Пути повышения конкурентоспособности маркетплейса Ozon | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 04.07.2022

Статья просмотрена: 737 раз

Библиографическое описание:

Власов, М. А. Пути повышения конкурентоспособности маркетплейса Ozon / М. А. Власов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93767/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пытается определить пути повышения конкурентоспособности маркетплейса Ozon в условиях международных экономических санкций.

Ключевые слова: интернет-торговля, маркетплейс, Ozon, интернет-коммерция.

Введенные в отношении Российской Федерации санкции не могли не повлиять на многие отрасли российской экономики — не стала исключением и интернет-коммерция.

ООО «Интернет Решения», работающее под брендом Ozon — ведущий игрок на рынке и одна из самых дорогих российских интернет-компаний по версии Forbes. ООО «Интернет решения» — это старейший универсальный интернет-магазин в России, который был основан в 1998 году. И маркетплейс OZON пострадал от введенных санкций сильнее всего, так как это одна из немногих российских компаний, чьи акции размещены на бирже NASDAQ в США. Соответственно, тот активный рост, который наблюдался в последние несколько лет, был профинансирован за счет инвесторов не из России, и теперь этот источник получения средств на развитие по объективным причинам закрыт.

Однако рассматриваемая компания уже успела наработать значительную аудиторию покупателей, и владеет большим количеством активов. Это в основном сортировочные центры, склады, пункты выдачи, а также собственная IT-инфраструктура, которая создана компанией самостоятельно под собственные потребности. Так, на 2022 год компания заявляет о 1000000 кв. м. общей площади фулфилмент-фабрик вместе с сортировочными центрами [3].

Бизнес-модель ООО «Интернет решения» быстро масштабируется благодаря партнёрам, которые оказывают услуги по подключению новых продавцов к маркетплейсу, а также система франшизы по открытию фирменных пунктов выдачи заказов, которая позволяет ООО «Интернет решения» с минимальными издержками расширять присутствие своих ПВЗ во всех городах России.

Система взаимодействия с продавцами на маркетплейсе, предусматривающая комиссию с каждой продажи, выгодна компании ООО «Интернет решения» в условиях растущей популярности маркетплейса и роста выручки продавцов-партнеров [1].

Однако теперь перед компанией стоит совершенно другая задача: так как привлекать новые инвестиции пока не представляется возможным, Ozon необходимо достаточно быстро перестроить свои процессы и перейти на прибыльную бизнес-модель. По моему мнению, это возможно сделать, увеличивая нагрузку на имеющуюся логистическую инфраструктуру и IT-сервисы, оптимизируя их использование и повышая рентабельность основных средств. Соответственно, предлагаемые меры, по большей части, подразумевают использование уже имеющихся у компании активов, и нацелены на повышение эффективности их использования:

  1. Потенциально экономически целесообразным выглядит создание собственного сервиса для оптовых бизнес-закупок. Подобный есть у Amazon (Amazon business), и также AliExpress предоставляет возможность доставки оптовых партий товаров в Россию из Китая. У ООО «Интернет решения» перед AliExpress будет преимущество в скорости доставки партий товаров. Подобный сервис у Amazon, который называется Business, составил 6,5 % от общей выручки компании в 2020 году. Учитывая тот факт, что подобный сервис может использовать уже имеющиеся логистические и IT-сервисы ООО «Интернет решения», издержки запуска данного проекта можно назвать низкими (в них войдут только затраты на зарплату дополнительных IT-специалистов по обслуживанию платформы). А за счет явного конкурентного преимущества в скорости доставки перед AliExpress, ООО «Интернет решения» имеет возможность увеличить свою выручку на 3–10 % за первые два-три года работы сервиса.
  2. Цифровые товары. Ряд иностранных цифровых компаний прекратили свою деятельность на территории РФ, и, несмотря на уже существующие российские компании в таких отраслях, как стриминг кино и сериалов, музыкальные сервисы и так далее, потенциальный объем этих рынков на горизонте 3–5 лет даёт возможность новым компаниям вступить в конкуренцию с уже существующими участниками отрасли цифровых развлечений. Есть 2 варианта выхода на данные рынки: создание собственных сервисов или приобретение доли (или полный выкуп) уже существующих платформ. Потенциальные затраты на создание подобного сервиса оценить невозможно, так как они сильно зависят от стоимости прав на показ видеоконтента различных каналов и студий. Однако потенциальный рынок достаточно широк — только на онлайн-кинотеатр Netflix было подписано 700000 россиян, и после введения международных экономических санкций жители России потеряли возможность продлевать подписку на сервис, и эта аудитория сейчас находится в поисках наиболее выгодного российского сервиса.
  3. Создание площадки по продаже со скидкой бывших в употреблении товаров, проверенных работниками ООО «Интернет решения», позволит сделать рынок б/у техники более безопасным и нерискованным для покупателей, что может быть актуально в условиях снижения доходов населения. Данная платформа так же может быть размещена на имеющихся платформах и использовать логистическую инфраструктуру ООО «Интернет решения», поэтому издержки на запуск проекта можно оценить как низкие — в них входят затраты на заработную плату специалистов, которые будут проверять поступающую технику. По данным компании Avito, в прошедшем году на её платформе было продано свыше 2.3 млн смартфонов, однако все эти смартфоны не проходят проверку независимых экспертов. По самым общим оценкам, ООО «Интернет решения» потенциально мог бы занять 10–15 % рынка техники, бывшей в употреблении, и получать выручку не только с оказания услуг по проверке и доставке техники покупателю, но и стимулировать продавцов данной техники чаще делать покупки на своей площадке, например, с помощью предоставления более высокого уровня персональной скидки за сдачу техники в пункты выдачи заказов.
  4. Продажа собственных логистических сервисов и IT-платформ другим предприятиям. Для сохранения конкурентоспособности в продажу ООО «Интернет решения»e может поставлять предыдущие версии своих сервисов, а пользоваться самостоятельно самыми актуальными. Издержки в данном случае отсутствуют — сервисы уже были созданы и протестированы ООО «Интернет решения»e, потенциальный рынок является широким — в него входят как интернет-магазины с меньшим товарооборотом, у которых нет ресурсов на самостоятельное создание данных продуктов, так и грузоперевозчики, которые так же не обладают достаточными ресурсами на разработку самых современных систем. В то же время ООО «Интернет решения» сохраняет за собой самые актуальные и эффективные сервисы и платформы, не теряя конкурентное преимущество в высококачественных и эффективных логистических и IT-системах.

