Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 04.07.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Лебедев, В. А. Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России / В. А. Лебедев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93772/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проблемные вопросы, которые реализуются в рамках исполнения служебных обязанностей. При проведении огневой подготовки предложены мероприятия, которые направлены на повышение моральной и психологической устойчивости сотрудников.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, моральная и психологическая подготовка, сотрудники, психологический тренинг.

The article examines the legal basis for the use of firearms by employees of the penitentiary system, examines the grounds for its use. As part of the moral and psychological training of employees of the penal enforcement system, problematic issues have been identified that are being implemented within the framework of the performance of official duties. When conducting fire training, measures are proposed that are aimed at improving the moral and psychological stability of employees.

Keywords: penal enforcement system, moral and psychological training, employees, psychological training.

В данное время огнестрельное оружие сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) применяется для предотвращения преступлений, которые совершают осуждённые. Ст. 31.2 Закона РФ от 24.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон РФ № 5473–1) объясняет норму о том, что сотрудник УИС вправе применить огнестрельное оружие: для производства предупредительного выстрела, обезвреживания животного, остановки транспортного средства, путём которого совершили побег [1]. Вследствие этого моральная и психологическая устойчивость сотрудника зависит от того, насколько он владеет служебными навыками при применении огнестрельного оружия, а также от психологической составляющей в момент производства выстрела. Кроме того, правильность применения огнестрельного оружия в условиях служебной деятельности зависит от личной безопасности не только сотрудника, но и общества в целом, поэтому моральная и психологическая устойчивость сотрудников является актуальной темой в изучении в настоящее время.

Описывая вопросы моральной и психологической подготовки следует отметить, что профессиональная деятельность сотрудника в основном упорядочена запретительными нормами, которые носят обязательный характер. Такой фактор порождает крайности применения огнестрельного оружия в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Так как запреты ограничивают право применения огнестрельного оружия, сотрудник уголовно-исполнительной системы морально не подготовлен к его применению. В случае возникновения побега из-под охраны часовой по наблюдательной вышке вправе применить огнестрельное оружие в рамках действующего законодательства. Моральный психологический аспект состоит в производстве выстрела в человека, преследующий цель предотвратить совершение побега из исправительных учреждений (далее — ИУ). Сотрудник, который применил огнестрельное оружие должен осознавать какой вред он способен нанести при попадании в осуждённого. Поэтому в практической деятельности подразделений УИС часовые в случае возникновения побега производят выстрел мимо бежавшего осуждённого или в воздух [4].

Важным аспектом при подготовке сотрудников к применению огнестрельного оружия становится психофизиологическая подготовка. Рекомендуем внедрение данного вида подготовки как особого процесса формирования у сотрудников личностных качеств в рамках специальной подготовки. Целью указанного тренинга будет формирование моральной и психологической стабильности, а именно самоконтроля сотрудника при возникновении стрессовых ситуаций и способности концентрации внимания. Внедрение указанного «психологического» тренинга позволит стабилизировать моральную и психологическую составляющую, как сотрудников исправительных, так и образовательных учреждений.

Необходимо выделить, что курсанты образовательных учреждений проходят курсы огневой подготовки на протяжении всего периода обучения. Обучение осуществляется посредством практических занятий — стрельб. Важным недостатком является формирование стрелковой готовности. Курсанты не осуществляют моральную и психологическую подготовку при проведении данных занятий. В данное время не осуществляется готовность курсантов к совершению выстрела в рамках действующего законодательства, что сказывается на совершении противоправных действий осуждённых, выраженных, к примеру, в совершении побега из-под охраны и конвоирования [2].

Следовательно, предлагаем внедрение системы психофизиологической подготовки в рамках образовательной программы или включения её в курсы психологии. Данный фактор позволит сотрудникам уголовно-исполнительной системы сосредоточиться при совершении выстрела из огнестрельного оружия и выработать моральную и психологическую устойчивость в различных ситуациях.

