом индивидуальный подход гарантирует эффективность.
4 тенденция. Обратное учение. Это частный случай смешанного обучения — организация онлайн- и офлайн-занятий вместо живых, традиционных лекций. При этом профессора-преподаватели полностью подготовлены только к практическим занятиям: разрабатываются такие формы обучения, как вопрос-ответ, беседа, общение.
5-й тренд. Создание образовательных капсул с использованием мобильных технологий. Вместо живого общения с далекими субъектами вся информация разбивается на небольшие блоки, части знаний, которые можно быстро усваивать (в дороге, в транспорте, на беговой дорожке). Для этого необходимо разделить сложные материалы на ряд коротких, логически завершенных блоков.
7-й тренд. Обучение с использованием дополненной реальности. Обучение адаптируется к среде пользователя и становится намного более эффективным. Распространение технологий дополненной реальности существенно повлияет на образовательный процесс, но главным «ускорителем» станет виртуальная реальность и ее доступность. Люди могут улучшить онлайн-обучение с помощью визуальных и слуховых ощущений.
8-й тренд. Геймификация образования (обучение как игра). Визуализация и интерактивное участие. Накопленные баллы. Командное соревнование. Переход на новый этап. Все делается также, как и в компьютерных играх, но вперемешку с учебными материалами.
Литература:
- Абдукадыров А. А. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин // — Т., «Фан», 1991.
- Алиев С. Н. Научно-педагогические основы формирования профессиональной коментации будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики Таджикистан (на материале английского языка): дис.... Доктор Пед. наука — Душанбе, 2009. — 374 с.
- Арбузов С. С. Реализация информационно-технологической модели подготовки ИТ-специалиста и информационно-коммуникационной системы в регионе // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 85–89.
- Арбузов С. С. Технологии подкастина как мресто активизации учебной деятельности студентов при обучении компьютерным сетям // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 30–35. 3.
- Norimova Guljahon Abduganievna, Development of educational and cognitive activity of students based on technology as a socio-pedagogical problem-Palarch’s Journal Of Archaeology Of Egypt/Egyptology 7(6),ISSN 1567–214x https://www.archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/3957/3907