Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 07.07.2022

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Шестакевич, С. Р. Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия / С. Р. Шестакевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93775/ (дата обращения: 16.11.2024).



Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) сопровождается высоким уровнем эмоциональных и психических нагрузок при выполнении ими поставленных служебных задач, связанных с применением оружия в условиях риска для жизни и здоровья. Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым условиями службы, и выполнять поставленные служебные обязанности, сотрудникам УИС необходимо обладать определёнными качествами, такими как: уравновешенность, бдительность, способность переносить стрессовые ситуации без значительного ущерба. В связи с этим существенно возрастает роль психологического сопровождения их служебной деятельности. В настоящее время единого подхода к понятию психологическое сопровождение в научной литературе пока не разработано. Она рассматривается как определённая форма, метод, технология, вид профессиональной деятельности сотрудников УИС. Именно поэтому необходимо выделить основные направления и особенности психологического сопровождения в уголовно-исполнительной системе.

Психологическое сопровождение в уголовно-исполнительной системе представляет собой целенаправленный процесс движения, направленный на создание условий для организации взаимодействия, сотрудничества сотрудников, путем самопознания, самоуправления их внутренним миром и системой отношений. Ввиду этого ничто не может быть изменено во внутреннем мире сотрудника, нежели только помимо его воли и желания. Сопровождение сотрудников позволяет сфокусировать внимание на главном — на личности каждого сотрудника [1].

Под психологическим сопровождением развития сотрудников выступает единство деятельности всех участников процесса по развитию и оказанию помощи, направленной на активизацию собственных ресурсов развития, запуску механизмов саморазвития личности сотрудников при решении различных жизненных ситуаций в предпрофессиональном становлении личности, на систему отношений, на усиление субъектности персонала по общению в ситуациях коллективного взаимодействия.

Немаловажным фактором, влияющим на результаты служебной деятельности сотрудников, являются взаимоотношения в коллективе по средствам прямой связи между сотрудниками, которая выражается в работе и взаимовыручке друг с другом. Критериями высокой продуктивности в профессиональной деятельности сотрудников УИС выступает здоровый социально психологический настрой при применении ими огнестрельного оружия. Сотрудники на месте несения службы должны уметь оценить психологическую атмосферу в коллективе, а также определять механизмы взаимодействия, степень совместимости, реакции на отданные приказы и распоряжения. Психологический микроклимат в подразделениях формируют сплоченность и дружелюбие, групповое мнение, создание общей установки на успешное выполнение поставленных задач.

Психологическое сопровождение сотрудников должно осуществляется в форме лекций, информирования и иметь своей целью совершенствование предупреждения в стрессовых ситуациях по применению ими огнестрельного оружия, а также и выхода из нее, по повышению мотивации к успешному выполнению упражнений по огневой подготовке. Зачастую психологические противопоказания к службе в уголовно исполнительной системе очень влияют на деятельность выполняемых поставленных задач при применении ими огнестрельного оружия, к таким факторам относят склонность к нарушению установленных норм поведения, немотивированную смену работы, искаженную мотивацию к службе, когда материальные блага ставятся выше, чем качество и результат труда, низкий уровень интеллекта, низкая стрессоустойчивость. Именно поэтому в процессе постоянного психологического сопровождения сотрудников важно определить те поведенческие и личностные качества, которые обеспечивают наибольшую эффективность в профессиональной деятельности.

Особое внимание уделяется исследованию познавательных и психологических способностей, так как они являются неотъемлемыми и профессионально важными качествами личности сотрудников, и от них в большей степени зависит успешность выполняемых ими задач при применении огнестрельного оружия. Кроме того, тесты на исследование познавательных и психологических способностей как нужно себя вести в непредвиденных условиях по примирению ими огнестрельного оружия, способствуют эффективному настраиванию на службу.

Перед проведением специальных мероприятий и выполнением сложных служебно-боевых задач для сотрудников УИС проводится экспресс-диагностика. Это связано с необходимостью проведения экспресс-анализа психоэмоционального состояния сотрудников за короткий отрезок времени, чтобы принять своевременные меры по его стабилизации. В работе используются методики, не требующие больших временных затрат как на диагностику, так и на обработку полученных результатов.