Кроме того, в рамках учебных заведений мы рекомендуем следующий ряд практических мер, направленных на формирование психологической устойчивости у курсантов:

  1. Техника применения звуковых эффектов при съемке в экстремальных условиях. Этот фактор реализуется при стрельбе в лазерных тирах. Это позволит вам сосредоточиться на попадании курсантов в цель, воспринять реальность выстрела. Эта методика сложна в реализации в настоящее время, поскольку требует больших материальных вложений в конструкцию и технические особенности программных средств и «стреляющих» устройств. Для решения этой проблемы необходимо дополнительное финансирование образовательных учреждений со стороны Федеральной службы исполнения наказаний России.
  2. Метод «самопроизвольного» производства выстрела. В рамках практических занятий мы предлагаем реализовать эту идею на огневом рубеже. Порядок и формы проведения таких занятий определяются организатором. Вышесказанное позволит развить скорость реакции курсантов, а также уменьшить чувство растерянности, что сказывается на моральной и психологической подготовке курсантов.
  3. Стрельба с первой линии огня курсантов. Мы предлагаем внедрить метод фотографирования и видеосъемки курсантов на огневом рубеже. Вышесказанное позволит выявить практические ошибки курсантов во время стрельбы, а также провести их дальнейший анализ [3].

Таким образом, предложенные выше методы проведения и внедрение новых технических средств для проведения занятий по огневой подготовке повлияют на моральную и психологическую подготовку курсантов, повышение мастерства стрельбы. Важная роль в проведении моральной и психологической подготовки отводится деятельности психологической службы сотрудников УИС, поскольку именно они позволяют определить личностные особенности и проблемы сотрудников в момент производства выстрела. Правильный подход к формированию моральной и психологической подготовки сотрудников позволит профессионально выполнять задачи, поставленные руководством учреждений, концентрироваться в условиях выполнения задач повышенной опасности, экстремальных ситуаций различного характера.

Литература:

  1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473–1 (в ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 13. — Ст. 4313.
  2. Малышев А. Г. Значимость огневой подготовки в формировании морально-психологических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. Г. Малышев, А. М. Мищук // Человек: преступление и наказание. — 2016. — № 4(95). — С. 144–146.
  3. Смирнов И. Э., Волков Е.С, Черноусов Я. Ю. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости курсантов // IN SITU. — 2022. — № 2. — С. 313–318.
  4. Степанова Т. В., Зарудный И. С. Вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников УИС // StudNet. — 2021. — № 4. — С. 31–33.
Основные термины (генерируются автоматически): огнестрельное оружие, уголовно-исполнительная система, психологическая подготовка, огневая подготовка, сотрудник, огневой рубеж, психологическая подготовка курсантов, психологическая подготовка сотрудников, психологическая устойчивость, психофизиологическая подготовка.


Похожие статьи

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Некоторые психологические аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с обучением основам стрельбы и психологической готовностью. При правильном сочетании этих аспектов формируется оптимальное психологическое состо...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...

Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур

При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охра...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Некоторые актуальные особенности физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России

В данной статье нами был выделен аспект нормативной составляющей в рамках проведения физической подготовки курсантов ФСИН России, вследствие были выделены основные нормативы, определяющие уровень физической подготовки курсантов, на основе нами изложе...

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Похожие статьи

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Некоторые психологические аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с обучением основам стрельбы и психологической готовностью. При правильном сочетании этих аспектов формируется оптимальное психологическое состо...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...

Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур

При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охра...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Некоторые актуальные особенности физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России

В данной статье нами был выделен аспект нормативной составляющей в рамках проведения физической подготовки курсантов ФСИН России, вследствие были выделены основные нормативы, определяющие уровень физической подготовки курсантов, на основе нами изложе...

Огневая подготовка как один из важнейших факторов формирования необходимых качеств у курсантов вузов ФСИН

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе российского образования. Раскрыты особенности проведения теоретических и практических занятий, а также влияние данной дисциплины на формирование необходимых качес...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Задать вопрос