В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся на базе данной образовательной организации. Также раскрыта сущность проведения спортивных мероприятий среди всех курсантов на основе указанных нами ниже принципов.
Ключевые слова: спорт, спортивные мероприятия, уголовно-исполнительная система, курсанты, методика, развитие, укрепление, спортивно-массовая работа.
Общеизвестно, что служба в уголовно-исполнительной системе требует достаточно высокий уровень затрат жизненных ресурсов сотрудника, устойчивую психологическую составляющую личности кандидата, поступающего на службу, а также иные аспекты. Спортивно-массовая работа в свою очередь характеризуется многоаспектностью, а также имеет свои отличные особенности. Для эффективного обеспечения организации спортивно-массовой работы с сотрудниками УИС, а также с кандидатами, поступающими на службу, необходимо привлечение наиболее опытных сотрудников на местах. Следует отметить, что в учреждениях и организациях территориальных органов ФСИН России предусматриваются по своей значительной особенности должности, в своей деятельности они характеризуются высокой ответственностью и высоким уровнем физической подготовки.
Для повышения уровня физической подготовки сотрудников УИС ежегодно проводятся соревнования, которые способствуют развитию и приобретению новых практических знаний и повышения профессионального уровня. Кузбасский институт ФСИН России является многопрофильной образовательной организацией, которая разносторонне направляет личный состав в развитие спортивно-массовой работы, включая в образовательную программу различные виды спортивных мероприятий.
Во-первых, на базе указанного нами образовательного учреждения функционирует группа спортивного совершенствования, которая направленна в свою очередь на развитие спортивных способностей как у курсантов, так и у преподавательского состава, которые также принимают участие в спортивных мероприятиях на региональном и федеральных уровнях.
Опираясь на вышесказанное, необходимо констатировать, что в Кузбасском институте профильно развиваются такие спортивные направления как:
— самбо;
— футбол;
— волейбол;
— плавание;
— легкая атлетика;
— биатлон;
— стрельба из боевого стрелкового оружия [4, с. 102–105].
По указанным направлениям свои способности развивают и укрепляют более 100 курсантов, свои полученные навыки они закрепляют способом проводимых соревнований на базе Кузбасского института ФСИН России, а также на федеральном уровне, ежегодно занимая призовые места.
Организация спортивно-массовой работы направлена на развитие у всех курсантов спортивного духа, сплоченности, психофизической устойчивости.
Общие соревнования проводятся среди курсантов всех курсов, разрабатываются по устойчивой методики, которая выработана на основе следующих основополагающих принципов:
1) соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;
2) доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
3) зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;
4) целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;
5) комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников;
6) коллективность действий участников;
7) ступенчатость и периодичность проведения соревнований [2, с. 123–125].
Вследствие всего указанного, возможно сделать несколько основных выводов на основе нашего научного исследования:
— спортивно-массовая работа в образовательных организациях являются важным звеном в системе физического воспитания учащихся;
— различные формы спортивно-массовой работы способствуют повышению мотивации курсантов к здоровому образу жизни, привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, позволяют создавать условия для удовлетворения их потребностей в физическом совершенствовании;
— учат организовывать активный отдых, способствуют самоорганизации и самореализации учащихся [3, с. 224–226].
Литература:
- Бондаревский Е. Я. О структуре тестов, характеризующих физическую подготовленность молодежи// Нормативные требования советской системы физического воспитания. М. -1976.-С. 7–48.
- Технологии социальной работы: учеб. для студентов вузов / под ред. В. И. Жукова. — М.: Омега‐Л, 2011. — 386 с.
- Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / Ю. П. Кобяков. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 253 с.
- Степанов, Р. Ю. Роль физкультурно-спортивных мероприятий в формировании здорового образа жизни сотрудников учебных центров ФСИН России / Р. Ю. Степанов. — Текст: электронный // NovaInfo, 2017. — № 71. — С. 102–105. — URL: https://novainfo.ru/article/13938 (дата обращения: 02.07.2022).