В статье рассматриваются ресурсы образовательной организации. Дается их общая характеристика: понятие, сущность и виды.
Ключевые слова : ресурсы, образовательная организация.
Под образовательными ресурсами понимается вся человеческая, материальная, нематериальная аудиовизуальная среда организации, которые облегчают управление образовательной организацией (ОО) и упрощают процесс обучения [2]. Они также включают в себя другие основные материалы, используемые ОО, чтобы сделать преподавание очень простым, а обучение более осмысленным и понятным для обучающихся. Образовательные ресурсы охватывают все те материалы, созданные людьми и не людьми, нарисованные или сфотографированные, созданные вручную или с помощью электроники, книги и все формы сопутствующего материала, используемые в процессе преподавания или обучения.
Образовательные ресурсы включают в себя учителей в ОО, реальные объекты, образцы или модели, мел и доски для демонстрации, здания образовательной организации и планировка, и другие основные материалы, такие как карандаши, ручки и тетради, которые обучающиеся должны иметь при себе в любой момент времени для облегчения их обучения. Образовательные ресурсы несомненно играют важную роль в развитии благоприятной среды для преподавания и обучения. Использование этих ресурсов может дать более ценное и мощное направление для учителя, чем любые личные усилия без применения этих материалов.
В образовательной организации ресурсы не только ограничены, но и могут быть эффективно и рационально использованы, когда управленческая деятельность должным образом согласована, организована, скоординирована и контролируется командой ОО. Это согласуется с мнением Бланта о том, что «не только наличие этих ресурсов гарантирует эффективную работу образовательной организации, но их адекватность и эффективное использование» [1]. Однако независимо от того насколько хорошо организована администрация образовательного учреждения или система любого уровня образования, без адекватного и эффективного использования имеющихся ресурсов ОО может не достичь желаемых результатов.
Адекватные и соответствующие ресурсы имеют жизненно важное значение в управлении образовательной организации. Надлежащее управление и использование этих ресурсов не только повысит моральный дух сотрудников, которые координируют другие виды деятельности в ОО, но и обеспечит достижение цели. Между тем нехватка или недостаточность этих ресурсов препятствует достижению целей администрации образовательной организации. Доступность образовательных ресурсов делает управление ОО эффективным и действенным, тем самым повышая результативность системы образования. Эффективное управление образовательной организацией ведет к эффективному учебному процессу, который дает качественный результат.
По мнению Пернай Николая Васильевича, заслуженного учителя России и кандидата педагогических наук, базовые ресурсы ОО в зависимости от их характера подразделяются на следующие категории [3]:
— Человеческие ресурсы. Они составляют жизненно важную составляющую любой образовательной организации. Человеческий ресурс в системе ОО включает преподавателей, администрацию и вспомогательный персонал. Человеческие ресурсы отвечают за планирование, организацию, координацию, контроль, управление и поддержание других видов ресурсов, административные и прогнозирующие способности ставят их выше других форм ресурсов. Вся деятельность любой ОО инициируется людьми, входящими в ее состав.
— Материальные ресурсы. Это ресурсы, которые можно легко увидеть и наблюдать в любой ОО. Материальные ресурсы включают в себя землю, здания, помещения, оборудования, транспорт, учебные и наглядные пособия. Они могут облегчить деятельность и процессы организации. Данные ресурсы не могут быть одинаковыми во всех образовательных организациях.
— Финансовые ресурсы. Они представляют собой средства, необходимые для бесперебойной работы ОО. Это действительно важный аспект, с помощью которого создаются, поддерживаются и функционируют другие факторы управления. Данные средства необходимы для приобретения помещений, оборудования и электроники, которые нужны для эффективной работы. Без надлежащего управления финансовыми ресурсами образовательным учреждениям трудно достичь своих целей.
— Информационные и коммуникационные ресурсы. Это разнообразная совокупность технологических средств, используемых для сбора, распространения, хранения, накопления и передачи информации в образовательном процессе. Эти ресурсы включают в себя компьютеры, иное ИКТ — оборудование, Интернет и педагогические технологии, которые обеспечивают обучение в современной информационно-образовательной среде.
— Ресурсы времени. Время является уникальным ресурсом и считается одним из самых ограниченных ресурсов, известных человеку. Время является самым дорогим из всех ресурсов из-за его невозвратной природы. В ОО управление временем осуществляется с помощью расписания. Правильное управление временем на рабочем месте имеет ряд положительных моментов, начиная от того, что сотрудники становятся более сфокусированными, и заканчивая снижением стресса.
— Правовое обеспечение. Образовательный процесс зависит прежде всего от качества нормативно-правового обеспечения ОО. Оно включает внешнее (международные, федеральные и региональные нормативно — правовые документы) и внутреннее (локальные акты ОО) обеспечения, которые регулируют отношения в образовательной организации и регламентируют ее деятельность.
Доступность образовательных ресурсов всегда рассматривалась как важная и неотъемлемая часть управления образовательной организацией и в основном направлена на улучшение всех других факторов в процессе преподавания и обучения. Таким образом, ОО обеспечивает тем самым качественное предоставление образовательных услуг обществу.
Литература:
- Blunt, P. Strategies for Enhancing Organizational Effectiveness in Third World. — Public Administration and Development: London, 1990.
- Борисов Е. Ф. Основы экономики. — М.: Юристъ, 2011.
- Пернай Н. В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. — М.: Интеллект-Центр, 2004.