Результаты диагностического обследования представляют начальнику отдела. При выявлении тех или иных негативных признаков с учетом степени их проявления принимается решение о дальнейшем несении службы данным сотрудником. В повседневной деятельности сотрудниками практикуется также систематическое визуальное наблюдение, краткий опрос перед началом несения службы, мини-лекции, практические вводные упражнения, что позволяет подкрепить данные экспресс-диагностики, уточнить психоэмоциональное состояние сотрудника, выявить симптомы нервно-психического переутомления, признаки дезадаптации и т. д. С целью определения готовности к несению службы с огнестрельным оружием, а также по заявке руководства проводится углубленное психодиагностическое обследование сотрудников. Выявленные по результатам обследования у сотрудников психологических проблем являются основанием для недопущения его к учебным стрельбам и оказанием необходимой медицинской помощи. Такая категория личного состава является приоритетной в психологическом сопровождении.

Для формирования мотивации к службе, повышения самооценки, снятия усталости, снижения агрессивности, эмоционального напряжения по запросу сотрудников проводятся индивидуальные психокоррекционные мероприятия. В их проведении используются метод убеждения, ведется проработка дыхательных упражнений, работа по изменению поведенческих установок. В виду большой загруженности сотрудников на службе индивидуальная форма работы является более доступной для проведения [3].

После основных понятий психологического сопровождения можно выделить несколько этапов, которые проводятся при деятельности сотрудников УИС:

1) Подготовительный этап — развитие у сотрудника уголовно — исполнительной системы готовности к действиям в непредвиденных условиях. Готовность к обычной форме реагирования на специфичную ситуацию является установка. Она отражает устойчивость и направленность деятельности субъекта в условиях, которые могут поменяться в любой момент.

2) Непосредственный этап— психологическая подготовка сотрудника к готовности действовать в непредвиденных обстоятельствах, то есть сочетание теоретической базы и практики условий максимально приближенных к реальным.

3) Заключительный этап — на основе сложившихся обстоятельств, добиться от сотрудников возможности хорошо управлять своими действиями, и научиться держать под контролем определённую ситуацию является основополагающим мотивом [2].

В заключение хочется отметить, что психологическое сопровождение в профессиональной деятельности сотрудников УИС является одним из важнейших направлений, именно от психологического и морального благополучия каждого сотрудника напрямую зависит уверенное владение оружием и выполнением поставленных служебных задач посредствам взаимодействия, сотрудничества, созданием определённых условий и оказанием помощи в условиях высокой стрессогенностью. Психологическое сопровождение не должно проходить формально, а только на высоком уровне, поскольку это важно не только для поддержания работоспособности самого сотрудника, но также окружающих его сотрудников.

Литература:

  1. Викторова Т. В. К вопросу о применении оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы и требования к их профессиональным качествам / Т. В. Викторова // Пенитенциарная наука. — 2014. — №. 2 (26). — С. 63–65.
  2. Зауторова Э. В. Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / Э. В. Зауторова // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2019. — №. 2 (6). — С. 99–105.
  3. Пронченко Д. А. Психологическое сопровождение сотрудников отдела охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием // Человек: преступление и наказание. — 2020. — С. 218–224.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, огнестрельное оружие, профессиональная деятельность сотрудников, сотрудник, уголовно-исполнительная система, высокий уровень, задача, оказание помощи, психологическое сопровождение сотрудников, система отношений.


Похожие статьи

Правовое воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы

Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы

Проблемы уголовно-правовой характеристики объекта убийства по найму

Влияние уровня тревожности на результативность огневой подготовки у сотрудников правоохранительных органов

Меры специально-криминологической профилактики преступности в сфере потребительского рынка

К вопросу о роли интуиции в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Особенности правового регулирования рекламной предпринимательской деятельности в судебной практике

Некоторые аспекты взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации по охране правопорядка в Российской Федерации

Методы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Похожие статьи

Правовое воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы

Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы

Проблемы уголовно-правовой характеристики объекта убийства по найму

Влияние уровня тревожности на результативность огневой подготовки у сотрудников правоохранительных органов

Меры специально-криминологической профилактики преступности в сфере потребительского рынка

К вопросу о роли интуиции в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Особенности правового регулирования рекламной предпринимательской деятельности в судебной практике

Некоторые аспекты взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации по охране правопорядка в Российской Федерации

Методы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Задать вопрос