Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 06.07.2022

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Греновецкая, Л. С. Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича / Л. С. Греновецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93805/ (дата обращения: 03.04.2025).



В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Уточняется важность в сказкотерапевтической работе развивающих игр В. В. Воскобовича, а также возможность использования данной программы в работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, сказкотерапия, развивающие игры, дошкольники.

Не так давно в современном обществе заговорили о важности становлении социального и эмоционального интеллекта дошкольника. Что означает понятие «социальный интеллект» и каковы его определяющие, мы попробуем осветить в данной статье, опираясь на труды многих психологов, а также исходя из собственного опыта работы.

Данный термин — «социальный интеллект» был веден в психологию Э. Торндайком в 1920 г. и обозначал «дальновидность межличностных отношений». В дальнейшем многие российские (М. И. Бобнева, В. П. Захаров, А. С. Кондратьева, А. Г. Шмелевидр.) и мировые (Г. Олпорт, О. Конт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Стенбергг) исследователи по-разному трактовали «социальный интеллект», в том числе высказывая идеи о том, что социальный и эмоциональный интеллект связаны между собой, либо являются пересекающимися, либо вырастают один из другого. Несмотря на разные точки зрения существующие в психологии, несомненно одно: эмоциональный и социальный интеллект связаны между собой. Неслучайно, ряд авторов, таких, как К. Джонс, Дж. Д. Дэй, Р. И. Риггио, Ушаков Д. В. [8, с. 5], создавая свою модель интеллекта (эмоционального либо социального), указывали в этой модели и эмоциональные факторы, и социальные

Можно утверждать, что в построении модели данных авторов встречались такие факторы, такие структурные особенности как:

— социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

— социальная память — память на имена, лица;

— социальная интуиция — оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

— социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий;

— эмоциональная чувствительность и эмоциональный контроль;

— сопереживание, как способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого;

— способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;

— социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. [3, с. 7]

В таких моделях мы видим, насколько перекликаются в своей структуре социальные и эмоциональные компоненты. Эта взаимосвязь эмоционального развития и развития социальных навыков позволяет нам говорить о социально-эмоциональном интеллекте.

На сегодняшний день вопрос развития социально-эмоционального интеллекта является одними из главнейших вопросов воспитания. В разделе 2.6. ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» зафиксирована важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Эмоции ребенка развиваются при помощи деятельности и зависят от структуры этой деятельности. Говоря точнее: для развития социально-эмоционального интеллекта нам необходимо создать для ребенка такую деятельность, которая активным образом удовлетворяла бы эмоциональные потребности малыша и помогала ему в формировании социальных навыков.

Разработанная нами программа «Умные игры в добрых сказках» отвечает вышеперечисленным требованиям к организации такой деятельности. Данная программа — это синтез сказкотерапии и развивающих игр.

Сказка — это практически универсальное развивающее средство. Сказка выводит ребенка за пределы воспринимаемого, погружает его в слои общества с широким спектром моделей поведения и, ориентируя в них, обеспечивает безусловное понимание и принятие нравственных норм. Сказка способствует формированию эмпатии, умению предугадывать поступки персонажей. Проживая вместе с ребенком сказку, мы не просто читаем ее. Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера персонажей. Он «примеряет» на себя его поступки и выносит нравственную и эмоциональную оценку. Дошкольник деятелен, и ему хочется помочь персонажам сказки, или хотя бы просто увидеть их. Выкладывая героев сказки с помощью игр В. В. Воскобовича, ребёнок создает свою иллюстрацию к сказке, как бы создавая свою «карту проживания» истории. У детей в этом возрасте преобладает образное мышление и создание такой иллюстрации не только служит развитию интеллектуальных навыков, но и закрепляет нравственные чувства и ориентиры. Отметим уникальность игр В. В. Воскобовича. Эти игры не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность. Стремление воплотить задуманный сюжет помогает формировать саморегуляцию. Дети понимают, что доведя до конца собственный замысел, они получат ни с чем ни сравнимое удовольствие творчества.

Вы наверняка видели, как малыш, пролистывая книгу, хмурится, глядя на медведя, улыбается «как зайчик» и делает «хитрое лицо» при виде лисы. Так и мы, выкладывая персонажей сказки с помощью развивающих игр, отражаем мимически и жестово их характер, проговариваем их эмоции и примеряем на себя их черты характера и поступки. Как писал А. В. Запорожец «у ребенка постепенно складывается эмоциональный образ изображаемых обстоятельств и взаимоотношений действующих лиц».

Учитывая, что происходит становление характера детей, но еще не сформирована адекватная самооценка, детям в проигрывании сказки полезно будет взглянуть со стороны на отрицательных персонажей. Наблюдая или проигрывая злого, сердитого, обиженного персонажа происходит коррекция нежелательных черт характера. Мы обязательно спрашиваем в конце: «Хотели бы вы дружить с таким (Дядей Мишей, Зайцем, Лисой и т.д.)? А вы не похожи на них?», и обязательно делаем вывод, что с таким (обиженным, злым, сердитым) никто не захочет дружить и у него не будет дружочка.

Отметим важность этой фразы. В возрасте 4–5 лет ребенок начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Но привязанности нестабильны, обиды жгучи и резки. Ребенок только учится выстраивать отношения с друзьями и понимать себя и свои поступки.

Таким образом, «выстраивая» сюжет сказки с помощью развивающих игр, понимая законы сказки, ее мораль, ребёнок понимает окружающий мир вокруг себя, учится контролировать и сдерживать свои эмоции (как Настенька в сказке «Морозко»), понимает, что на помощь придут к тем, кто улыбается и не жалуется («12 месяцев — падчерица»), осознает, как важно найти контакт с любым и не испугаться угроз («Заюшкина избушка»).

Осознавая все это, ребенок постепенно проникает в мир отношений и связей, мир нравственности и социальных установок. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Ряд образовательных областей, включенных в данную программу, представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами, включающими в себя культуру родного края, через знакомство со сказкой (авторской, народной). Данные произведения занимают очень важное место в воспитательном процессе и при правильном подходе к их использованию, могут стать эффективными средствами общения с ребёнком и донесения до него морально-этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными средствами развития воображения у дошкольников.

Программа уникальна тем, что подходит всем детям, в том числе и с ОВЗ. У детей массовых групп формируется понимание чувств и называние их, воспитание социальной компетентности, развитие творческого воображения, а детям, нуждающимся в коррекционной работе программа дает возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, помогает верно отреагировать эмоциями, даст одновременно разрядку и успокоение, поможет сформировать нравственные принципы. Важно помнить о том, что многие социально-личностные достижения, формируются у детей с сохранным развитием спонтанно, для детей с ОВЗ представляются затруднительными. Исходя из этого, стратегия программы направлена на создание и реализацию условий для всестороннего развития детей с учетом имеющихся у них нарушений и компенсаторных возможностей. Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, а работа с играми реализуют потенциальные возможности старших дошкольников.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.
  2. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А. А. Крылов [и др.]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. — С. 25–26.
  3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. — М., 1965. — 397 c.
  4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478 с.
  5. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — СПб.: СПбГУ, 1995(2). — 160 с.
  6. Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е. С. Михайлова (Алешина). — СПб.: ГП «Иматон», 1996
  7. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560с. — (Образовательный стандарт XXI).
  8. Савенков А. И. Концепция социального интеллекта. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  9. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
  10. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социально-эмоциональный интеллект, игра, сказка, эмоциональный интеллект, персонаж сказки, программа, развитие, социальный интеллект.


Похожие статьи

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы

В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Похожие статьи

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы

В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Задать вопрос