Данные меры развития деятельности компании ООО «Интернет решения» помогут диверсифицировать деятельность компании и защитить от ряда рисков, связанных с основной деятельностью, что позволит продолжить устойчивый рост компании в будущем.

Литература:

  1. Интернет-торговля в России 2021 // Исследовательское агентство Data Insight [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения 20.04.2022)
  2. Исследование Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ URL: https://www.metacommerce.ru/blog/ecommerce2020/ — Дата обращения: 01.07.2022)
  3. Корпоративный сайт ООО «Интернет решения» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://corp.ozon.ru/ (дата обращения 01.07.2022)
  4. Digital 2021: The Russian Federation// datareportal [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation/ (дата обращения 17.06.2022)
  5. Types of Ecommerce Business Models: Traditional and Innovate New Ones to Consider. // BigCommerce [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.bigcommerce.com/articles/ecommerce/types-of-business-models/ (дата обращения 17.06.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): компания, подобный сервис, Россия, NASDAQ, OZON, ООО, платформа, потенциальный рынок, сервис, уж.


Похожие статьи

Стратегия развития маркетплейса Ozon

В статье автор пытается описать бизнес-модель и стратегию развития маркетплейса Ozon.

Методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-стартапов

В статье рассмотрено понятие интернет-стартапов, описаны наиболее распространенные методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-компаний, обоснована невозможность использования традиционных подходов.

Особенности продвижения бизнеса в социальных сетях

В статье автор пытается выявить особенности продвижения бизнеса в социальных сетях.

Вирусный маркетинг: секрет успеха

В статье автор рассматривает явление вирусного маркетинга, а также особенности его успешного применения.

Инструменты и оценка эффективности SMM в рамках продвижения мультибрендовой сети «Сокол моторс»

Данная авторская статья посвящена исследованию практики применения инструментов SMM, а также их оценке эффективности в рамках деятельности мультибрендовой сети автосалонов «Сокол моторс».

Маркетинг в модной индустрии

В статье автор рассматривает взаимосвязь модной индустрии и маркетинга, определяет задачи маркетологов в сфере модной индустрии. Автор приходит к заключению, что правильно разработанная маркетинговая стратегия может работать на благо компании даже в ...

Коммуникационная стратегия бренда в сети Интернет

В статье рассмотрены особенности коммуникационной стратегии бренда в сети Интернет. Выявлены особенности продвижения брендов в условиях значительного объема рекламы, представлены этапы разработки коммуникационной стратегии бренда. Представлены особен...

Инновационные и популярные методы продвижения розничных банковских услуг

В статье рассмотрены одни из самых известных способов и методов продвижения продуктов розничного бизнеса на рынке банковских услуг.

Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений

В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью иннова...

Продвижение предприятий малого бизнеса в социальных сетях

В статье говорится об особенностях использования социальных сетей в качестве платформы для продвижения бизнеса. Описаны базовые компоненты по продвижению бизнеса в социальных сетях.

Похожие статьи

Стратегия развития маркетплейса Ozon

В статье автор пытается описать бизнес-модель и стратегию развития маркетплейса Ozon.

Методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-стартапов

В статье рассмотрено понятие интернет-стартапов, описаны наиболее распространенные методы оценки инвестиционной привлекательности интернет-компаний, обоснована невозможность использования традиционных подходов.

Особенности продвижения бизнеса в социальных сетях

В статье автор пытается выявить особенности продвижения бизнеса в социальных сетях.

Вирусный маркетинг: секрет успеха

В статье автор рассматривает явление вирусного маркетинга, а также особенности его успешного применения.

Инструменты и оценка эффективности SMM в рамках продвижения мультибрендовой сети «Сокол моторс»

Данная авторская статья посвящена исследованию практики применения инструментов SMM, а также их оценке эффективности в рамках деятельности мультибрендовой сети автосалонов «Сокол моторс».

Маркетинг в модной индустрии

В статье автор рассматривает взаимосвязь модной индустрии и маркетинга, определяет задачи маркетологов в сфере модной индустрии. Автор приходит к заключению, что правильно разработанная маркетинговая стратегия может работать на благо компании даже в ...

Коммуникационная стратегия бренда в сети Интернет

В статье рассмотрены особенности коммуникационной стратегии бренда в сети Интернет. Выявлены особенности продвижения брендов в условиях значительного объема рекламы, представлены этапы разработки коммуникационной стратегии бренда. Представлены особен...

Инновационные и популярные методы продвижения розничных банковских услуг

В статье рассмотрены одни из самых известных способов и методов продвижения продуктов розничного бизнеса на рынке банковских услуг.

Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений

В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью иннова...

Продвижение предприятий малого бизнеса в социальных сетях

В статье говорится об особенностях использования социальных сетей в качестве платформы для продвижения бизнеса. Описаны базовые компоненты по продвижению бизнеса в социальных сетях.

Задать вопрос