Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в свете ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 06.07.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Гоз, Д. М. Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в свете ФГОС / Д. М. Гоз, Т. С. Болдырева, О. С. Митрунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93751/ (дата обращения: 19.12.2024).



В период реформирования современного российского образования предъявляются высокие требования к организации дошкольного образования, к реализации инновационных форм и методов работы, к готовности воспитателя к конструктивному и продуктивному общению с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.

Профессиональная деятельность воспитателя в значительной своей части протекает в условиях интенсивного общения, которое имеет самостоятельный, процессуальный характер, проявляющийся в обмене информацией, во взаимодействии и восприятии детей, родителей, коллег-участников общения. Поэтому коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности воспитателя и в значительной мере влияет на эффективность его воспитательно-образовательной деятельности.

Ученые подчеркивают, что уровень развития коммуникативной компетентности воспитателя влияет, во-первых, на качество образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, на общекультурное развитие детей, эффективность их социализации и индивидуализации; во-вторых, на полноценность самореализации самого воспитателя в избранной профессии.

Поэтому исследование феномена «коммуникативная воспитателя дошкольного образовательного учреждения» (ДОУ) приобретает особую актуальность в свете ФГОС.

Анализ научной литературы показывает сложность и многоаспектность феномена «коммуникативная воспитателя ДОУ», исследование которого по-прежнему недостаточно представлено в доступных научно-практических исследованиях.

Не менее актуальной является проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений воспитателями-профессионалами, владеющими высоким уровнем коммуникативной компетентности.

В связи с этим, перед системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования стоит важная задача формирования, развития у воспитателей ДОУ коммуникативной компетентности, как способности организовывать эффективное взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами, администрацией.

Состояние разработанности (изученности) темы.

Обоснование и раскрытие понятий «компетентность», представлено в работах В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Дж. Равена, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова и др. Термин «коммуникативная компетентность» с полным основанием достаточно активно применяется в психологической (Л. В. Абдалина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. В. Кузьмина и др.), педагогической (В. П. Симонов, В. А. Сластенин и др.), социологической (Ю. А. Карпова, В. П. Зинченко и др.) и другой литературе.

В психологической науке исследование феномена «коммуникативная компетентность» представлено изучением вопросов: о коммуникативных умениях, о коммуникативном взаимодействии, о коммуникативности, о коммуникативных качествах, свойствах личности, о коммуникативных процессах.

Однако сущностная характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ целостно не изучена до сих пор. По-прежнему остается недостаточной научная и практическая разработанность проблемы формирования коммуникативной компетентности воспитателя в условиях внутриучрежденческого повышения квалификации.

Исследование проблемы развития коммуникативной компетентности воспитателя осложняется особенностями его профессиональной воспитательно-образовательной деятельности, включающей в себя не только педагогический, но и психологический, психофизиологический, культурологический аспекты.

Имеющиеся исследования, посвященные коммуникативной компетентности воспитателя, в том числе в условиях внутриучрежденческого повышения квалификации, подтверждают, что все они еще недостаточны, что составляет обширное научное пространство для теоретических и эмпирических исследований и перспективных открытий.

Коммуникативная компетентность воспитателя, как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников, будет успешно развиваться за счет участия воспитателя в психологическом тренинге и учета воздействия таких психологических факторов, как общительность, гибкость, самоконтроль, взаимоотношения, толерантность.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование; сравнительно-сопоставительный анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость. Конкретизируя понятие «коммуникативная компетентность воспитателя ДОУ», которое рассматриваем его, как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников.

Дополняя представление о структурно-содержательном конструкте коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ, хочется отметить, что его компоненты ‒ коммуникативной компетентности воспитателя: мотивационный, когнитивный, операциональный, регулятивный ‒ имеют огромное влияние на качество педагогической деятельности. Особенно следует выделить мотивационный компонент: имея мотивацию, педагог будет стремиться повышать уровень знаний, квалификацию, будет активно участвовать в мероприятиях различного уровня и направленности.

Выделяя сущностные характеристики феномена «коммуникативная компетентность воспитателя» следует взять за основу ведущие идеи следующих методологических подходов:

— компетентностный подход указал на то, что компетентность воспитателя в коммуникативной сфере интегрирует когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную составляющие (Л. В. Абдалина, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина и др.);

— деятельностный, раскрывающий способы, приемы, методы гуманного воспитания, обучения в педагогической деятельности, обеспечивающим реализацию ценностей коммуникативной компетентности (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— личностный, в рамках которого коммуникативная компетентность воспитателя рассматривается с учетом индивидуально-когнитивных свойств и навыков его саморегуляции и самоконтроля (Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков и др.);

— системный, позволивший выявить во взаимосвязи сущностные структурно-функциональные компоненты коммуникативной компетентности воспитателя как целостного образования (В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов и др.);

— гуманистический, раскрывающий профессиональную компетентность воспитателя как процесс самореализации личности и совершенствования

— профессионально-важных личностных образований, в том числе и коммуникативной компетентности (Е. В. Бондаревская, А. Маслоу и др.);

— положения педагогики обучения взрослых, в котором ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся (воспитателю), поскольку взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов обучения (С. И. Змеёв).

Коммуникативная компетентность как важная составляющая профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, способствует и обеспечивает достижение им профессионализма и повышение качества воспитательной деятельности; конструктивных профессиональных и межличностных отношений; удовлетворенности педагогическим трудом и наиболее полной самореализации в избранной профессии.

Литература:

  1. Боярко Е. А. Развитие профессионально-личностной компетентности воспитателей ДОУ / Е. А. Боярко // Вестник научных конференций. — 2015. –№ 3–4.
  2. Власенко С. В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов / С. В. Власееко. // Научное обеспечение системы повышение квалификации кадров. — 2014. — № 1. –
  3. Волкова Т. В. Формирование профессиональных компетентностей начинающих педагогов ДОО / Т. В. Волкова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. — 2015.
  4. Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ по взаимодействию с семьей / Г. А. Герасименко // Проблемы педагогики. — 2017.
  5. Десятова С. В. К вопросу о профессиональной компетентности воспитателей ДОУ / С. В. Десятова // Инновации в науке и практике: материалы VI международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. — 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность воспитателя, коммуникативная компетентность, образовательно-воспитательный процесс, профессиональная компетентность воспитателя, эффективное взаимодействие, внутриучрежденческое повышение квалификации, дошкольное образовательное учреждение, педагогическая деятельность, умение организации, уровень владения.


Похожие статьи

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос