Интернет является наиболее актуальной средой у молодежи, что делает его перспективной площадкой для более эффективного взаимодействия и оказания социальной помощи молодым людям. Проведен опрос. В анкетировании участвовало 55 человек, были определены наиболее востребованные направления, формы обращения, а также вовлеченность молодых людей в различные проекты.
Ключевые слова: социальная помощь, Интернет, социальные услуги, молодежь.
В современном цифровом обществе инновации происходят так быстро, что часть населения не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Особой группой становится молодежь, образ жизни которой под воздействием цифровой среды претерпел ряд значительных изменений, среди которых: изменение формы проведения досуга, изменение каналов получения информации, видоизменение системы ценностей и жизненных ориентиров, формирование нового стиля общения и т. д. [2. с. 114]. Интернет рассматривается молодежью как основной источник информации, именно по этой причине мы считаем использование сетевых форм взаимодействия с молодыми людьми актуальной, а главное востребованной задачей современной молодежной политики.
Оказание социальной помощи населению регулируется ФЗ № 442, в 4 статье которого указаны основные принципы социального обслуживания населения [1]. Одним из наиболее перспективных инструментов реализации программ оказания социальной помощи, который соответствует действующему законодательству, является Интернет. Социальная работа в Интернете базируется на тех же этических принципах, что и традиционная работа, поэтому при реализации программ помощи не требуется формирование новой этики. Это значительно упрощает и ускоряет процесс интеграции инновационных форм социальной помощи [3. с. 430].
В связи с развитием Интернета появились и новые социальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди. Являясь одним из главных источников социализации современной молодежи, ими могут усваиваться не только положительные модели поведения, но и девиантные формы [4. с. 92]. Для решения этих проблем в сети появилась новая форма работы, которая получила название «цифровая молодежная работа» [3. с. 432]. Она может быть как дополнением к традиционным формам и методам, так и самостоятельным инструментом оказания помощи. На данный момент реализуются проекты и программы, которые оказывают молодежи необходимую помощь, однако развитию некоторых особенно востребованных в молодежной среде направлений стоит уделить особое внимание.
Мы находимся на этапе становления системы социальной работы в Интернете, и одна из целей — реализовать полный цикл оказания помощи. Важно уже сейчас определить наиболее востребованные у молодежи направления помощи, развитие которых в будущем должно помочь в решении возникающих проблем.
При рассмотрении возможностей развития сферы оказания социальной помощи в Интернете, было проведено анкетирование 55 человек (29 мужчин и 26 женщин). Это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, обучающиеся в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Респонденты должны были ответить на вопросы, связанные с обращением и формой обращения, участием в различных социальных проектах, а также отношением к возможности развития проектов социальной направленности в Интернете. Анкета состояла из 5 блоков, включая анкетные данные.
По результатам исследования, мы установили, что у молодых людей не сформирована позиция по форме обращения за помощью. Так, 33 человека ответили, что предпочитают обращаться за помощью «по ситуации», 9 человек предпочитают обращаться через Интернет, 8 человек обращаются «вживую» и 5 человек затруднились в выборе ответа. Исходя из полученных данных мы можем говорить о том, что на данный момент способы оказания помощи «вживую» и через Интернет существуют совместно и дополняют друг друга.
При рассмотрении перспектив развития сферы оказания социальной помощи в Интернете молодые люди уверены, что в будущем она действительно будет востребована. Так, 43 респондента считают, что в Интернете действительно удастся реализовать полный цикл оказания помощи. 7 респондентов сомневаются в этом. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что молодые люди считают данное направление перспективным и ожидают его развития (Рис. 1).
Рис. 1. Возможности оказания полного цикла помощи в Интернете
Для того, чтобы реализовать проекты и программы, оказывающие помощь молодым людям в Интернете, необходимо определить наиболее востребованные направления помощи. Респонденты отметили следующие востребованные, на их взгляд, цели обращения за получением помощи: социальные услуги, образовательные порталы, поиск работы и получение юридической помощи, психологическая помощь. Менее востребованными направлениями оказались: участие в донорских проектах и акциях, развитие творческих инициатив, поиск социальных акций, а также поиск финансовой поддержки для реализации собственных проектов (Рис. 2).
Рис. 2. Цели обращения молодых людей к различным Интернет-ресурсам за получением помощи
После определения популярных направлений помощи в сети, мы изучили опыт участия молодых людей в реализации проектов в Интернете. Оказалось, что только 3 респондентов принимают участие в социальных проектах и программах, 2 из которых отметили, что эти проекты реализуются не в Интернете (Центр социальной реабилитации, Центр по разрешению конфликтов), 1 респондент указал, что участвует в работе образовательного портала. Для того, чтобы понять: насколько молодые люди заинтересованы в участии в социальных проектах мы задали вопрос о том, «есть ли желание принять участие в реализации какого-либо проекта в Интернете». Только 7 человек ответили на этот вопрос утвердительно. Были отмечены следующие направления: образовательные порталы, помощь в борьбе с зависимостями, психологическая помощь, социальная реабилитация, помощь в трудоустройстве, донорские порталы, помощь в решении конфликтов.
Следующий вопрос был связан с возможными причинами, которые могут повлиять на отказ от обращения за помощью через Интернет. Среди таких причин молодые люди отметили: тревога за сохранность личных данных (38 ответов); нежелание и неготовность человека в обращении за помощью (35 ответов); отсутствие опыта взаимодействия с сайтами, оказывающими социальную помощь (33 ответа); неправильное оформление ресурсов (36 ответов), а также отсутствие упоминаний в СМИ (29 ответов).
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что при реализации проектов и программ помощи стоит особое внимание уделить актуальным и востребованным у молодежи направлениям. Кроме того, стоит дополнительно информировать о работе центров, проектов и программ в СМИ. Это должно увеличить количество обращений и ускорить процесс получения услуги, а также позволит молодым людям, желающим принять участие в развитии цифровой помощи, выбрать подходящую организацию. Особое внимание стоит уделить безопасности личных данных, а также правильному оформлению Интернет-ресурсов. Эти меры должны привести к развитию цифровой социальной работы и к оказанию полного цикла помощи в сети.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (в редакции от 11.06.2021).
- Аралина, А. В. Молодежь и Интернет / А. В. Аралина, Е. В. Бенько // Наука и образование сегодня. –2015. –№ 1. –С. 113–117.
- Иванова, М. М. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью / М. М. Иванова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. –2020. –№ 4. –С. 429–442.
- Нугаев, П. И. Влияние интернета и социальных сетей на современную молодежь / П. И. Нугаев // Вестник науки и образования. –2020. –№ 12–1 (90). –С. 91–94.