В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.
Ключевые слова: налоговый контроль, цифровая экономика, цифровизация, технология больших данных, цифровые риски налогового контроля.
В современном мире — мире цифровых технологий, цифровизация проникла практически во все направления деятельности человека. Этот процесс актуален для всех сфер жизни общества, в том числе и сферы экономических отношений.
В рамках цифровизации экономики России необходимость развития и трансформации налоговой системы является неоспоримой. В свою очередь, это требует модернизации системы налогового контроля, как особой совокупности экономических отношений, реализуемых в интересах государства и носящих организованный характер. Это подчеркивается в работах многих авторов, среди которых В. А. Вайпан, И. А. Майбуров, В. Р. Пинская [2, 3, 4].
Целью исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, стало определение ключевых направлений модернизации налогового контроля через применение современных цифровых технологий, а также разработка практических предложений по их реализации.
На данный момент ещё не сформировано какого-либо единого понятия и сущности «цифровой экономики» или «цифровизации экономики», и в различных источниках можно найти различные трактования рассматриваемых терминов.
Официальное определение цифровой экономики содержится в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [1]. В нем четко выделено то, что цифровая экономика, по сравнению с предшествующей ей традиционной экономикой, обладает наибольшей эффективностью и во многом превосходит её в сферах производства, хранения продажи и доставки.
В. А. Вайпан полагает, что цифровая экономика представляет собой систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах [3].
В докладе НИУ ВШЭ, посвященном исследованию сущности цифровой экономики, выделены следующие ее особенности:
— активная торговля на интернет-площадках (с исп о льзованием интернет-ресурсов);
— использование вычислительной техники и программного обеспечения как базовой инфраструктуры предпринимательских структур;
— меньшая ценность рабочей силы и более существенный прирост добавленной стоимости, чем в традиционной экономике [5].
Можно сделать вывод, что независимо от реализуемых авторами подходов, ключевым моментом в интерпретации сущности цифровой экономики является не только сам факт появления цифровых технологий, но и их активное внедрение в различные сферы экономической деятельности.
Внедряются цифровые технологии и в сферу налоговых отношений в обществе.
В условиях цифровизации экономики налоговые органы уже сейчас активно применяют новые информационные технологии. Среди них: АИС «Налог-3», АСК НДС-3, межведомственный обмен сведениям. Реализуются технологии, обеспечивающие передачу, получение и обработку форм налоговой отчетности с использованием телекоммуникационных сетей и интернет-сервисов.
Статистика посещения онлайн-сервисов Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС) свидетельствует о ежегодном существенном приросте числа обращений к услугам этих сервисов [6]. Растет и число зарегистрированных пользователей этих сервисов. То есть, все большее число налогоплательщиков постепенно переходят на новый информационный уровень взаимодействия с налоговыми органами, а значит, на новый уровень должен перейти и налоговый контроль.
Процесс адаптации и внедрения цифровых технологий представляется исключительны важным для сферы налогового контроля.
Уже сейчас на основе цифровизации успешно начала применяться база автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость — ПК «НДС-2». Она позволяет проводить полную автоматизацию камеральных проверок налоговых деклараций по НДС. С помощью данного программного комплекса налоговые органы способны быстро выявить необоснованную налоговую выгоду, которые налогоплательщики пытаются получить, нарушая законодательство РФ и скрывая результаты своей реальной деятельности. Данная процедура направлена государственными органами на борьбу с «фирмами-однодневками» и показывает высокую свою эффективность.
Применение ФНС программного комплекса АСК «НДС-3» обеспечивает мониторинг всего пути прохождения товаров (работ, услуг), а также доходов и расходов налогоплательщиков по банковским счетам, выявляет не внесенные в бюджет суммы НДС и взаимозависимых лиц.
Как мы видим, есть значительные достижения в области использования цифровых технологий в сфере налогового контроля. Но нельзя не отметить и наличие ряда проблем в рассматриваемой сфере.
В качестве первой проблемы хотелось бы отметить сложность не только налогового контроля, но и самого налогообложения товаров, работ и услуг, связанных с цифровой сферой. Уже обыденные на бытовом уровне сделки с применением цифровых технологий (интернет-торговля, электронный бизнес, электронная коммерция) с трудом идентифицируются как объекты налогообложения, что приводит к выпадению их из налогооблагаемой базы. В законодательстве России не закреплен перечень критериев отнесения цифровых продуктов к товарам или услугам, не раскрыты особенности их налогообложения, в связи с чем затруднен налоговый контроль за этими объектами. А значит, назрела потребность во внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, который должен дополниться определенным списком новых понятий и определений, разъясняющих новые «цифровые» термины. Также необходима глубокая переработка системы налогообложения цифровых продуктов.
Второй немаловажной проблемой является появление новых экономических рисков, которые раньше не встречались и пути борьбы с которыми пока ещё обрели завершенный вид. Данные риски связаны с цифровизацией экономики, и весьма характерны для сферы налогообложения и налогового контроля. Полагаем для их описания можно воспользоваться термином — цифровые риски.
Росту цифровых рисков в сфере налогового контроля способствует появление новых моделей по ведению бизнеса, которые затрудняют идентификацию налоговыми органами денежных потоков хозяйствующих субъектов, а соответственно, делают невозможным как их налогообложение, так и контроль налогообложения.
Также большой проблемой реализации функций налогового контроля на текущий момент является тот факт, что современные информационные технологии открывают возможности покупателям получать возможность просмотреть и приобрести практически любой товар или услугу из любой точки мира, что соответственно также значительно затрудняет осуществление контрольных процедур.
Важнейшими из цифровых рисков в условиях цифровизации налогового контроля являются риски, связанные с внедрением технологий больших данных (Big Data). С одной стороны, применение данных технологий предоставит налоговым органам возможность доступа к полной информации о налогоплательщике (плательщике соборов или страховых взносов), находящихся его распоряжении активах доходах и расходах. Но, с другой стороны, многократно увеличиваются риски раскрытия налоговой тайны через взлом серверных хранилищ налоговых органов, несанкционированный доступ к ним.
Поэтому на контролирующие органы ложится большая ответственность по обеспечению безопасности любой информации по налогообложению физических и юридических лиц. А это уже требует и модернизации самих налоговых органов.
Таким образом, цифровизация налогового контроля является неотъемлемой частью цифровых процессов происходящих в экономике страны. Вместе с тем для нее характерны особые проблемы и риски, которые необходимо учитывать, предвидеть и искать пути решения.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 02.06.2022).
2. Вайпан, В. А. Основы правового регулирования цифровой экономики / В. А. Вайпан. — Текст: непосредственный // Право и экономика. — 2017. — № 11. — С. 5–18.
3. Майбуров, И. А. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 279 с. — Текст: непосредственный
4. Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием офшоров: монография / под ред. М. Р. Пинской. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 192 с. — Текст: непосредственный
5. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с. — Текст: непосредственный.
6. Федеральная налоговая служба: [сайт]. — URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 02.05.2022).